Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"
Оценка 5

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
07.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"
Цели и задачи занятия: - продолжать знакомить обучающихся с правилами хорошего тона и манерами поведения в разных жизненных ситуациях, знать и помнить определенные нормы и правила, принятые в обществе; - воспитывать вежливость, умение контролировать свои эмоции и поступки; - формировать положительные эмоции, позитивное отношение к окружающему миру и умение относиться к окружающим с должным вниманием, поддерживать психологически благоприятную атмосферу в человеческом обществе.
хороший тон.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­  продолжать   знакомить   обучающихся   с   правилами   хорошего   тона   и   манерами поведения в разных жизненных ситуациях, знать и помнить определенные нормы и правила, принятые в обществе; ­ воспитывать вежливость, умение контролировать свои эмоции и поступки;  ­ формировать положительные эмоции, позитивное отношение к окружающему миру и умение относиться к окружающим с должным вниманием, поддерживать психологически благоприятную атмосферу в человеческом обществе. Формы   и   виды   деятельности:  лекторий   с   просмотром   мультимедийной презентации, мини­проекты обучающихся, ситуативная игра, анкетирование Необходимое   оборудование:  ТСО   (компьютер,   экран,   презентация);   домашние заготовки обучающихся (мини­проекты) по теме; раздаточный материал – анкеты. ПРОВЕДЕНИЕ: 07 сентября 2017 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. Организация. Целеполагание Воспитатель.  Добрый вечер, уважаемые старшеклассники! Чтобы определиться с темой   нашей   сегодняшней   беседы,   вам   нужно   будет   прочитать   приведенные   на   экране народные   пословицы   и   поговорки.   Внимательно   прочитайте   и   скажите,   о   чем   вы   них говорится, что их объединяет: В просьбе поклон не в потерю. Где больше двух, там говорят вслух. Когда потчуют, и воду пей. На всякие приветы надобно иметь ответы. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив. Не слушал начала, так жди конца. Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Спеси боятся, а вежливость чтут. Хлеб­соль кушай, а хозяина слушай. Вежливость ничего не стоит, но приносит много. ­ В пословицах говорится о вежливости, благодарности, о правилах поведения, о добром, внимательном, уважительном отношении к людям. ­   Верно.   Сегодня   нашу   беседу   мы   посвятим   этикету,   хорошим   манерам   и вежливому тону, поговорим о самых простых, но очень важных, общепринятых в нашем обществе   правилах   поведения.   В   наше   время   технологий   правила   хорошего   тона   (или этикет) остаются все также актуальными. Сформулируйте цель нашего занятия. Ответы обучающихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Лекция с сопровождающей презентацией Мы   по­разному   общаемся   со   своими   друзьями   и   с   незнакомыми   людьми,   со сверстниками и с людьми  старшего возраста. Мы используем  не только разные формы поведения,  но даже   одеваемся   по­разному  в различных  ситуациях.  Правила  поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, и называются этикетом. Что же такое этикет или правила хорошего тона? Существует любопытная версия о происхождении данного слова. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика XIV. Садовник   как­то   пожаловался   на   дворян,   которые   вытаптывали   лужайки   Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты, и попросил издать указ о том, что «не   следует   пренебрегать   надписями».   На   одном   из   своих   приёмов   Людовик   XIV распорядился раздать гостям карточки с правилами поведения. От французского названия такой вот карточки – «этикетки» – и произошло слово «этикет». В   «Словаре   по   этике»   так   разъясняется   значение   этого слова: этикет (фр. étiquette –   ярлык,   этикетка) –   совокупность   правил   поведения, касающихся   отношения   к   людям   (обхождение   с   окружающими,   формы   обращения   и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых   всем   было   бы   комфортно.   Сложившиеся   правила   поведения   помогают   людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Часто соблюдение этикета называют хорошим тоном   или   хорошими   манерами.   По   мнению   автора   всем   известной   книги   о   Гулливере Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Многие   правила  этикета  никто  не  придумывал   специально.   Они  возникали  как удобные и разумные формы общения людей. Практически этикет выражается по­разному: у него есть словесные и несловесные средства. Общаясь   с   другими   людьми,   мы   часто   используем   специальные   словесные формулы   вежливости,   которые   знакомы   и   понятны   всем.   Например: здравствуйте!   