Конспект вводного занятия по программе туристко-краеведческой направленности "Путешествие Маши и Медведя по "малой Родине"
Оценка 4.8

Конспект вводного занятия по программе туристко-краеведческой направленности "Путешествие Маши и Медведя по "малой Родине"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
история +1
Взрослым
06.01.2017
Конспект вводного занятия по программе туристко-краеведческой направленности "Путешествие Маши и Медведя по "малой Родине"
Занятие предполагает выявление уровня знаний обучающихся младшего школьного возраста в области краеведения и ознакомление их с понятием "краеведение", предметами русского крестьянского быта и основными ремёслами Липецкого края, бытовавшими на данной территории. В ходе занятия используются видеоматериалы о мастере-гончаре и создании романовской глиняной игрушки.Вводное занятие по программе туристско-краеведческой направленности для учащихся младшего школьного возраста с использованием видеоматериалов о создании романовской глиняной игрушки и передвижной экспозиции из предметов русского крестьянского быта, найденных участниками детской комплексной экспедиции "ДОКИ" по Липецкому району Липецкой области.
ЕРШОВА А.А. Конспект Путешествие Маши и Медведя по малой Родине.doc

 

 

Конспект открытого занятия

 «Введение в образовательную программу «Лик Родины моей»

«Путешествие Маши и Медведя по «малой Родине»

 

    Разработала: Ершова Алина Александровна, педагог дополнительного образования  ДТ «Октябрьский»,  руководитель детского объединения «Краеведение»

 

 

 

Цель - формирование у обучающихся представления о краеведении как  увлекательном и действенном способе познания родного края

 

Задачи:

·       образовательные –  углубить начальные знания в области истории и культуры  Липецкого края; корректировать понятия «краевед», «родной край»;

 

·       воспитательные – формировать действенную любовь к родному краю; осознание уникальности и самобытности истории и культуры малой Родины;

 

·       развивающие: развивать познавательную  активность

 

Оформление: выставка книг о Липецком крае, презентация «Прошлое идёт рядом» (все фотографии представляют предметы из фондов Музея декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский»)

ТСО: информационные – ноутбук, мультимедийный экран, проектор, аудиоколонки

 

 

Ход занятия:

 

Музыка:              таинственная из мультфильма «Маша и Медведь»

 

Оргмомент. Знакомство с обучающимися (тон  педагога загадочный, настраивающий на интригу):

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Липецкому краю. Вашим экскурсоводом буду я – Ершова Алина Александровна, педагог Дома творчества «Октябрьский».  А поедем мы на виртуальном автобусе. Вот только я опасаюсь,  что у нас  с вами дорога будет нелёгкая!  Вы же не готовились заранее… Может, просто посидим и книжки о Липецком крае полистаем? Я их много принесла: обо всех 18 районах нашей области! Или всё-таки отправимся в путешествие? Не боитесь?

 

Ответы детей:  Не боимся!

 

Экран:                появляются герои мультфильма «Маша и медведь».

 

Озвучка с экрана:        

Маша:  Здравствуйте! Подождите! Подождите! Кто едет? Куда едет? Свободные места есть?

 

Экскурсовод:      Едем на экскурсию в один из 18-ти районов Липцкой области – Липецкий район! Хорошим и любознательным попутчикам мы всегда рады. Занимайте места!

Озвучка с экрана:        

Маша:        Мишка, Мишка! Побежали быстрее!

 

Музыка:              весёлая

(В кабинет заходят Маша и Медведь (ростовая кукла) и усаживаются рядом с ребятами.)

 

Экскурсовод:      Здравствуйте, Маша и Медведь! Спешите – мы отправляемся в путь!

За окнами автобуса остаётся наш любимый город. Поэтому сейчас я подниму руку и пока буду ей махать, мы будем с городом  прощаться и кричать: «Липецк!».  Как только я опущу руку, вы должны назвать старинный предмет, который появляется на волшебном экране. Если подниму руку опять, то снова кричим название нашего города.

 (Ведущий проводит игру «Липецк» 3-4 раза, на экране появляются поочерёдно экспонаты Музея ДПИ ДТ «Октябрьский»: прялка, лапти, ступа, самовар.)

 

Экран:      появляются поочерёдно экспонаты Музея ДПИ ДТ «Октябрьский»: прялка, лапти, ступа, самовар

 

Если дети затрудняются назвать, то Маша подсказывает  правильное название экспоната, а Медведь одобрительно кивает головой.

