Конспект открытого занятия
«Введение в образовательную программу «Лик Родины моей»
«Путешествие Маши и Медведя по «малой Родине»
Разработала: Ершова Алина Александровна, педагог дополнительного образования ДТ «Октябрьский», руководитель детского объединения «Краеведение»
Цель - формирование у обучающихся представления о краеведении как увлекательном и действенном способе познания родного края
Задачи:
· образовательные – углубить начальные знания в области истории и культуры Липецкого края; корректировать понятия «краевед», «родной край»;
· воспитательные – формировать действенную любовь к родному краю; осознание уникальности и самобытности истории и культуры малой Родины;
· развивающие: развивать познавательную активность
Оформление: выставка книг о Липецком крае, презентация «Прошлое идёт рядом» (все фотографии представляют предметы из фондов Музея декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский»)
ТСО: информационные – ноутбук, мультимедийный экран, проектор, аудиоколонки
Ход занятия:
Музыка: таинственная из мультфильма «Маша и Медведь»
Оргмомент. Знакомство с обучающимися (тон педагога загадочный, настраивающий на интригу):
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Липецкому краю. Вашим экскурсоводом буду я – Ершова Алина Александровна, педагог Дома творчества «Октябрьский». А поедем мы на виртуальном автобусе. Вот только я опасаюсь, что у нас с вами дорога будет нелёгкая! Вы же не готовились заранее… Может, просто посидим и книжки о Липецком крае полистаем? Я их много принесла: обо всех 18 районах нашей области! Или всё-таки отправимся в путешествие? Не боитесь?
Ответы детей: Не боимся!
Экран: появляются герои мультфильма «Маша и медведь».
Озвучка с экрана:
Маша: Здравствуйте! Подождите! Подождите! Кто едет? Куда едет? Свободные места есть?
Экскурсовод: Едем на экскурсию в один из 18-ти районов Липцкой области – Липецкий район! Хорошим и любознательным попутчикам мы всегда рады. Занимайте места!
Озвучка с экрана:
Маша: Мишка, Мишка! Побежали быстрее!
Музыка: весёлая
(В кабинет заходят Маша и Медведь (ростовая кукла) и усаживаются рядом с ребятами.)
Экскурсовод: Здравствуйте, Маша и Медведь! Спешите – мы отправляемся в путь!
За окнами автобуса остаётся наш любимый город. Поэтому сейчас я подниму руку и пока буду ей махать, мы будем с городом прощаться и кричать: «Липецк!». Как только я опущу руку, вы должны назвать старинный предмет, который появляется на волшебном экране. Если подниму руку опять, то снова кричим название нашего города.
(Ведущий проводит игру «Липецк» 3-4 раза, на экране появляются поочерёдно экспонаты Музея ДПИ ДТ «Октябрьский»: прялка, лапти, ступа, самовар.)
Экран: появляются поочерёдно экспонаты Музея ДПИ ДТ «Октябрьский»: прялка, лапти, ступа, самовар
Если дети затрудняются назвать, то Маша подсказывает правильное название экспоната, а Медведь одобрительно кивает головой.
Экскурсовод: Молодцы, вы не только громко и задорно кричите, но знаете названия предметов, которыми пользовались наши предки, а в некоторых домах они и сейчас сохранились. А сейчас эти вещи хранятся в музее Дома творчества «Октябрьский», где я работаю.
Музыка: запись песни Т.Водопьяновой «Липецкий край» в исполнении Ю.Бураковой, выпускницы ДТ «Октябрьский»
Экран: карта Липецкой области
Экскурсовод: В некотором царстве, в Липецком государстве
Жил да был народ честной, работящий, удалой,
Всем хорош был местный люд, дел хватало там и тут,
Сталевары, кузнецы – весть о них во все концы
Разлеталась по Руси. И кого ты не спроси,
Говорили, что липчане многое умеют сами,
Крепко край родной свой любят и о прошлом не забудут!
Экран: карта Липецкой области, где мигает курсор, указывающий на Липецкий край
Экскурсовод: Стоп, приехали! Мы с вами оказались в самом ближайшем к нам районе нашей области – Липецком!
Экран: ярмарка
Экскурсовод: Удачно попали! Сегодня – базарный день! Приглашаю на ярмарку!
(Экскурсовод накидывает на плечи платок и берёт в руки лоток с товарами: глиняными игрушками, глиняным кувшином, посудой, расписанной хохломскими узорами.)
Мужик хлопочет у возов
Среди лошадок и коров.
Привез обильную поклажу:
Что на обмен, что на продажу.
Тут птица, яйца, шерсть, холстина,
Кошелка, лапти и скотина.
Зерно привезено на ссыпку…
Вот и лови, барышник, рыбку!
(Отрывок из стихотворения поэта-земляка В.Бобровского)
Товар на ярмарке – загляденье! В хозяйстве нужен всем, и не один, звонкий глиняный кувшин! А вот игрушка-веселушка: петушок-свистунок, индюшка-задира да собака Жучка - хвостик-закорючка! Есть конь ретивый, долгогривый! Дёшево отдам, ведро – алтын, купите, всего три копейки! Да подуйте в свистульки, повеселись, народ!
(Раздаёт свистульки детям, они дуют в них и оставляют их себе на память.)
Разбирайте подарки с ярмарки – до сих пор живёт древнее ремесло изготовления глиняной игрушки.