до свидания! будьте добры! извините! пожалуйста! Впрочем,   хороший   тон   может   выражаться   не   только   в   словах,   но   и   в   позах человека, в его жестах и движениях. Например, каждому воспитанному человеку известно, что   некрасиво   поворачиваться   спиной   к   своему   собеседнику.   Каждому   из   нас   также понятно, что означают приветственное рукопожатие при встрече, радушная улыбка или, наоборот, неприветливое выражение лица. Соблюдая правила этикета, мы часто используем различные предметы (например, преподносим букет цветов или почтительно снимаем шляпу). Мы   стремимся   к   тому,   чтобы   наша   одежда   соответствовала   окружающей обстановке: в школу и на дискотеку мы одеваемся по­разному, для участия в новогоднем маскараде или в спортивных соревнованиях выбираем совершенно разные костюмы. По тому, как вы держитесь, как употребляете пищу, какие произносите слова, судят о вашем уровне культуры. Часто от первого впечатления, которое мы производим на окружающих, зависят многие наши успехи или неудачи. А повседневная жизнь ведь чуть ли не каждый день предлагает различные ситуации, когда просто необходимо знать, как себя вести. Например, Вас   пригласили   в   театр   или   на   день   рождения.   Что   следует   надеть,   чтобы   выглядеть нарядным, но не оказаться среди людей белой вороной? Какие подарки не рекомендуется делать? А если на праздничном столе лежат различные незнакомые вам приборы – как с ними обращаться? И если вы знакомы с правилами этикета ­ правилами хорошего тона, такие задачки решить   несложно.   А   если   пока   подобные   вопросы   вызывают   у   вас   недоумение   или непонимание, то с правилами поведения вам обязательно нужно познакомиться. Ваши друзья специально для сегодняшнего разговора подготовили доклады ­ мини­ проекты о правилах хорошего тона, принятых в обществе. Предоставим им слово. 2. Представление мини­проектов обучающихся 1)   Кого   подводит   дурной   тон   и   зачем   нужно   знать   и   выполнять общепринятые правила поведения Дети   дошкольного   возраста   не   всегда   соблюдают   общепринятые   правила поведения,   и   им   это   снисходительно   прощают.   Потому   что   всем   давно   известно:   если родители ребёнка – хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как   со   временем   он   усваивает   правила   поведения   в   обществе,   и   не   будет   огорчать взрослых. Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники – младшие ли, старшие ­ то окружающие бывают возмущены. И это справедливо. На самом деле, окружающим людям очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте школьников, на   неопрятно   одетых   мальчишек   и   девчонок,   не   умеющих   пользоваться   столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям. А   ведь   усвоить   основные   правила   поведения   в   обществе   не   так   уж   и   трудно: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться! Родители всегда требуют от нас соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к нам приходят гости или когда мы находимся в общественных местах без взрослых. Некому подсказать, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть, если мы ведём себя некрасиво. В таких вот ситуациях и проявляется наша взрослость и самостоятельность. Но есть и ещё одно важное обстоятельство: мы представляем свою семью. Разве я, например, захочу, чтобы о   семье, о моих родителях думали плохо? Обычно ведь всегда случается   так,   что   когда   встречают   грубого,   невоспитанного   человека,   то   обязательно думают или произносят вслух примерно следующее: «Что за родители у этого ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?». Чтобы   не   подводить   своих   родителей   и   учителей,   которые   учат   нас   хорошим манерам, давайте постараемся быть воспитанными и вежливыми людьми. Давайте никогда не   будем   позорить   тех,   кто   нас   воспитывает,   на   ком   лежит   ответственность   за   наше воспитание: свою семью и школу! 2) Если ты находишься на улице или в общественном транспорте Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отношение к ним обязательны для воспитанного человека. Нужно быть внимательными к окружающим нас людям и доброжелательными в общении с ними. Наверное,   любому   из   нас   часто   приходилось   наблюдать   со   стороны   различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров: Вот   в   вагоне   метро   сидит,   развалившись   и   закинув   ногу   за   ногу,   паренёк   в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде. Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому­то неприятен, а вкусное лакомство – запачкать сиденья вагона или одежду кого­либо из пассажиров. А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров,  забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью. Вот   девочка   входит   в   вестибюль   метро,   забыв   придержать   закрывающуюся   за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека. Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает   воспитанности.   