КОНСТРУКТ
театрализованной игры постановка по сказке «Зимовье зверей»
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Интеграция областей: Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: театрализованная игра
Тема: Сказка «Зимовье зверей».
Форма организации: групповая.
Планируемые результаты:
- Демонстрируют умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства.
- Демонстрируют умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
- Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.
- Развивается словарный запас, формируется умение участвовать в диалоге, проявляют внимание к сообщениям сверстников и воспитателя.
- Демонстрируют умение передавать эмоциональное состояние героя, смену настроения с помощью средств вербального и невербального общения, анализировать выразительность игровых образов.
- Демонстрируют уверенность в процессе игрового взаимодействия.
- Демонстрируют умения использования средств вербального и невербального общения (мимика, жесты, интонационная выразительность) при создании игровых образов.
- Демонстрируют умение анализировать выразительность игровых образов, работу своих товарищей.
Цель: развитие коммуникативных умений у детей 4-5 лет через театрализованную игру.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1.Воспитательные задачи: - Воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. - Воспитывать уверенность в процессе игрового взаимодействия. 2.Развивающие задачи: - Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. -Развивать словарный запас, формировать умение участвовать в диалоге, проявлять внимание к сообщениям сверстников и воспитателя. - Развивать умение передавать эмоциональное состояние героя, смену настроения с помощью средств вербального и невербального общения, анализировать выразительность игровых образов. - Развивать умение анализировать выразительность игровых образов и работу своих товарищей. 3.Обучающие задачи: - Формировать умения детей использовать средства вербального и невербального общения (мимика, жесты, интонационная выразительность) при создании игровых образов. |
•У Алисы и Сережи. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, а так же уверенность в себе и положительную самооценку. •Егора, Настю, Машу, Гошу. Учить с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоциональные состояния, смену настроения своего персонажа. •У Полины, Кати и Влада . Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, самостоятельность. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: Обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принцип систематичности и последовательности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2012г.; ФГОС.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника», 2012 г.
Оборудование:
Куклы: волк, медведь, лиса, бык, баран, свинья, гусь, петух.
Декорации: лес, полянка, домик.
Атрибуты: ширма, стульчики за ширмой для детей и воспитателя.
Игровое оборудование:
Афиша, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: сказочница, волк, медведь, лиса, бык, баран, свинья, гусь, петух.
Предварительная работа:
4. Проведение бесед на тему: «Трудолюбие и лень», «Что такое дружба?».
5. Чтение сказки «Зимовье зверей» с показом иллюстраций и беседа по ее содержанию.
6. Обсуждение сказки: её героев (их поведение, действия), сюжета сказки.
7. Дидактическая игра «Из какой мы сказки?»
8. Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата, пантомимических навыков и различных эмоций (удивление, радость и др.)
9. Заучивание детьми текста сказки.
Ход игры
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап. Задачи: - Мотивировать детей на предстоящую деятельность. - Развивать у детей любознательность.
|
Словесный: - Проблемная ситуация. - Беседа. - Объяснение. - Эмоциональное стимулирование.
|
Воспитатель эмоционально создаёт игровую ситуацию, побуждает детей к диалогу, к постановке игровой цели, привлекает внимание к сообщениям воспитателя и товарищей, формирует умение выражать свои мысли, намерения. - Ребята, сегодня утром мы с вами говорили о трудолюбии и лени, о дружбе. Ребята мы с вами недавно поставили сказку «Три поросенка», а какую еще сказку мы хотели с вами поставить? Правильно «Зимовье зверей». Ребята, кто помнит, о чем эта сказка? Молодцы. Ребята, мы с вами участвовали в спектакле, где были молчаливыми актерами и показывали переживания своего персонажа действиями и мимикой, участвовали в спектакле, где своего персонажа показывали не только мимикой и действием, играли куклами и эту сказку я хочу предложить вам показать при помощи кукол. Вам понравилось показывать кукольный спектакль? Хорошо. Что именно вам понравилось? А эту сказку вы хотите показать с помощью кукол? Замечательно. Ребята не забывайте что при показе этого спектакля зрители не увидят вашей мимики и жестов. В этом спектакле нужно все происходящее передать интонацией голоса. Вы готовы снова побыть актерами кукольного театра? Я очень рада, что вам мое предложение понравилось. Остается распределить роли и обязанности. |
- Подходят к воспитателю, вступают в диалог, эмоционально откликаются на проблемную ситуацию. - Предлагают свои версии. - Соглашаются. |
- Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности.
|
2 этап. Совместное планирование игры.