В Липецком районе издавна жили мастера-глинщики, так их тогда называли. Особенно славилось ими село Романово (ныне Ленино). Игрушки из глины делали вначале на забаву детям, а потом их стали успешно продавать, и многие покупают их теперь как украшение для дома!
Хотите попасть к такому мастеру в гости и узнать секреты его мастерства? Тогда внимание на экран, съёмку проводили юные краеведы из нашего Дома творчества.
Экран: видеозапись «Мастер глиняной игрушки В. Маркин лепит игрушки» (1:26 сек.)
Экскурсовод: А хотите на ярмарку свой товар представить?
Маша: Это какой ещё товар? Миш, у нас же ничего нет!
Медведь показывает недоумение.
Экран: фотографии изделий с хохломской росписью
Экскурсовод: Вся золотисто-краснолика
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках, -
А расписная… (хохлома).
Давайте сами создадим сувенир, украшенный этими удивительными узорами, потому что именно в Липецком районе была фабрика «Липецкие узоры», где в 70-е годы прошлого века работали мастера хохломской росписи.
(Экскурсовод проводит конкурс «Нарисуем хохлому».)
Экран: поэтапное изображение элементов хохломской росписи (в ходе конкурса).
Экскурсовод: Начнём с азов: ваша «кисточка» - это левая рука соседа. Своей правой рукой вы берёте левую руку соседа и рисуете фон: в хохломе он бывает чёрного или красного цвета. У кого плохое настроение – рисуем чёрный фон, у кого хорошее – красный.
Экран: появляется красный фон
Экскурсовод: Посмотрите, у всех вас – настроение просто замечательное! Теперь своей правой рукой вы берёте левую руку соседа и рисуете основной элемент росписи - «кудрину».
Экран: постепенно проявляется изображение кудрины
Экскурсовод: А теперь рисуем ягодки! В хохломе ягоды яркие, сочные: малина, клубника, вишня! Побольше, побольше рисуем ягодки, вспоминаем лето! А теперь посмотрим, что же получилось?
Экран: изображение доски, расписанной полностью хохломскими узорами
Маша: Миш, а Миш! Здорово получилось! Только вот жалко, что и путешествие виртуальное скоро закончится, и вещи старинные где ещё увидишь…
Медведь показывает огорчение.
Экскурсовод: А вы, ребята, знаете, где можно увидеть старые вещи наших предков?
Ответы детей: У меня есть в деревне! В Интернете на картинках! В музеях!
Экскурсовод: Вы все правы, а предметы старины, которые вы увидели сегодня на фотографиях, собраны юными исследователями в Липецком районе в 2011 году и хранятся в музее декоративно-прикладного искусства нашего Дома творчества.
И чтобы вы увидели, какими экспонатами пополнился этот музей именно в Липецком районе, мне нужна ваша помощь.
(Экскурсовод проводит игру «Видели-видели».)
Экскурсовод: Приготовьтесь – начинаем
Вам вопросы задавать.
Если экспонат знаком вам,
То должны вы отвечать:
«Видели, видели, мы в музее видели!»
Экскурсовод: Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? (Ступа.)
Медведь выкатывает ступу и ставит её в мини-экспозицию.
Экскурсовод: Ступу узнали? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!» Её нам подарили в селе Крутые Хутора.
На осине (липе) сижу,
сквозь клёну гляжу,
берёзой трясу. (Прялка.)
Машенька приносит прялку и ставит её в мини-экспозицию.
Экскурсовод: Сложно? А владельцы прялки в селе Студёные Хутора Липецкого района вам могут не только подарить будущий экспонат и рассказать, что обычно пряха сидела на дощечке (донце), которое чаще всего делали из осины. На этой доске на высокой подставке (стояк, ствол) крепился гребень, на который надевали кудель (вычесанный и перевязанный пучок льна, шерсти), гребни делали из клёна. Что же касается берёзы, то имеется в виду веретено (точёная палочка с заострёнными концами и утолщением в нижней трети); его крутили, вертели правой рукой, наматывая на него нитку. Прялку вы видели? Тогда кричим: «Видели, видели, мы в музее видели!»
И последний экспонат!
Сделан много лет назад…
Без рук, без ног,
Во все стороны клонится.
(В нём ребёнку крепко спится!)
Машенька приносит люльку и тоже ставит её к остальным экспонатам.
Экран: ступа, прялка и люлька на фоне экспозиции музея ДПИ «Предметы крестьянского быта»
Маша: Миш, а Миш! А что же это получается: мы и путешествовали вместе, и с мастерами народными встречались, о ярмарке, о народной игрушке, о старинных вещах узнали. Прямо какие-то поисковики получаемся, да, Миш?
Медведь изображает гордость.
Экскурсовод: Не поисковики, а кто, ребята? Вы догадались, как называют тех людей, которые изучают родной край?
Тех, кто край родной изведал,
Называют… краеведы!
Экран: фотографии юных краеведов-участников летних экспедиций «ДОКИ» в разноцветных галстуках , обозначающих определённую исследовательскую группу
Экскурсовод: Прошлое идёт рядом. Нужно только чуть-чуть замедлить свой ход и присмотреться к тому, что, возможно, находится в родной деревне, или прислушаться к тому, что рассказывают ваши бабушки, дедушки и пожилые соседи. Вот тогда пополнится ваш краеведческий багаж!
А наша виртуальная экскурсия по одному из районов Липецкого края закончилась... Но сколько тайн и загадок малой Родины вы сможете разгадать, если придёте на занятия краеведением в Дом детского творчества «Октябрьский»!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.