конспект внеклассного мероприятия "Первоцветы"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мероприятие рассчитано на обучающихся 7 класса, знакомит с первоцветами и необходимостью охраны растений. Требует подготовки к мероприятию обучающихся в виде рефератов по теме мероприятия и презентации. Расширяет знания обучающихся о видах и разнообразии растений в Пермском крае. Носит воспитательный характер.Мероприятие рассчитано на обучающихся 7 класса, знакомит с первоцветами и необходимостью охраны растений. Требует подготовки к мероприятию обучающихся в виде рефератов по теме мероприятия и презентации. Расширяет знания обучающихся о видах и разнообразии растений в Пермском крае. Носит воспитательный характер.
Иконка файла материала путешествие к первоцветам7кл.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат №113 дляч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»г. Перми « Путешествие к первоцветам» Внеклассное мероприятие для учащихся 7­х классов Выполнила:  учитель биологии  Субботина С.В. г.Пермь 2018г.Тема:  Путешествие к первоцветам Цель:  формировать  у обучающихся знания о растениях­первоцветах Задачи: 1. Образовательная: расширять знания о разнообразии  первоцветов,  знакомство с легендами происхождения  первоцветов на земле. 2.Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на  основе полученной информации. 3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к первоцветам,  гуманное  отношение к природе. Оборудование: мультимидийный проектор, презентация, гербарий. Предварительная работа: подготовка докладов учащимися на тему  «Легенды о первоцветах». Ход занятия 1.Организационный момент Учитель ­ Угадайте загадку. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... Ответ (Весна) ­ А чем радует нас весна? (ответы детей) ­ Молодцы! Не только пением птиц, тёплым солнышком и лёгким ветерком  встречает нас весна. Радует нас весна первыми цветами – первоцветами. ­ Ребята, может быть, кто­нибудь из вас уже догадался,  о чём мы будем  говорить сегодня?  (о первоцветах). ­ Обратите внимание на это сложное слово. Сколько корней оно имеет? (2  корня: перв и цвет с соединительной гласной о) ­ Объясните, почему слово первоцветы имеет два корня? (первые цветы) ­ Правильно, ребята, растения, которые ранней весной зацветают первыми,  называют первоцветами.­ Сегодня мы будем говорить о первоцветах. 2.Изучение нового материала                                                                 Педагог читает сказку «Как появились цветы на земле». Возвращался Иван­Царевич от Бабы­Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой  дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким­маленьким мостиком. Бросилась Баба­яга  за Иваном­Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а  он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки  цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана­Царевича, а другие –  ядовитые – там, где Баба­Яга ступала. Так появились цветы на земле. Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет  растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла  пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и  луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В  начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное  количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой. Учитель ­ Отгадав загадку, вы узнаете название первого первоцвета (слайд с  иллюстрацией галантуса) ­ Из­под снега расцветают, раньше всех весну встречают (подснежники) ­ Название этого цветка является родственным слову снег и в природе этот  цветок с ним непосредственно связан? Учащийся  (Легенда о подснежнике) Учитель ­Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения,  зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие  подснежники. Научное их название ­ "галантус", что в переводе с латыни  обозначает «молочноцветник». ­Почему подснежники ничего не боятся так рано появляться? ( ответы детей) ­ Ребята, я знаю такой секрет. Вы очень любознательны и я  вам его открою. ­  А может быть вам известно, когда растение начинает расти? (ответы детей). ­  Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный,  он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с  большим содержанием сахара во время  небольших морозов не замерзают.Учитель ­ Название этого цветка связано с ветром.  (слайд с иллюстрацией ветреницы) Учащийся  (Легенда о ветренице) Учитель ­ Растут анемоны на опушках леса и берегах рек, где ветер раскачивает их венчики, а потом разносит семена. И поэтому их еще называют ветреницами.  Из 90 видов этого растения у нас чаще всего встречается анемона немороза с  белыми цветами и ажурными листьями. Смотреть на анемоны не только  приятно, но и полезно ­ букет белых анемон помогает снять усталость с глаз. ­ Зацветет ветреница ­ и покажется, что вернулась зима и украсила все  большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь ­ и белые цветы  тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при  наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это  способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению  пыльцы. Это растение ядовито, используется для лечения болей в суставах.  Своё название получило за то, что расцветает в период ветров. Учитель ­ Чтобы узнать, о каком растении пойдет речь дальше ­послушайте загадку.     (слайд с иллюстрацией мать­и­мачехи) Золотые лепестки, Хрупкий стебелек. Распустился у реки  Солнечный цветок. Только тучка набежала, Сжались лепесточки, На зеленых стебельках – Круглые комочки.  (мать­и­мачеха) ­Интересное название у этого цветка. Послушайте,  почему его называют мать­ и­мачеха. Учащийся (Легенда о мать­и­мачехе) Учитель ­ Листья у  неё  крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а  снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти  особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а  верхняя сторона листьев неласковая  «мачеха». Латинское название означает  «Выводящее кашель». Мать­и мачеха цветет до того, как развернутся зеленые  листья. Листья и цветки мать ­ и­ мачехи  применяют при кашле, для  полоскания горла. Учитель ­ Послушайте ещё загадку.