 

Экскурсовод:      Молодцы, вы не только громко и задорно кричите, но знаете названия предметов, которыми пользовались наши предки, а в некоторых домах они и сейчас сохранились. А  сейчас эти вещи хранятся в музее Дома творчества «Октябрьский», где я работаю.

Музыка:     запись песни Т.Водопьяновой «Липецкий край»  в исполнении Ю.Бураковой, выпускницы ДТ «Октябрьский»

 

Экран:                карта Липецкой области

 

Экскурсовод:       В некотором царстве, в Липецком государстве

Жил да был народ честной, работящий, удалой,

Всем хорош был местный люд, дел хватало там и тут,

Сталевары, кузнецы – весть о них во все концы

Разлеталась по Руси.  И кого ты не спроси,

Говорили, что липчане  многое умеют  сами,

Крепко край родной свой любят  и о прошлом не забудут!

 

Экран:                карта Липецкой области, где мигает курсор, указывающий на Липецкий край

 

Экскурсовод:      Стоп, приехали! Мы с вами оказались в самом ближайшем к нам районе  нашей области – Липецком!

 

Экран:                ярмарка

 

Экскурсовод:       Удачно попали! Сегодня – базарный день! Приглашаю на ярмарку!

 

(Экскурсовод накидывает на плечи платок и берёт в руки лоток  с товарами: глиняными игрушками,  глиняным кувшином, посудой, расписанной хохломскими узорами.)

Мужик хлопочет у возов

Среди лошадок и коров.

Привез обильную поклажу:

Что на обмен, что на продажу.

Тут птица, яйца, шерсть, холстина,

Кошелка, лапти и скотина.

Зерно привезено на ссыпку…

Вот и лови, барышник, рыбку!

                                               (Отрывок из стихотворения поэта-земляка  В.Бобровского)

 

Товар на ярмарке – загляденье!  В хозяйстве нужен всем, и не один, звонкий  глиняный кувшин!  А вот игрушка-веселушка: петушок-свистунок, индюшка-задира да собака Жучка - хвостик-закорючка! Есть конь ретивый, долгогривый! Дёшево отдам, ведро – алтын, купите, всего три копейки!  Да подуйте  в свистульки, повеселись, народ!

(Раздаёт свистульки детям, они дуют в них и оставляют их себе на память.)

         Разбирайте подарки с ярмарки – до сих пор живёт древнее ремесло изготовления глиняной игрушки.

         В Липецком районе издавна жили  мастера-глинщики, так их тогда называли. Особенно славилось ими село Романово (ныне Ленино). Игрушки  из глины делали вначале на забаву детям, а потом их стали успешно продавать, и многие покупают их теперь как украшение для дома!

         Хотите попасть к такому мастеру в гости и узнать секреты его мастерства? Тогда внимание на экран, съёмку проводили юные краеведы из нашего Дома творчества.

 

Экран:                видеозапись «Мастер глиняной игрушки В. Маркин лепит игрушки» (1:26 сек.)

 

Экскурсовод:      А хотите на ярмарку свой товар представить?

 

Маша:                 Это какой ещё товар?  Миш, у нас же ничего нет!

 

Медведь показывает недоумение.

 

Экран:                фотографии  изделий с хохломской росписью

 

Экскурсовод:              Вся золотисто-краснолика

                                      В тарелочках не полутьма,

                                      Не сумрак в вазах и солонках, -

                                      А расписная… (хохлома).

Давайте сами создадим сувенир, украшенный этими удивительными узорами, потому что именно в Липецком районе была фабрика «Липецкие узоры», где в 70-е годы прошлого века работали мастера хохломской росписи.

(Экскурсовод проводит  конкурс «Нарисуем хохлому».)

Экран: поэтапное изображение элементов хохломской росписи (в ходе конкурса).

Экскурсовод:      Начнём с азов:  ваша «кисточка» - это левая рука соседа. Своей правой рукой вы берёте левую руку соседа и рисуете фон: в хохломе он бывает чёрного или красного цвета. У кого плохое настроение – рисуем чёрный фон, у кого хорошее – красный.

Экран:       появляется  красный фон

Экскурсовод:      Посмотрите, у всех вас – настроение просто замечательное! Теперь своей правой рукой вы берёте левую руку соседа и рисуете основной элемент росписи - «кудрину».

Экран:      постепенно проявляется изображение кудрины

Экскурсовод:      А теперь рисуем ягодки! В хохломе ягоды яркие, сочные: малина, клубника, вишня! Побольше, побольше рисуем ягодки, вспоминаем лето! А теперь посмотрим, что же получилось?