Задачи: - Воспитывать умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. -Развивать словарный запас, формировать умение участвовать в диалоге, проявлять внимание к сообщениям сверстников и воспитателя.
|
Словесный: - Беседа. - Обсуждение сюжета, игровых действий. - Рекомендации. - Эмоциональное стимулирование. Наглядный: - Демонстрация. - Показ. Практический: - Конструирование пространства, совместная подготовка атрибутов.
|
Воспитатель организует диалог, привлекает внимание к сообщениям воспитателя и товарищей, формирует умение выражать свои мысли, намерения. Ребята, а вы помните всех героев сказки? Давайте, вместе их перечислим. А теперь нам нужно распределить роли, кто какого героя сказки будет играть в нашей постановке. Воспитатель способствует развитию умений взаимодействия с партнером. -Ребята, я знаю, вам всем нравится быть актерами, поэтому чтобы не было обидно мы распределим роли между теми кто еще не участвовал 2 раз по жребию, как в прошлый раз. Согласны? Вот и хорошо. Воспитатель на листочках пишет персонажей, складывает в мешочек, добавляет пустые листочки по оставшемуся количеству детей и предлагает детям по очереди достать листочек. Воспитатель стимулирует детские высказывания с использованием вербальных и невербальных средств общения, обогащает представления об особенностях ролевого поведения героев. Алиса, тебе выпала роль петуха. Скажи, тебе хочется сыграть эту роль. Алиса как ты думаешь, какой петушок в этой сказке? Можешь нам показать, как петушок разговаривает? Замечательно. Молодец. Гоша, тебе досталась роль гуся. Как ты думаешь, у тебя получится изобразить эту роль? Скажи Гоша, а ты хочешь исполнять эту роль. Как ты думаешь, твой персонаж, какой? Как он разговаривает? Хорошо. Поля, ты у нас лиса. Тебе хочется быть лисой? Как ты думаешь, какая в этой сказке лиса? Можешь нам показать, как она разговаривает? Очень хорошо. Ты будешь замечательная лиса. Сережа, волк. Хочешь участвовать в роли волка? Нет? А почему? Какую роль ты бы хотел играть? Почему именно медведя? Спросим у Маши, хотела бы она поменяться с тобой ролями и сыграть волка. Маша не против поменяться, но я хочу вам открыть один секрет, любая роль в сказке важна, потому что если убрать хоть одного персонажа, это будет уже совсем другая сказка. Ну что Сережа ты еще хочешь поменяться и Машей или будешь играть роль волка? Вот и хорошо, а в следующий раз мы тебе обязательно дадим возможность сыграть роль медведя. Пока Сережа своего волка. Какой у него голос? Вот посмотри, как у тебя хорошо получается, а ты переживал. Маша, тебе выпала роль медведя. Как ты думаешь, какой он? Почему ты так считаешь? Покажи нам, как ты сможешь передать интонацией голоса, что медведь именно такой. Умница, у тебя очень хорошо это получилось. Владик, ты бык. Тебе нравится роль, которая тебе досталась? Замечательно. Чем именно она тебе нравиться? Каким ты видишь своего персонажа? Расскажи о нем. Покажи голосом, какой он. Молодец. Настя, те досталась роль свинки. Хотела бы ты сыграть эту роль. Какая твоя свинка? Расскажи о ней. Покажи, как она разговаривает. Замечательно. Егор, тебе выпала роль барана. Ты готов эту роль сыграть. Расскажи нам о своем персонаже. Передай голосом настроение своего персонажа, покажи, как он разговаривает. Воспитатель поддерживает речевую активность детей, эмоционально стимулирует выразительность невербального общения и интонационную выразительность речи Ну вот, роли мы распределили, а сейчас нужно выбрать художников оформителей которые будут делать афишу. Как вы думаете, для постановки этой сказки, сколько нам нужно художников оформителей? Я тоже думаю, 2 будет достаточно. Кто хочет быть художниками-оформителями? Хорошо! Скажите, а вы хорошо помните сказку? Какие декорации нужны для спектакля? Молодцы. Мы с вами выбрали художников – оформителей, актеров, осталось выбрать костюмеров. Как вы думаете, для постановки этой сказки костюмеры нужны? Правильно нет. Нам нужен кукольник, который подберет нужные куклы. Кто хочет быть кукольником? Хорошо! Мы с вами вспомнили героев сказки, и я думаю, вы без труда сможете подобрать кукол. Художники оформители, если вам понадобиться помощь, обращайтесь, я обязательно помогу вам. А остальным ребятам я предлагаю быть декораторами. Что бы наша сказка получилась яркая и насыщенная, мы с вами будем создавать декорации. Катя, а ты что загрустила? Ты осталась одна, кто не участвовал в спектакле второй раз. Не переживай у нас для тебя тоже есть роль, эта роль сказочницы. Хочешь быть сказочницей? Как ты думаешь, как сказочница должна произносить свою речь? Правильно, ее речь должна соответствовать сюжету, который в данный момент происходит. Молодец. - Ребята, можно я в это раз буду в вашей сказке режиссером? Я буду находиться с вами за ширмой, а если кому нибудь будет нужна моя помощь я буду помогать. Спасибо! - Ребята я предлагаю, пока готовятся декорации прорепетировать сказку. Согласны? После того как декорации и куклы для артистов будут готовы мы еще раз прорепетируем и можем с вами пригласить зрителей на просмотр спектакля. Договорились? |
- Участвуют в диалоге. - Проявляют активность, любознательность, инициативность. - Идут готовить костюмы и атрибуты для представления.
