Цель: Обогащать положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомого литературного произведения; поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками
Задачи:
Обучающие:
- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров;
- формировать более детальное представление о животных холодных стран.
Развивающие:
- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные возможности и способности детей;
- развивать фантазию, творческое воображение, умение не только придумывать название загадочному животному, но и сочинять сказочные истории о нем.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
- воспитывать любовь и гуманное отношение к животным.
Ход деятельности:
Этап деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
I этап Организационный Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности, активизировать мыслительную деятельность, сконцентрировать внимание детей. |
Ребята, давайте мы с вами поприветствуем наших гостей, что нужно говорить, когда в группу кто-то приходит? Молодцы! Давайте начнем наше занятие.
|
Нужно сказать здравствуйте.
|
Организация детей на предстоящую деятельность. Установление эмоционального контакта |
2 этап Мотивационно- побудительный. Этап предстоящей деятельности
|
Ребята, а вы любите сказки? Что вам больше всего нравится в сказках? Выслушивая ответы детей совместно прийти к выводу о волшебстве Назовите ваши любимые сказки? Педагог наводящими, уточняющими вопросами помогает им делиться своими впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Сегодня нам предстоит путешествие в сказку. А для этого нужно немного пофантазировать и помечтать. Сказка в которую мы с вами отправимся, вам всем знакома. Она о дружбе и взаимовыручке, о смелости и отваге. О том, как дружба помогает победить самых страшных и коварных врагов. Сейчас я назову вам героев, характерные предметы и явления из этой сказки, и вы легко сможете отгадать ее название. Хотите попробовать? Тогда слушайте внимательно, постарайтесь не пропустить ни одного слова. Я буду произносить их парами, итак: девочка и мальчик, розы и друзья, осколок и зеркало, холод и зима, разбойница и королева, олень и снег, доброе сердце и капли слез. Конечно, это сказка «Снежная Королева». А вы, ребята, можете себе представить, как будто вы отправились в путешествие на Север с Гердой и Каем? |
Да, любим
Волшебство
Дети вспоминают названия и сюжеты знакомых сказок, высказываются.
Да. Дети внимательно слушают и приходят к выводу что это сказка «Снежная Королева» Ответы детей
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность.
Активизация памяти. Создание атмосферы доверия |
|
Тогда вспомните, где находится дворец Снежной Королевы? Кто помог девочке добраться до владений Снежной Королевы?
Действительно, это был северный олень. Он согласился показать все самое интересное, что есть в этой холодной стране, Герде и Каю. А мы с вами представим, что тоже будем путешествовать вместе с нашими героями. Для начала отгадайте, кто живет в этой северной стране. Педагог читает стихотворение-загадку В.Лактионова Вразвалку ходит не спеша, Хорош как рыболов. В воде летает что стрела, Преследуя мальков, Прогулки любит среди льдин. Одежда – фрак, зовут - …… Живет в краю холода, снега и льда, Ему не страшна ледяная вода, Не ленится рыбку ловить каждый день, Зовется животное это…. Воспитатель читает стихотворение-загадку О. Удачной Невидимка в белой шубке, Хищник – остренькие зубки. Лис, охотник и хитрец, Называется…. Воспитатель читает стихотворение-загадку Л. Шишкиной. У него большие бивни, Ходит ластами во льдах, Этот зверь, довольно сильный, В северных живет морях. Воспитатель читает стихотворение-загадку Ж. Синючковой. Отличные зренье с слух зверь имеет. Под снегом учуять добычу сумеет! В мороз удается ему не болеть. Он Арктики житель. Он …. Молодцы, все загадки разгадали. Как вы думаете, почему эти животные могут жить в холодных странах? А еще у некоторых животных таких как моржи, тюлени, пингвины, организм защищен от мороза толстым слоем жира. Посмотрите вон там вдалеке дружно идут пингвины. Игра с движениями «Пингвины» Идут вразвалочку пингвины По огромной белой льдине. Друг за другом, все гуськом По снегу прямо босиком. Вот и море, остановка, Начинают подготовку. Рыбку чтоб в воде поймать, Нужно воздуха набрать. Растопырить крылышки.
Смело прыгают пингвины Прямо в море с белой льдины. И плывут уж по волнам, Машут крылышками нам.
