Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»
Оценка 4.7

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
28.01.2020
Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»
Технологическая карта урока физики в 11 классе по теме "Механические колебания"
11-sergeeva_i.v-fizika_v_11_klasse-mekhanicheskie_.docx

Технологическая карта урока физики в 11 классе МБОУ «Строевская СОШ».

 Учитель – Сергеева Ирина Валентиновна.   15.11.2018 г.

                                       

Номер урока в курсе: 20 урок (всего - 68 часов)

Номер урока в теме: 5 урок по теме «Колебания и волны» (всего - 14 часов)

Вид (тип) урока: Урок-зачёт по технологии формирующего оценивания.

Тема урока: Обобщение по теме «Механические колебания»

Учебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Физика. 11 класс. Базовый уровень.- М: Просвещение, 2016.

 

Цель урока: Систематизация знаний по теме «Механические колебания»

Задачи урока:

Обучающие: Повторить основные понятия темы; формулы для расчета периода колебаний маятника.  Формировать умения переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении заданий и составлять алгоритм предстоящей работы.

Развивающие: Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности. Формировать экспериментальные умения и навыки.

Воспитательные: Формировать целостное представление обучающихся о мире, о роли и месте физики в системе наук. Формирование деловой культуры общения.

Что должен знать обучающийся: Понятия: механические, свободные, гармонические, вынужденные колебания; амплитуда, период, частота колебаний; резонанс; математический и физический маятники. Обозначения величин, единиц их измерения. Формулы для вычисления периода колебаний маятников, уравнение колебательного движения.

Что должен уметь обучающийся: Давать определения понятиям. Применять полученные знания для решения задач. Выполнять экспериментальные задания, прогнозировать результат, делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: самоопределение (отношение к учению и поведение в процессе учебной деятельности), смыслообразование (смысл учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация (выделение следования моральной норме).

Предметные: 1) формирование научного мировоззрения; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
приобретение опыта экспериментальных исследований; развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики.

Метапредметные: Познавательные УУД: моделирование физического эксперимента, логические (умение анализировать и выводить следствия из имеющихся данных).

Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено), целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), оценка учебной деятельности (актуальный рефлексивный контроль).

Коммуникативные УУД: взаимодействие (коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника), кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели), интериоризация (рефлексия свих действий).

 

Демонстрационный материал: Листы работы на уроке, листы самооценки, подборка задач по теме, оборудование для выполнения экспериментальных заданий.

Контроль: Текущий, промежуточный; самооценка, взаимооценка,

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

 

Этап урока, задачи

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Промежуточный контроль

 I этап: мотивация к учебной деятельности  

Задача этапа: подготовить учащихся к выполнению требований учебной деятельности;

сформулировать цель и задачи урока.

Создает условия для включения учащихся в деятельность.

Помогает формулировать цель и задачи урока.

Сообщает о накопительной системе отметки на уроке, выдает листы самооценки работы на уроке (приложение 1).

Предлагает выработать критерии итоговой отметки за урок.

Включаются в деятельность.

Формулируют цель и задачи урока.

Вместе с учителем вырабатывают критерии итоговой отметки за урок.

Личностные УУД: самоопределение (самооценка – регулятивный компонент);

Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено);

Коммуникативные УУД: взаимодействие (коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника)

На листах работы на уроке определяют уровень своих знаний по теме.

II этап:  систематизация  знаний по теме урока

Задача этапа: обеспечить систематизацию знаний.

Создает условия для повторения учебного материала по теме урока:

1) физический диктант по понятиям, величинам и единицам их измерения;

2) заполнение пропусков в формулах

(приложение 2).

Выстраивают внутрисистемные связи по изученной теме:

1) пишут физический диктант;

3) повторяют формулы, комментируют их.

Регулятивные УУД: прогнозирование уровня знаний по теме, самооценка по итогам работы на этом этапе

Познавательные УУД: моделирование

Коммуникативные УУД: интериоризация (осознание и усвоение содержания).

На листах работы на уроке подводят итоги работы на данном этапе, выставляют самооценку.

 

III этап:  применение знаний.

Задача этапа: формировать умение учащихся решать задачи по теме урока и выполнять экспериментальные задания

Создает условия для решения задач по теме урока:

1) решение количественных задач трех уровней сложности (приложение 3);

2) экспериментальных заданий (приложение 4).

Оказывает помощь учащимся, корректирует решения.

Выполняет роль учителя-тьютора.

Определяют элементы знаний, в которых не уверены.

1) Решают задачи, выбирая их индивидуально по уровню сложности.

Сверяют свои ответы с ответами учителя, получают консультацию от педагога.

2) В парах-группах выполняют экспериментальное задание: обсуждают и анализируют условие задания, подбирают формулу и прогнозируют результат, выполняют эксперимент.

Регулятивные УУД: прогнозирование уровня знаний по теме, самооценка по итогам работы на этом этапе

Познавательные УУД: моделирование

Коммуникативные УУД: кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели); интериоризация (осознание и усвоение содержания).

На листах работы на уроке подводят итоги работы на данном этапе, выставляют самооценку.

 

IV этап: рефлексия учебной деятельности.

Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Домашнее задание.

Создает условия для оценки, самооценки и саморегуляции.

Домашнее задание – дифференцировано: учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности из тех, что не решили на уроке.