|
- Демонстрируют умение договариваться в процессе распределения ролей, в процессе планирования игрового пространства. - Демонстрируют умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. - Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам. - Развивается словарный запас, формируется умение участвовать в диалоге, проявляют внимание к сообщениям сверстников и воспитателя.
|
3 этап. Реализация игрового замысла.
Задачи: - Развивать умение передавать эмоциональное состояние героя, смену настроения с помощью средств вербального и невербального общения, анализировать выразительность игровых образов. - Воспитывать уверенность в процессе игрового взаимодействия. - Формировать умения детей использовать средства вербального и невербального общения (мимика, жесты, интонационная выразительность) при создании игровых образов.
|
Словесный: - Художественное слово. - Косвенное руководство. - Эмоциональное стимулирование. |
Воспитатель организует игровой процесс. Воспитатель в роли режиссера: осуществляет косвенное руководство и направляет детей на проявление выразительности средствами вербального и невербального общения (фоном звучит легкая музыка). Сказочница: Здравствуйте дорогие зрители, удобно ли сидите вы? Сегодня мы вам покажем сказку «Зимовье зверей». Мы хотим не просто показать вам спектакль, а научить вас тому, как нужно себя вести, как следует поступать правильно и чего делать нельзя. Смотрите и слушайте очень внимательно! Готовы? А теперь закроем глазки, И представим нашу сказку. Скажем дружно: 1, 2, 3! Сказка в гости приходи! Свои глазки открывайте, В нашу сказку попадайте. Включается фоном музыка и начинается спектакль. Воспитатель наблюдает за игрой, эмоционально стимулирует игровые действия детей, в случае необходимости осуществляет дополнительный показ ролевых диалогов |
- Проявляют активность, - Взаимодействуют в ходе выполнения игровых действий.
|
- Демонстрируют умение передавать эмоциональное состояние героя, смену настроения с помощью средств вербального и невербального общения, анализировать выразительность игровых образов. - Демонстрируют уверенность в процессе игрового взаимодействия. - Демонстрируют умения использования средств вербального и невербального общения (мимика, жесты, интонационная выразительность) при создании игровых образов.
|
4.Подведение итогов Задачи : - Развивать умение анализировать выразительность игровых образов и работу своих товарищей.
|
Словесный: -Беседа -Поощрение -Анализ
|
Воспитатель побуждает детей к анализу достижения игровой задачи, анализу игровых образов, созданных детьми с помощью выразительных средств (умения невербального общения и интонационная выразительность голоса при передаче игровых образов) - Ребята, вам понравилось наше представление? - А как вы думаете, чему учит наша сказка? (ответы детей). Правильно ребята. (Нужно быть трудолюбивыми и дружными, обязательно приходить друг другу на помощь). - Ребята я вам напомню, кто для вас сегодня исполнял роли (перечисляет детей участвующих в спектакле). - Как вы думаете, кому из наших артистов удалось передать игровые образы? За что вы хотите их похвалить? У кого был выразительный голос? А у кого были выразительные движения и мимика? Давайте скажем им большое спасибо, а так - же поблагодарим наших кукольников, которые подбирали для наших артистов кукол (называет имена детей), и художников – оформителей которые создали для нас декорации! (так же называет имена детей) Дети кланяются, говорят до свидания и уходят. По возвращению в группу педагог выражает искреннее восхищение, поощряет детей, выражает признательность. Воспитатель организует диалог, привлекает внимание к сообщениям воспитателя и товарищей, формирует умение выражать свои мысли, намерения. - Ребята, вам понравилось участвовать в кукольном театре? Как вы думаете, а нашим зрителям понравилась сказка? Как вы узнали, что она понравилась? Правильно по аплодисментам, которые наши зрители вам подарили. Я тоже думаю, что им очень понравился наш спектакль. Вы такие молодцы! Были очень внимательными, замечательно передавали своим голосом состояние своего персонажа. Хочу так же похвалить наших костюмеров, ведь если бы вы подобрали костюмы не правильно, вся сказка перепуталась, а также хочу отметить какие молодцы наши декораторы, без их декораций сказка была бы не интересна и художникам оформителям тоже хочется сказать большое спасибо. Афиша у них получилась замечательная. Ребята, вам трудно было участвовать в таком спектакле? Что именно было для вас трудно? |
- Анализируют достижение цели, - Оценивают деятельность артистов, т. е. работу своих товарищей. - Ведут беседу. |
- Демонстрируют умение анализировать выразительность игровых образов, работу своих товарищей.