А   ведь   в   данном   случае   воспитанность   –   это,   прежде   всего, соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте. Запомним эти правила:  Перед   тем   как   выйти   из   дома   на   улицу,   посмотри   на   себя   в   зеркало   и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.  Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто­ то не ответил на твоё приветствие, не обижайся – человек мог задуматься о чём­то своём.  Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что­либо или на кого­либо,   никогда   не   показывай   пальцем   –   сделай   это   взглядом   или поворотом головы.  Если   рядом   с   тобой   поскользнулся   или   упал   прохожий,   помоги   ему подняться.  Если   тебе   навстречу   идёт   человек   старшего   возраста,   посторонись   и пропусти его вперёд.  Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.  При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик, юноша или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.  В   общественном   транспорте   всегда   уступай   место   пожилым   людям   и женщинам с маленькими детьми.  Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, – пользуйся не руками, а голосом.  Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.  Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать   сиденье   вагона   или   одежду   пассажиров.   Кроме   того,   вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека, малопривлекателен.  Автомобили, автобусы, троллейбусы – все виды городского транспорта – всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране,   и   его   нужно   запомнить.   Если   ты   не   хочешь   никогда   ни   с   кем столкнуться  на улицах  города – держись  правой стороны и расходись  с прохожими только вправо.  Соблюдай   правила   дорожного   движения.   Переходи   улицу   только   на зелёный   сигнал   светофора!   Никогда   не   перебегай   дорогу   перед движущимся транспортом! 3) Если ты приглашён на день рождения Собираясь к друзьям или родственникам на день рождения, конечно, необходимо подумать не только о том, как одеться, но и о том, какой приготовить подарок. О  подарке   принято  заботиться  заранее.   Ведь  главное,   чтобы   подарок  доставил радость тому, кому он предназначается. Никогда не дари того, что тебе самому не нужно или не нравится. Вспомни, что любит твой товарищ, какую вещь ему особенно хотелось бы иметь. Ему будет приятно узнать, что ты так внимателен. Но тебе ни в коем случае не стоит хвалиться, какого труда тебе стоил подарок, или когда­нибудь напоминать, что эту вещицу подарил своему другу именно ты. Не старайся истратить на подарок много денег. Всем понятно, что сам ты ещё не зарабатываешь   деньги,   а   берёшь   их   у   родителей.   Кроме   того,   дорогой   подарок   всегда ставит в неловкое положение того, кому он предназначен. Лучше постарайся проявить выдумку, сделать из своего поздравления приятный сюрприз. Самыми лучшими считаются подарки, сделанные собственными руками. Если ты умеешь,   обязательно   что­нибудь   смастери,   сшей,   свяжи,   испеки   для   своего   друга. Нарисовать картину или сочинить стихотворение и сделать посвящение другу – это всегда самый дорогой знак внимания и любви. Можно   нарисовать   поздравительную   газету   или   открытку,   самостоятельно придумать   весёлые   тексты,   нарисовать   рисунки,   использовать   фотографии.   А   можно оформить фотоальбом, который расскажет о жизни или достижениях твоего друга, сделав интересные подписи к фотографиям. Ещё можно придумать интересную и весёлую викторину с забавными призами для гостей и виновника торжества. Такие поздравления запоминаются надолго и обычно бережно хранятся. Главное – позаботься, чтобы твоё поздравление не вызвало обиды и разочарования. Хорошим подарком может быть не только аудио­ или видеокассета, компьютерная или настольная игра, но и экспонат в коллекцию друга – монета, книга, марка, ручка, мягкая   игрушка.   Любой   коллекционер   будет   рад   подарку,   который   пополнит   его коллекцию. Обязательно   подумай,   как   оформить   подарок.   Лучше   всего   завернуть   его   в специальную подарочную бумагу, положить в коробку или в сумочку опять же из яркой бумаги либо пластика, которые продаются в магазинах. Цветы и конфеты – всегда уместные и приятные подарки для всех. Правда, ещё совсем   недавно   было   принято   дарить   цветы   без   всякой   упаковки.   Но   современные дизайнеры сейчас придумывают столь оригинальные методы упаковки для букетов, что сама упаковка воспринимается как подарок. Собираясь на день рождения:  Оденься   опрятно   и   нарядно   –   этим   ты   выразишь   своё   отношение   к праздничному событию, по поводу которого приглашён.  Не опаздывай. Заставлять себя ждать бестактно по отношению и к хозяину, и к другим гостям.  Войдя   в   комнату,   громко   и   внятно   поздоровайся   со   всеми присутствующими. Здороваться с каждым за руку не обязательно.  