(слайд с иллюстрацией медуницы )Лиловый, красный, голубой – Цветет любимая пчелой В дубраве царь­девица Никто другой в стране лесной Не может, как она весной В 3 цвета нарядиться    (медуница) Учащийся  (Легенда о Медунице) Учитель  ­Медуница ­ этот очаровательный весенний цветок, появляющийся дней через 8­10 после мать­и­мачехи. Ранней весной у нее вырастают зеленые, но  безлистные стебли с цветками. И только к началу лета, когда от цветоносных  побегов не останется и следа, распускаются листья. До осени накапливается  достаточно питательных веществ, чтобы растение весной снова начало цвести  и плодоносить. Когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. ­ А знаете, почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан  окрашивает лепестки в ярко­розовый цвет.  Через несколько дней клеточный  сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей. Учитель Следующая загадка: (слайд с иллюстрацией одуванчика) ­ Глазок золотой на солнце глядит,  как солнце нахмурится, глазок прищурится.  На лугу у реки золотые огоньки,  дождь заморосил, огоньки погасил.    (одуванчик) Учащийся    (Легенда об одуванчике) Учитель ­ Русское название "одуванчик" получил из­за необычайной легкости, с  которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики­семянки на  пушистых летучках отрываются и разлетаются.  Об одуванчике говорят: "С  молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка". ­Одуванчик лекарственный? Почему получил такое название?  Стимулирует  функции почек и печени. Одуванчик лекарственный обладает желчегонным,  жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим легким  снотворным действием. Водный настой корней и листьев одуванчика  улучшает пищеварение, аппетит и общий обмен веществ, Одуванчик  лекарственный рекомендуют при диабете, как тонизирующее средство при  общей слабости, для лечения анемий.  А где еще используют одуванчик?  (ответы детей)Молодые листья одуванчика практически лишены горечи ипотому часто используются для приготовления салатов и борщей, из цветков  одуванчика варят варенье, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый  мёд», а из поджаренных корней — суррогат кофе. ­ У одуванчика есть удивительная способность предсказывать ненастье. В  ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и  закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются. Учитель    (слайд с иллюстрацией сон­травы ) Фиолетовый цветок И пушистый стебелек. Тихий нежный перезвон Так и клонит, клонит в сон. Учащийся  (Легенда о сон – траве) Прострел даурский, или сон – трава, украшает склоны, берега и насыпи,  железных дорог.   По ­  другому его называют «бобрик», потому что  он весь  покрыт серебристым пушком. А почему растение зовут сон­травой?  Согласно поверьям этот весенний цветок способен навевать сны. Учитель Отгадайте загадку:    (слайд с иллюстрацией ландыша) Белые душистые, в лесу растут, весной цветут? Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш). На зелёном шнурочке белые звоночки. Учащийся (Легенда о ландыше) Учитель ­ Многие люди любят этот скромный цветок – ландыш. Его фарфоровые  чашечки привлекают к себе взоры и больших и маленьких. Но ландыш ядовит  для людей и животных. Поэтому нельзя жевать цветки и листья ландыша.  Ядовита даже вода,  в которой стояли эти цветы. В букет ландышей не  следует включать другие цветы, потому что они преждевременно завянут с  этим «неуживчивым» красавцем. Из ландыша изготавливают капли для  сердца. Учитель ­А каком растении пойдет речь дальше, попробуйте догадаться: В Древней Персии нарцисс называли “наргис» означает “красивый глаз”. Учащийся (Легенда о нарциссе) Учитель ­В Швейцарии устраивались праздники нарцисса: в первое воскресенье мая  все здания украшали разноцветными флагами, а двери домов и магазинов —  гирляндами из нарциссов. На улицах и площадях устраивались гулянья.  Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв.Учитель -А каком первоцвете пойдет речь дальше догадаетесь, если выполните работу по оригами (тюльпан) Тюльпан пришел к нам из Персии. Считают, что название гордого цветка происходит от слова дульбаш - турецкое -тюрбан, которым обозначался восточный головной убор. На Руси еще в XII веке были известны дикие виды тюльпанов, правда, назывались они цветками «лола». Кстати, в Турции тюльпаны называют «лале». Садовые тюльпаны в России выращивают 300лет столетия. 3.Повторение изученного: ­ Узнай первоцвет (Собрать разрезанную картинку цветка, подписать  название) ­ Отгадайте кроссворд (слайд) ­ Составить пословицу Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно. Весна красна цветами,  а осень плодами Аленький цветок  бросается в глазок. Где цветок, там и медок. ­ Найдите  название первоцветов в таблице. С Й Ф К Я И Р Г О Т А О В Д Ц Д П Е Ь Б Ю Л С Н О Ч С Т А Т И Н Р Н Р Т С Я Е Ж Н Е И Д А К И Ц Н Ы Ш Х В Е А Г К А Б Х К А П Р А Т И А У Й ( подснежник, ветреница,  ландыш,  сон­трава) ­Как вы думаете, почему именно эти первоцветы в этой таблице?­Правильно. Эти, первоцветы занесены в красную книгу и их необходимо,  охранять.  ­Назовите правила по охране первоцветов ( слайд с правилами по охране  первоцветов) Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.  Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком ­Творческая работа ­Создайте  плакаты в защиту первоцветов и по возможности  сочините  слоганы. На экране слова ­ помощники для слогана. Лес Чудес Букет Первоцвет Берегите Сохраните Учитель ­Прежде, чем сорвать цветок, в лесу или на лугу, подумайте, может он вам не  так уж и нужен. Ведь если он останется в природе, полюбоваться им смогут  люди через много лет и красота не исчезнет с планеты Земля. Ученик Если б в поле расцвели, только белые цветы Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты. Если б в поле расцвели только жёлтые цветы Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты. Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки, Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар Земной. (Б. Александров)4. Итог урока. Учитель Закончилось наше путешествие в мир ранних, самых смелых первых цветов.  Вслед за ними заспешат к нам и остальные. Цветы – символ прекрасного,  улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют  охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь,  преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище.  В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова  звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не  только лесами, лугами, но и душой».  И закончить наш урок мне хочется словами великого сказочника Г. Х.  Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».  «Кто любит цветы, тот не может быть злым»(слайд)