|
5.Открытость Задача: - Сориентировать детей на самостоятельную деятельность. |
Словесный: - Беседа. - Эмоциональное стимулирование. |
Воспитатель побуждает к использованию игры в самостоятельной деятельности. -Ребята, кому Вам хочется рассказать о том, какой замечательный спектакль мы сегодня с вами поставили? Ребята, такой спектакль можно показать дома? - Ребята, помните, мы с вами ввели традицию, о каждом своем спектакле рисовать рисунки, какой кому эпизод больше всего понравился? Мы с вами договорились, что рисунки вы будете рисовать в свободное время или можно нарисовать дома, а на следующий день утром мы их будем рассматривать и обсуждать. Завтра жду ваши замечательные рисунки. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, выражают свои мысли, чувства, желания. |
- Дети сориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность. |
Сценарий кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»
Сказочница:
Внимание, внимание!
Всех прошу затаить дыхание,
На радость всем и удивление,
Мы начинаем представление!
(Лес) Жил – был бык. Ходил гулять по полям, по лугам, ел траву, ходил на водопой. В общем жил не тужил.
Но вот осень пришла, стало холодать.
Бык: Вот и лето прошло, осень наступила.
Стало холодать, где теперь тепла искать (встречает барана)
(выход барана)
Бык: Здравствуй баран!
Баран: Здравствуй бык! Куда идешь?
Бык: От зимы лета искать! Пойдем вместе (идут, встречают свинку)
(выход свинки)
Бык и Баран: Здравствуй свинка!
Свинка: Здравствуйте!
Бык: Куда идешь?
Свинка: От зимы лето ищу,
Баран: Пошли с нами! (идут, встречают петуха и гуся)
(выход гуся и петуха).
Бык, Баран и Свинка: Здравствуйте, куда идете?
Гусь и Петух: От зимы лета искать!
Свинка: Пошлите с нами!
Звучит завывание ветра
Бык: Братцы, время наступает холодное. О зиме подумать надо!
Баран: У меня шуба теплая.
Свинка: Для меня хоть какие морозы, зароюсь в землю и мне тепло!
Гусь: А Я сяду на середине ели, одно крыло постелю, другим накроюсь!
Петух: Разве и у меня своих крыльев нет! (Все побрели кто куда)
Сказочница: Взялся бык дом строить
Бык: Ну ладно буду 1 дом строить (взял инструменты, бил колотил да выстроил)
Вот и славный дом готов!
Не по чем морозец лютый,
В доме мне тепло уютно (зашел в дом)
Звучит завывание вьюги
Баран, Свинка, Гусь, Петух. (идут, дрожат, стучат в дверь)
Свинка: Очень холодно хочется погреется!
Баран: Бык пусти погреется!
Бык: Кто там? Не пущу, у тебя шуба теплая, а ты в землю зароешься, и так перезимуешь! У вас же крылышки есть, на одно ляжете, другим прикроетесь, вот и тепло Вам!
Гусь, Петух: Пусти, а то совсем замерзнем!
Бык: Жалко мне вас, заходите!
Сказочница: Пожалел бык своих друзей и впустил в свой дом жить! Дружно, весело живут, вместе все в одной избушке.
Пироги пекут, да песни распевают. Как-то пробегала лиса мимо, услышала их лиса и затеяла не доброе…
(выход лисы, волка и медведя)
Лиса: Здравствуйте любезные куманьки!
Волк и Медведь: Здравствуй лиса!
Лиса: Нашла Я для Вас еду, для тебя медведь быка, для тебя волк –
Барана, а для себя Петушка.
Волк: Ох, хорошо кума.
Медведь: Мы тебе этого никогда не забудем!
(идут к домику)
Лиса: Вот и домик! Большой бык тебя ждет Миша, иди к дому первый!
Сказочница: Медведь подходит к дому, а из дома как бык выскочит, рога растопырив!
А с другой стороны дома, на него баран с рогами как выскочит! Да петух как в лоб клюнет. Гусь налетел, щиплет, свинка визжит. Медведь перепугался, и бежать со всех ног к Лисе и Волку. (все персонажи выполняют действия по словам сказочницы)
Медведь: Чтобы не было нам худо, поскорей бежим отсюда! (убежали)
Сказочница:
С той поры спокойны звери,
Не стучаться ни кто в двери.
Всем друзьям напомнить нужно,
От беды спасает дружба!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.