Конспет урока "Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел".

  • docx
  • 01.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.docx

Тема урока: Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел

Ход урока

-Сегодня нам предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я говорю. 

– Его знаменитый дядя,  псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6 классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.

-Так кто же герой нашего урока? ( А.К.Толстой)

 

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

         1) Знакомство с биографией  Толстого (видео + тест)

.

            2) Работа с литературоведческими терминами

 

- В прошлом году мы уже познакомились с жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.

 

- Вспомните определение баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

(Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)

- Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году? («Канут»)

- Сегодня мы расширим знания о балладах, познакомимся с балладой «Василий Шибанов», проанализируем её.

                3 .Анализ произведения

а). Глоссарий.

-В балладе, с которой мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список (на доске):

Стремянный 

Зазнобы            

Воевода

 

Опричник

     Опрична       

 

Окольные 

     Ересь              

Заплечные мастера

 

 

Выясним, каково их значение.

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

Окольные   Расположенный в стороне от кратчайшего направления

 Зазноба -         Любимая, возлюбленная. 

 Ересь     -         утверждение, противоречащее вероучению 

 Заплечные мастера-устарПалач 

Опрична- личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.

Опричник-  телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.

б). Исторический комментарий

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

-Напомню об эпохе Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.

     Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

     Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
      Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.

    Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
      В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично.

       Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.

      Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности.

     По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский

 

в). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов»

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так как он посылает гонца на верную гибель).

– В чем   это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

г). Беседа по вопросам (после чтения)

- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

-Почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Каким показал царя  А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был мрачен владыки загадочный взгляд»

- Обратите внимание на поведение  жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие  Ивана Грозного.

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность, верность своему господину:

1).«Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!».

стойкость:

1). «И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»;

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

Друг к другу приходят на смену …».

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

— «Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!».

Шибанов  упрекает Курбского в измене, но не перечит слову господина и покорно идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Герой не страшится царя, сносит все муки, а последние его слова о Грозном, о Руси.

-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил  это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

7. Первичная проверка понимания

1)  А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям).

2)  Какие художественные приемы  использует автор при характеристике героев и при описании событий?

-Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы  фольклора.

 

- В ней много простонародных слов и оборотов:

 слово своего заменяется просторечным свого,

 в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.

В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.


-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите их

( святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа).


-Большую роль играют повторы. Найдите и зачитайте

(«Он славит свого господина!» и слова повторяют палачи. Сам же он повторяет слова о своей верности: Язык мой немеет, и взор мой угас,   Но слово мое все едино…)


- Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? Обучающиеся называют.

(Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).


- Сравните первую и последнюю строфы баллады.

-Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

 (Первая строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.

 В последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).


- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой?

 (Толстой рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая  не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.

 Отстаивание гражданской позиции и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому русскому человеку).


Так будет выглядеть таблица после знакомства с другой балладой Толстого А.К.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

 

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Историческая основа сюжета

Отрывок из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина

Рассказ о смерти  Репнина  в  "Истории  Иоанна  Грозного"  кн.   А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

 

Вопрос

«Василий  Шибанов»

«Князь  Михайло Репнин»

Конфликт, положенный в основу сюжета.

Верный слуга Курбского  Василий Шибанов  доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен.

На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом,  в обеих балладах автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты:  рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»;  «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

 

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

 Смирная одежда - траурная. 

Окольные - приближенные. 

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

 

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

 

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

 

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому столу. 

Тиуны -  верные слуги. 

Машкара,  личина – маска.

Рек – сказал.

 

 

 

 

 

 

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

 

 

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

 

 

 

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.


 

Скачано с www.znanio.ru