Экран:  изображение доски, расписанной полностью хохломскими узорами

 

Маша:                 Миш, а Миш! Здорово получилось!  Только  вот жалко, что и путешествие виртуальное скоро закончится, и вещи старинные где ещё увидишь…

Медведь показывает огорчение.

Экскурсовод:      А вы, ребята, знаете, где можно увидеть старые вещи наших предков?

Ответы детей:   У меня есть в деревне! В Интернете на картинках! В музеях!

 

Экскурсовод:      Вы все правы, а предметы старины, которые вы увидели сегодня на фотографиях, собраны юными исследователями в Липецком районе в 2011 году и хранятся в музее декоративно-прикладного искусства нашего Дома творчества.

И чтобы вы увидели, какими экспонатами  пополнился этот музей именно в Липецком районе, мне нужна ваша помощь.

 

 (Экскурсовод проводит  игру «Видели-видели».)

 

Экскурсовод:                Приготовьтесь – начинаем

                                      Вам вопросы задавать.

                                      Если экспонат знаком вам,

                                      То должны вы отвечать:

                                      «Видели, видели, мы в музее видели!»

 

 

Экскурсовод:                Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? (Ступа.)

 

Медведь выкатывает ступу и ставит её в мини-экспозицию.

 

Экскурсовод:                Ступу узнали? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!» Её нам подарили в селе Крутые Хутора.

 

                                     На осине (липе) сижу,

сквозь клёну гляжу,

берёзой трясу.  (Прялка.)

 

Машенька приносит прялку и ставит её в мини-экспозицию.

 

Экскурсовод:      Сложно?  А владельцы прялки в селе Студёные Хутора Липецкого района вам могут не только подарить будущий экспонат и рассказать, что обычно пряха сидела на дощечке (донце), которое чаще всего  делали из осины. На этой доске на высокой подставке (стояк, ствол) крепился гребень, на который надевали кудель (вычесанный и перевязанный пучок льна, шерсти), гребни делали из клёна. Что же касается берёзы, то имеется в виду веретено (точёная палочка с заострёнными концами и утолщением в нижней трети); его крутили, вертели правой рукой, наматывая на него нитку. Прялку вы видели? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!»

 

                                      И последний экспонат!

                                      Сделан много лет назад…

                                      Без рук, без ног,

                                      Во все стороны клонится.

                                      (В нём ребёнку крепко спится!)

 

Машенька приносит люльку  и тоже ставит её к остальным экспонатам.

 

Экран:                ступа, прялка и люлька на фоне экспозиции музея ДПИ «Предметы крестьянского быта»

 

Маша:                 Миш, а Миш! А что же это получается: мы и путешествовали вместе, и с мастерами народными встречались, о ярмарке, о народной игрушке, о старинных вещах узнали. Прямо какие-то поисковики получаемся, да, Миш?

Медведь изображает гордость.

Экскурсовод:      Не поисковики, а кто, ребята? Вы догадались, как называют тех людей, которые изучают родной край?

                            Тех, кто край родной изведал,

                            Называют… краеведы!

 

Экран:      фотографии юных краеведов-участников летних экспедиций  «ДОКИ» в разноцветных галстуках        , обозначающих определённую исследовательскую группу

 

Экскурсовод:      Прошлое идёт рядом. Нужно только чуть-чуть замедлить свой ход и присмотреться к тому, что, возможно, находится в родной деревне, или прислушаться к тому, что рассказывают ваши бабушки, дедушки и пожилые соседи. Вот тогда пополнится ваш краеведческий багаж!

А  наша виртуальная экскурсия по одному из районов Липецкого края закончилась... Но сколько тайн и загадок малой Родины вы сможете разгадать, если придёте на занятия краеведением в Дом детского творчества «Октябрьский»!


Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу «Лик

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу «Лик

Оргмомент. Знакомство с обучающимися (тон педагога загадочный, настраивающий на интригу): -

Оргмомент. Знакомство с обучающимися (тон педагога загадочный, настраивающий на интригу): -

Экран: появляются поочерёдно экспонаты

Экран: появляются поочерёдно экспонаты

Мужик хлопочет у возов Среди лошадок и коров

Мужик хлопочет у возов Среди лошадок и коров

В тарелочках не полутьма,

В тарелочках не полутьма,

Экскурсовод: Вы все правы, а предметы старины, которые вы увидели сегодня на фотографиях, собраны юными исследователями в

Экскурсовод: Вы все правы, а предметы старины, которые вы увидели сегодня на фотографиях, собраны юными исследователями в

Прялку вы видели? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!»

Прялку вы видели? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017