Поохотились пингвины, Вновь вернулись все на льдину. И гуськом пошли домой Кормить птенчиков едой. С пингвинами поиграли и дальше пошли. Посмотрите, вокруг горы ледяные, льдины скользкие. А впереди ледяная берлога. Вон и медведи! Надо в лапы им не попасться. Игра «Белые медведи» Условно (с помощью шнура или скакалки) обозначается «берлога», в которой будут «жить», «белые медведи». Двое детей берутся за руки – это «медведи». Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать других детей. Потом «медведи» ложатся спать, а затем снова идут на охоту. Игра проводится до тех пор, пока не останется двое непойманных детей. Чтож, ребята, медведи оказались совсем не злыми. А теперь и другие животные решили с нами поиграть. Они предлагают играть в прятки. Игра «Чей, чье, чья?» Дети рассматривают картинки с изображениями животных, которые спрятались. Взрослый задает им вопрос, дети отвечают. За льдиной спрятался пингвин - Чье ухо? - Чей хвост? - Чья морда? На берегу лежит тюлень - Чья морда? - Чьи лапы? - Чье туловище? По льдине идет медведь - Чьи лапы? - Чей нос? - Чье ухо? Молодцы, а сейчас постарайтесь узнать животное по описанию. Игра «Узнай животное по описанию» Я буду зачитывать внешние признаки животного, а вы должны угадать какое именно животное я описываю, договорились? Готовы? Цвет шерсти у этого зверя напоминает снег. Шерсть густая, толстый слой жира под кожей. Ловит рыбу в холодной воде, любит спать в самые холодные месяцы зимы. Является хищником. Кто это? Ходит на двух лапах. Вместо еще двух лап у него крылья. Вся спинка черная, а брюшко белое. Прекрасно плавает и ныряем, при этом совершенно не намокает. Он высиживает яйца стоя. В сильные холода эти животные собираются в стаи и согреваются, прижимаясь друг к другу. Передние и задние лапы большие и подвижные, задние лапы немного похожи на хвост. Он может передвигаться только на передних лапах. Прекрасный пловец, легко догоняет рыб, кальмаров. Кожа гладкая темно-серого цвета. Это морское животное. Оно похоже на огромного тюленя со складками на коже. У него два больших бивня, которые могут достигать двух метров в длину, с их помощью они ищут ракушек и крабов в песке, на дне моря и глотают их целиком. Очень медленно передвигаются по суше, лежат на берегу или на льдинах, но оказавшись в воде, они становятся ловкими пловцами, которых не догонишь. Молодцы, ребята, всех животных узнали. Кай и Герда приготовили вам новое задание. Посмотрите на картинки с животными – здесь перепутались все части. Необходимо правильно их собрать, чтобы получилось изображение со знакомыми всем животными, которые нужно назвать. По окончании совместной деятельности педагог обязательно подводит итог: «Давайте посмотрим, что у вас получилось?» А сейчас предлагаю вам продолжить работу за столами. За каждым столом – команда смышленых ребят, которые все вместе будут выполнять задания. Поиграем и узнаем, какая команда окажется самой дружной и внимательной, ребята какой команды умеют лучше друг с другом договариваться. Итак, первое задание. Герда и Кай придумали новых животных и дали им свои названия, а вы попробуйте их угадать. Игра «Загадочное животное» Вам нужно отгадать из названий каких животных получиились следующие слова: пингвиномедведь, тюленеморж, котобелмедведь, тюленепингвин. Каждой команде дается свое слово для отгадывания. А теперь я предлагаю вам нарисовать свое загадочное животное, а затем представить его по следующему плану: Как выглядит это животное( У нашего животного туловище медведя, а голова и лапы как у пингвина) Какого оно размера? С дом? С дерево? И т.д. Доброе оно или нет? Чем оно питается? Как передвигается? Какую пользу приносит природе? Мы сегодня побывали на Севере, но пора возвращаться домой. Педагог читает стихотворение С. Васильевой. Ветер, снег и лед – Но не мечтают о тепле, Кто же там живет, На холодной земле? Морж, песец и тюлень Любят ветренный край Белый мишка, олень – Для них Север как рай. Спасибо за занятие. Можете идти играть. |
На далеком, холодном Севере, в Лапландии. Герде до владений Снежной Королевы помог добраться олень.
Внимательно слушают и отгадывают загадки.
Пингвин
Тюлень
Песец
Морж
Белый медведь
Они не мерзнут, потому что у них теплый мех.
Дети идут друг за другом по кругу, переваливаясь с боку на бок.
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Надувают щеки. Разводят руки в стороны и растопырив в пальчики, шевелят ими. Прыгают на месте
Выполняют плавательные движения, поочередно поднимая то левую, то правую руку. Поворачиваются и возвращаются на свои места.
- Пингвинье ухо - Пингвиний хвост - Пингвинья морда.
- Тюленья морда. - Тюленьи лапы. - Тюленье туловище.
- Медвежьи лапы. - Медвежий нос. - Медвежье ухо.
Соглашаются.
Да, готовы.
Белый медведь
Пингвин
Морской котик
Моржи
Дети рассаживаются за столы и начинают выполнять задания.
Дети составляют рассказ о своем загадочном животном и решают кто из команды будет о нем рассказывать. При необходимости обращаются за помощью к педагогу.
|
Организация детей на предстоящую деятельность. Установление эмоционального контакта.
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности
Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
Способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию.
Способность к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т.п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.п. |
4 этап Заключительный Подведение итогов. Оценка результатов. |
Мы сегодня побывали на Севере, но пора возвращаться домой. Педагог читает стихотворение С. Васильевой. Ветер, снег и лед – Но не мечтают о тепле, Кто же там живет, На холодной земле? Морж, песец и тюлень Любят ветренный край Белый мишка, олень – Для них Север как рай. Ребята, вам понравилось, как мы сегодня провели время? А что вам понравилось больше всего? Спасибо за работу. На этом наше занятие окончено. |
Дети отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. Подводят итог. |
Дети испытывают чувство радости и гордости за проделанную работу. Углубили знания о животных Севера. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.