Тема урока: Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел
Ход урока
-Сегодня нам предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я говорю.
– Его знаменитый дядя, псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6 классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.
-Так кто же герой нашего урока? ( А.К.Толстой)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Знакомство с биографией Толстого (видео + тест)
.
2) Работа с литературоведческими терминами
- В прошлом году мы уже познакомились с жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.
- Вспомните определение баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)
- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?
(Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)
- Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?
- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году? («Канут»)
- Сегодня мы расширим знания о балладах, познакомимся с балладой «Василий Шибанов», проанализируем её.
3 .Анализ произведения
а). Глоссарий.
-В балладе, с которой мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список (на доске):
Стремянный |
Зазнобы |
Воевода
|
Опричник |
Опрична
|
Окольные |
Ересь |
Заплечные мастера
|
Выясним, каково их значение.
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
Окольные Расположенный в стороне от кратчайшего направления.
Зазноба - Любимая, возлюбленная.
Ересь - утверждение, противоречащее вероучению
Заплечные мастера-, устар. Палач
Опрична- личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.
Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.
б). Исторический комментарий
В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.
-Напомню об эпохе Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.
Имя царя Ивана IV в народной памяти
сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину
и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в
Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.
Он стал подозревать в измене своих военачальников.
Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но
преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г.
бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне –
Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и
перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых
условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая
ему станет принадлежать лично.
Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.
Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности.
По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский
в). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов»
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).
-Как литовцы встретили князя?
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).
-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так как он посылает гонца на верную гибель).
– В чем это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на верную гибель.)
-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
г). Беседа по вопросам (после чтения)
- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).
-Почему автор в своём
творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
-Какие черты баллады вы
находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского
и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий
Шибанов казнён по приказу царя).
-Каким показал царя А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был мрачен владыки загадочный взгляд»
- Обратите внимание на поведение жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).
-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие Ивана Грозного.
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность, верность своему господину:
1).«Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня …»;
2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;
«А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!».
стойкость:
1). «И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»;
2). «Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену …».
«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!».
Шибанов упрекает
Курбского в измене, но не перечит слову господина и покорно идёт на смерть («А
я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Герой не страшится царя, сносит все муки, а последние его слова о Грозном, о
Руси.
-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).
-Ещё один персонаж -
рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
7. Первичная проверка понимания
1) А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это
произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не
эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение
к событиям).
2) Какие художественные приемы использует автор при характеристике героев и при описании событий?
-Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы фольклора.
- В ней много простонародных слов и оборотов:
слово своего заменяется просторечным свого,
в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.
В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите
их
( святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа).
-Большую роль играют повторы. Найдите и
зачитайте
(«Он славит свого господина!» и слова повторяют палачи. Сам же он повторяет слова о своей верности: Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино…)
- Какие метафоры передают эмоциональное
состояние героев? Обучающиеся называют.
(Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
- Сравните первую и последнюю строфы баллады.
-Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?
(Первая строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.
В последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).
- Что хотел нам рассказать Толстой своей
балладой?
(Толстой рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.
Отстаивание
гражданской позиции и чувство собственного достоинства - вот качества, которые
должны быть присущи каждому русскому человеку).
Так будет выглядеть таблица после знакомства с другой балладой Толстого А.К.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Вопрос |
«Василий Шибанов» |
«Князь Михайло Репнин» |
Историческая основа сюжета |
Отрывок из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина |
Рассказ о смерти Репнина в "Истории Иоанна Грозного" кн. А. М. Курбского |
Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос |
«Василий Шибанов» |
«Князь Михайло Репнин» |
Конфликт, положенный в основу сюжета. |
Верный слуга Курбского Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен. |
На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина. |
Таким образом, в обеих балладах автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Вопрос |
«Василий Шибанов» |
«Князь Михайло Репнин» |
Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого? |
Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена. Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма». |
Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь. Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры», «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»
|
Стилизация под фольклор |
Устаревшая лексика: Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Смирная одежда - траурная. Окольные - приближенные. Аз, иже - я, который. Лиях - лил. Заплечный мастер - палач.
Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
Повторы строф (рефрен): «Царь, слово его все едино: Он славит свого господина!"
|
Устаревшая лексика: Кравчий - распоряжался подачей блюд и напитков к царскому столу. Тиуны - верные слуги. Машкара, личина – маска. Рек – сказал.
Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.
Повторы строф (рефрен): «Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен».
|
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.