Соотносят  цель и задачи урока с результатами собственной деятельности;

Оценивают полученные результаты, устанавливают степень их соответствия.

Учащиеся выставляют отметки, записывают домашнее задание.

Личностные УУД: самоопределение (отношение к учению и поведение в процессе учебной деятельности);

Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: интериоризация (рефлексия свих действий)

Считают количество баллов, полученных на всех этапах урока, выставляют себе отметки, комментируют их.

 

Приложение 1. Лист самооценки работы на уроке:

 

Зачет по теме «Механические колебания». 11 класс

ФИО _______________________________________     Дата ______________

«+» - знаю, умею, «?» - не уверен(а), «-» - не знаю, не умею.

Этапы урока

Самооценка в начале урока

Максимальное количество баллов

Результат работы

Самооценка в конце урока

1. Физический диктант (понятия, величины, единицы их измерения), формулы

 

 

 

 

2. Решение задач

 

 

 

 

 

 

3. Выполнение экспериментальных заданий

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

Общее количество баллов - _________________

Отметка - ______________

 

 

                                                                                      

https://s3.pixers.pics/pixers/700/FO/59/78/79/30/700_FO59787930_2ba3ae7ac4aa9462858cbccec6a1710d.jpg     http://st.depositphotos.com/1967477/2738/v/950/depositphotos_27381665-Smiley-Emoticons-Surprise-Expression.jpg     http://vignette3.wikia.nocookie.net/absurdopedia/images/9/9a/%D0%98%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA.gif/revision/latest?cb=20140501173840     https://st.depositphotos.com/1037178/1375/v/950/depositphotos_13755040-stock-illustration-smiley-emoticons-face-vector-shocking.jpg     https://www.zelenograd.ru/img/9/1/8/918cc395753b367354ce34b766fcf01e.jpg

Приложение 2. Физический диктант:

 

Понятие

Определение

1. Механические колебания

А) материальная точка, подвешенная на идеальной (невесомой и нерастяжимой) нити

2. Свободные колебания

Б) периодические изменения физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса

3. Математический маятник

В) колебания, происходящие под действием внешней периодической силы

4. Пружинный маятник

Г) колебания в системе под действием внутренних сил, после того как система выведена из положения равновесия и предоставлена самой себе

5. Гармонические колебания

Д) движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени

6. Вынужденные колебания

Е) маленький шарик, нанизанный на гладкий горизонтальный стержень

7. Затухающие колебания

Ж) колебания при наличии сил сопротивления

 

Величина

Обозначение, единицы измерения, формула

Данные

8. Амплитуда

 

Xm, с, м,

T, ν, Гц

 

9. Период

 

10. Частота

 

 

Итого – _____ баллов

 

Приложение 3. Количественные задачи:

 

Задачи на 1 балл:

1. Тело за 10 с сделало 50 колебаний. Чему равен период колебаний?

2. Во время колебаний грузик, подвешенный на нити, проходит через положение равновесия с интервалом 0,5 с. Чему равен период колебаний?

3. Тело за 1 мин сделало 30 колебаний. Найдите период и частоту колебаний.

http://na-uroke.in.ua/image188-23.jpg4. Сколько колебаний выполнит материальная точка течение 5 с при частоте колебаний 440 Гц?

 Задачи на 2 балла:

1. На рисунке приведен график гармонического колебания. Найдите амплитуду, частоту и период колебания. Запишите формулу зависимости x(t).

2. Напишите уравнение гармонического колебания, если его амплитуда 0,5 м, а частота 25 Гц.

3. Колебания груза на пружине описывают уравнением х = 0,1sin0,5http://na-uroke.in.ua/image186-1.pngОпределите амплитуду, круговую частоту и частоту колебаний.

4. Колебания описывают формулой х= 0,12sin20http://na-uroke.in.ua/image184-1.pngt. Найдите амплитуду, частоту и период колебаний.

Задачи на 3 балла:

1. Во сколько раз уменьшится период колебаний пружинного маятника, если вместо груза массой 400 г к той же пружине подвесить груз массой 1,6 кг?

2. Найти отношение периодов двух математических маятников, если длина одного маятника 1,44 м, а другого – 0,64 м.

3. Груз, подвешенный к пружине, совершает 30 колебаний в минуту. Определить период колебаний, частоту и массу груза, если жесткость пружины 24 Н/м.

4. За одно и то же время один математический маятник делает 30 колебаний, а второй – 40. Какова длина каждого маятника, если разность их длин равна 7 см?

Приложение 4. Экспериментальные задания:

 

Задание № 1.

1. Оборудование: штатив, груз на нити.

Цель: уменьшить период колебания маятника.

 

Задание № 2.

1. Оборудование: штатив, пружина, два груза.

Цель: уменьшить период колебания маятника.

 

Задание № 3.

1. Оборудование: штатив, две пружины, груз.

Цель: уменьшить период колебания маятника.

 

Подсказка:

1. Вспомнить формулу для вычисления периода колебаний маятника.

2. Установить, от какой величины зависит период колебаний.

3. Обосновать предполагаемый результат с точки зрения математики.

4. Выполнить опыт.

5. Сделать вывод.

 

 

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе @Обобщение по теме «Механические колебания»

Технологическая карта урока физики в 11 классе  @Обобщение по теме «Механические колебания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020