Конспет урока "Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел".
Оценка 4.8

Конспет урока "Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел".

Оценка 4.8
docx
01.06.2020
Конспет урока "Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел".
конспект урока.docx

Тема урока: Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел

Ход урока

-Сегодня нам предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я говорю. 

– Его знаменитый дядя,  псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6 классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.

-Так кто же герой нашего урока? ( А.К.Толстой)

 

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

         1) Знакомство с биографией  Толстого (видео + тест)

.

            2) Работа с литературоведческими терминами

 

- В прошлом году мы уже познакомились с жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.

 

- Вспомните определение баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

- Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?

(Многие русские поэты XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)

- Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр?

- С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году? («Канут»)

- Сегодня мы расширим знания о балладах, познакомимся с балладой «Василий Шибанов», проанализируем её.

                3 .Анализ произведения

а). Глоссарий.

-В балладе, с которой мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список (на доске):

Стремянный 

Зазнобы            

Воевода

 

Опричник

     Опрична       

 

Окольные 

     Ересь              

Заплечные мастера

 

 

Выясним, каково их значение.

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

Окольные   Расположенный в стороне от кратчайшего направления

 Зазноба -         Любимая, возлюбленная. 

 Ересь     -         утверждение, противоречащее вероучению 

 Заплечные мастера-устарПалач 

Опрична- личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.

Опричник-  телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.

б). Исторический комментарий

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

-Напомню об эпохе Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.

     Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

     Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
      Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.

    Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
      В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично.

       Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.

      Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности.

     По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский

 

в). Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов»

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так как он посылает гонца на верную гибель).

– В чем   это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

г). Беседа по вопросам (после чтения)

- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

-Почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Каким показал царя  А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был мрачен владыки загадочный взгляд»

- Обратите внимание на поведение  жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие  Ивана Грозного.

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность, верность своему господину:

1).«Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня …»;

2). «Князь, служба моя не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!».

стойкость:

1). «И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»;

2). «Пытают и мучат гонца палачи,

Друг к другу приходят на смену …».

«И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

— «Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!».

Шибанов  упрекает Курбского в измене, но не перечит слову господина и покорно идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Герой не страшится царя, сносит все муки, а последние его слова о Грозном, о Руси.

-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил  это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

7. Первичная проверка понимания

1)  А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям).

2)  Какие художественные приемы  использует автор при характеристике героев и при описании событий?

-Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы  фольклора.

 

- В ней много простонародных слов и оборотов:

 слово своего заменяется просторечным свого,

 в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.

В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.


-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите их

( святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа).


-Большую роль играют повторы. Найдите и зачитайте

(«Он славит свого господина!» и слова повторяют палачи. Сам же он повторяет слова о своей верности: Язык мой немеет, и взор мой угас,   Но слово мое все едино…)


- Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? Обучающиеся называют.

(Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).


- Сравните первую и последнюю строфы баллады.

-Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

 (Первая строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.

 В последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).


- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой?

 (Толстой рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая  не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.

 Отстаивание гражданской позиции и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому русскому человеку).


Так будет выглядеть таблица после знакомства с другой балладой Толстого А.К.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

 

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Историческая основа сюжета

Отрывок из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина

Рассказ о смерти  Репнина  в  "Истории  Иоанна  Грозного"  кн.   А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

 

Вопрос

«Василий  Шибанов»

«Князь  Михайло Репнин»

Конфликт, положенный в основу сюжета.

Верный слуга Курбского  Василий Шибанов  доставляет Ивану Грозному письмо, за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен.

На пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя, его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом,  в обеих балладах автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Вопрос

«Василий Шибанов»

«Князь Михайло Репнин»

Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты:  рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»;  «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

 

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

 Смирная одежда - траурная. 

Окольные - приближенные. 

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

 

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

 

Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

 

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому столу. 

Тиуны -  верные слуги. 

Машкара,  личина – маска.

Рек – сказал.

 

 

 

 

 

 

Фольклорная композиция:зачин, основная часть, концовка.

 

 

Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

 

 

 

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Исторические баллады

Тема урока: Исторические баллады

Ересь - утверждение, противоречащее вероучению

Ересь - утверждение, противоречащее вероучению

Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в

Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в

И молвит ему, не бледнея: «От

И молвит ему, не бледнея: «От

Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?

Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь

Вопрос «Василий Шибанов» «Князь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020