Перед тем как вручить подарок, удали наклейку с ценой. Кассовый  чек прилагают к подарку только в том случае, если на покупку есть гарантия, и его, в случае необходимости, можно будет обменять. Вручая подарок, не забудь сказать несколько тёплых слов. Не критикуй подарки других гостей.  Соблюдай   правила   поведения   за   столом.   Не   тянись   через   весь   стол   за вкусным   угощением   –   попроси   соседей   передать   его   тебе.   Обязательно похвали угощение и поблагодари хозяйку.  Не   сиди   молча,   не   заставляй   себя   развлекать.   Прими   участие   в   общей беседе. Расскажи какую­нибудь интересную историю. Если ты умеешь петь или играть на каком­либо музыкальном инструменте, не отказывайся это сделать, когда тебя об этом попросят. 3. Ситуативная игра «Пожалуйста» (физминутка) Цель: развитие произвольности, активизация слухового внимания Воспитатель   просит   игроков   выполнять   разные   движения   ­   поднять   руки вверх, присесть. Но игроки выполняют команду, только если воспитатель произносит вежливое   слово   «пожалуйста».     Если   это   слово   не   произносится,   то   движение выполнять не надо: ­ Встаньте. ­ Встаньте, пожалуйста. ­ Поднимите руки вверх. ­ Поднимите, пожалуйста, вверх руки. ­ Будьте добры, похлопайте. ­ Вытяните правую руку вперёд. ­ Вытяните вперёд, пожалуйста, левую руку. ­ Пожалуйста, наклонитесь вперёд. ­ Выпрямитесь. ­ Выпрямитесь, пожалуйста. ­ Присядьте, пожалуйста. ­ Будьте добры, встаньте.  ­ Спокойно присядьте на своё место. ­ Спокойно присядьте на своё место, пожалуйста. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Заполните, пожалуйста, анкету (раздаточный материал) – см. Приложение. 2. Подведение итога Абсолютно всем, без преувеличения, окружающим нас людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие всегда бы уважали их и чтобы никто­никто не   делал   им   никаких   замечаний.   А   весь   секрет   в   том,   что   только   к   вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по­доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Так каков же был сегодня предмет нашего разговора?  Ответы обучающихся. Ваши друзья сегодня рассказывали, как правильно вести себя в самых различных ситуациях. Конечно, с какими­то правилами вы уже давно знакомы и, наверное, вам уже много   рассказывали   о   том,   как   нужно   вести   себя   на   улице,   в   школе,   в   общественных местах,   в   транспорте.   Но   обобщить   подобные   знания,   ещё   раз   прослушав   об   этом, выглядеть достойно и не совершать досадных ошибок, собираясь на день рождения к другу или в театр, ни для кого не будет лишним. Ведь повторение – мать учения, как говорится. Надеюсь, что домашние заготовки – мини­проекты ваших друзей помогли вам в этом. Будьте   же   всегда   вежливыми,   соблюдайте   правила   хорошего   тона,   старайтесь выглядеть взрослыми и воспитанными людьми в обществе, в котором живёте, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. Желаю вам в этом успехов. Наше занятие подошло к концу. До свидания! До новых встреч! АНКЕТА ПО ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА Приложение 1. Кто должен здороваться первым: стоящий         или проходящий       ?  (Первым здоровается проходящий). 2. Вы   приглашаете   гостей   за   стол. Кто   должен   сесть   за   стол   первым? _______________________________________________________________ (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая). 3. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин       , или тот, кто выходит       ? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина). 4. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место? ________________________________________________________________ (Необходимо сесть на ближайшее свободное место). 5. Как   быть   с  мороженым   в  театре   или   кинотеатре,   если  ты   не   успел   его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?  ________________________________________________________________ (Выбросить в урну). 6. При разговоре по телефону кто здоровается первым? _______________________________________________________________ (Позвонивший, представившись). 7. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? _______________________________________________________________ (Позвонивший). 8. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?   шоколад, ________________________________________________________________ (Полученные   в   подарок   фрукты,   торт предлагаются всем).   конфеты, 9. Как надо есть хлеб?  ________________________________________________________________ (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками). 10. С какой стороны обходят прохожих?  ________________________________________________________________ (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Золотые правила хорошего тона"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2019