Конспект занятия "В гостях у русского дома"
Оценка 4.9

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.01.2019
Конспект занятия "В гостях у русского дома"
Публикация является частью публикации:
в гостях у русского дома.docx
Направление воспитательной работы: народоведение Группа­ семья №6. Тема:   Тип занятия: комбинированный Задачи:   «В гостях у русского дома» Образовательные ­ Закрепить знания  детей о традициях и обычаях русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Познакомить детей с избой­жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта: кочерга, ухват, чугунок, ложка, самовар; Воспитательные­ воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро,  чувство гордости за свой край, за свою Родину. Коррекционно­развивающие­.­ развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память; активизировать и систематизировать  имеющиеся знания детей о традициях русского народа. Формирование БУД:  Личностные­ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья», «Отечество». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно­познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль  результата, Коммуникативные­ уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и  понимать других, аргументировать свое мнение. Познавательные­уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из  дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Регулятивные­  определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе  образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция. Этап занятия Цель этапа  Деятельность воспитателя  Деятельность воспитанников Технологическая карта занятия. Дети   усаживаются   на   свои места.  1. Органи зацион ный этап  2. Актуал изация знаний Эмоциональна я,  психологическ ая  и  мотивационна я подготовка  обучающихся к усвоению  изучаемого  материала:  проверяетгот овность  обучающихся к занятию.  Выявляет  уровень знаний. Нацеливает и  подводит  детей к  необходимост и дальнейшего  изучения  объекта. Н.Г­ Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с  вами познакомимся с далеким прошлым наших  предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я  хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Л.А­ Русь деревянная ­ края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные. Раздолье русские песни поют. ­Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю  хозяин рад! Н.Г­ В старину зимними вечерами собирались люди в  большой избе, где они пели, водили хороводы,  рассказывали сказки, говорили шутки­прибаутки и  работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и  корзины. Такие вечера называли посиделками. Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу  русскую избу.     Личностный компонент (жизненные компетенции) Умение самостоятельн о организовывать свое   рабочее место. Умение  осознанно и  произвольно  высказываться  в устной  речевой   форме. Постановка  задач  и целей  урока. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и   средств   их реализации.   Н.Г­ Дети, посмотрите на эти иллюстрации  внимательно. Скажите, на какой из них изображена  городская улица? Почему вы так думаете? А эта  улица где находится (показывает деревенскую  улицу)  Чем же она отличается от городской? В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как   вы   думаете,   ребята,   для   чего   человеку   нужен дом? ­Как мы себя чувствуем дома? Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было   спрятаться   от   холода   и   непогоды,   от   диких зверей,   погреться   у   огня.   Мы   приходим   домой отдохнуть и набраться сил.  А из чего люди раньше могли построить себе дом? А из какого дерева Воспитатель: Из лиственницы. Потому   что,   когда   лиственница   намокает,   она становится   прочнее   и   крепче,   почти   как   камень. Такой дом  будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.  Этот дом назывался ИЗБОЙ. Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от  леса; как вы думаете, почему? А знаете, почему дорога между домами  называется «улицей»(высказывания детей) Люди,  строя дом, называли его родным, родимым, оживляли  его и ту стену избы, которая выходила на улицу  (показ, называли «лицом». Дорога проходила  у «лица» избы, отсюда и название ­ улица. Дети, если  эта стена избы (показывает)­ её «лицо», как могли  Дети высказываются: Одноэтажные дома, животные,  узкие улицы и т.д. Ответы детей: (из дерева­ лиственница, сосна) Умение  самостоятельн ое выделять   и формулироват ь цели; умение планировать сотрудничать с воспитателем и сверстниками. Ответы детей: В лесу собирали грибы   и   ягоды,   охотились,   в реке ловили рыбу Ответы детей: Глазами. люди называть окна? Правильно, глазами дома или ласково­ оконцами. Их  украшали наличниками (показать, т. к. находились  на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца­ глаза  ставнями и весь дом погружался в сон. В избу  входили кланяясь, как вы думаете, почему? ­Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше  дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить. Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым  главным? Отгадайте загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Печь­ это сердце дома. А для чего нужна была печь?   Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие   детки   и   старики,   сушили   одежду   и   даже мылись.   Как   встанет   поутру   хозяйка,   так   первым делом   начинает   растапливать   печку.   Печка   — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? В   русской   печи   готовили   щи,   кашу,   пекли   хлеб, пироги. Л.А.­ Игра ­Хоровод: «Каравай» Изучение нового материала. Установление  правильности  и  осознанности  нового  учебного  материала. Н.Г­  Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные   вышитыми   полотенцами.   Под   иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен­ полки, где разложены   вещи   хозяев   избы.     С   другой   стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках.  Л.А­ Давайте тоже поиграем в «Жмурки». Н.Г­  Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…»  За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья,   пили   горячий   чай   с   медом,   с   пирогами   и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит… Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла,   который   мог   выдержать   любой   огонь   и никогда не бился. Н.Г  Как   же   можно   было   достать   из   печи   горячий горшок?   Здесь   был   нужен   другой   помощник. Слушайте про него загадку. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Ответы детей: (самовар). (чугунок) Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт  Возле   русской   печи   всегда   стоял   ухват,   которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.   Хотите   попробовать,   легко   ли   было хозяюшке?  «Всех кормлю с охотою, А сама безротая»  В  крестьянской  семье  у  каждого  члена  семьи  была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили   «Запасливый   гость   без   ложки   не   ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него ... . Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы  думаете, что раньше засыпали в утюг?   «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?»    Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались  рукоделием: вышивали красивые рушники, так  (ухват) Умение выполнять упражнения идентично показанные. Дети   пробуют   достать   из печи ухватом чугунок  (ложка) Дети   под   народную   музыку играют на ложках. (угли) (прялка) раньше называли полотенца (показ рушников),  некоторые умельцы ткали половики, которые  назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на  полу лежат половицы. (показ половицы) Л.А­ Ребята, в старину люди много трудились, но и  поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и  поиграем в  русскую народную игру  «Бабка Ёжка». По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее  «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка Костяная Ножка  С печки упала, Ногу сломала,  А потом и говорит: — У меня нога болит.  Пошла она на улицу — Раздавила курицу.  Пошла на базар — Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого­ нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает  Рефлексия. Подведение  итога занятия : Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а  вы должны догадаться, о каком предмете идет речь. Ответы: печь, чугунок, ухват,  самовар, ложки, половицы,  прялка. . Умение   делать выводы, обобщать, анализировать работу. 1) Что занимало главное место в избе?  2) В какой посуде готовили еду?  3) С помощью чего доставали чугунок из печи?  4) Из чего пили чай?  5) Ими едят и на них играют  6) Украшает пол в избе  7) С ее помощью пряли нитки   Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили!  Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А  за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас  пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"

Конспект занятия "В гостях у русского дома"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019