Конструкт пробного урока по музыке
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студенток группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Юшковой Снежаны Анатольевны, Васьковой Дарьи Антоновны, Чащиной Юлии Сергеевны.
Дата: 21.05.2021
Класс: 3 «А»
ФИО учителя класса:
ФИО методиста: Суворкова Эльвира Анатольевна Оценка:________ Подпись: _________________
УМК: Школа России
Тема урока: В мире музыки Прокофьева
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности); познавательные УУД (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- сопровождением, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач); овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
Предметные: Обучающиеся демонстрируют знание о композиторах (Э. Григ и Г. Свиридов). Обучающиеся демонстрируют
знание о биографии Прокофьева, особенностях его творчества, сравнивают с
другими композиторами (Э. Григ), выделяют сходства и различия.
Знают и исполняют музыкальную композицию
"Весёлая песенка"
Цель: формирование познавательных УУД обучающихся посредством знакомства с музыкальным произведением С.С. Прокофьева
Задачи:
Воспитательная: сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развивающая: сформировать у обучающихся регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности); познавательные УУД (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- сопровождением, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач); овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
Образовательная: актуализировать знания о композиторах (Э. Григ и Г. Свиридов), формировать знания о биографии Прокофьева и особенностях его творчества, учить сравнивать с творчеством других композиторов (Э. Григ) и выделять сходства и различия. Формировать умение исполнять вокально – хоровую композицию "Весёлая песенка".
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· принцип наглядности
· принцип деятельности
· принцип систематичности и последовательности
· принцип креативности
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
· воспитание через творчество
· формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками
Методы обучения:
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;
· Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;).
· Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования)
· Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации, творческое задание).
Методы воспитания:
· Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).
· Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).
По уровню включения в продуктивную деятельность:
· объяснительно-иллюстративные
· проблемное изложение изучаемого
· частично-поисковые
Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
· создание ситуаций творческого поиска
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:
· анализ продуктов детской деятельности
· беседа
· наблюдение за практической деятельностью
Методы музыкального обучения и воспитания:
· развития навыков хорового пения (проговаривание текста в ритме песни, пение по куплетам);
· обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному];
· метод музыкальной драматургии;
· метод интонационно-стилевого постижения музыки;
· метод активизации деятельности школьников;
· метод активизации процесса восприятия: ритмопластика (дирижирование)
Формы организации деятельности обучающихся: Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 4-е издание, переработанное. М.: Просвещение, 2012.
3.
https://razvivashka.online/tvorchestvo/kompozitor-sergey-prokofev-dlya-detey#i
Оборудование:
демонстрационное: презентация «В мире музыки Прокофьева»
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний.
3. Выявление проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Физминутка
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия, подведение итогов
Оформление учебного кабинета, макет
доски:
Тема: |
19 мая.
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя
|
Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
|||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить
готовность к уроку.
|
Методы обучения: · Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
|
-Здравствуйте ребята, нас зовут Дарья Антоновна, Юлия Сергеевна и Снежана Анатольевна, и сегодня урок музыки проведем у вас мы. -Сейчас тихо присядут девочки, теперь еще тише присядут мальчики. -Проверьте, чтобы на парте у вас был учебник, тетрадь, пенал. Положите их на край парты. Все лишнее уберите в портфель. -Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся солнцу и облакам, мы думаем, что хорошее настроение сохранится у нас до конца урока. |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
|||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания по прошлому материалу
|
Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;). Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). |
- Ребята, с какими композиторами вы недавно знакомились? Можете пользоваться записями в тетради. - Какие произведения композитора Эдварда Грига вы слушали? - Как бы вы их описали? - Мы знаем, что вы знакомились с ещё одним композитором, как его зовут? (Георгий Васильевич Свиридов) - Какие произведения Г. Свиридова вы слушали? - Какими словами вы бы описали произведение «Снег идёт»? |
Личностные: понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
|||||||||||||||
3. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого Методы развития познавательного интереса: создание ситуаций творческого поиска Методы музыкального обучения и воспитания: метод активизации деятельности школьников. |
-Ребята, сейчас мы предлагаем вам прослушать отрывок из одного произведения, вашей задачей будет вспомнить автора этого произведения. (Прослушивание симфонической сказки «Петя и волк») -Ребята, может уже кто-то готов назвать автора этого произведения? (Ответы детей) - Я помогу вам и напомню, что это музыка из музыкальной симфонической сказки, главный герой Петя – музыкант, который обманул волка….эту музыку вы, возможно, слушали в 1 классе… -Кто-то назвал имя Сергея Сергеевича Прокофьева, это верно, именно с этим композитором мы сегодня с вами познакомимся. А тема нашего урока будет звучать так, «В мире музыки Прокофьева». -Посмотрите, у нас на слайде запутались задачи, и нам необходимо их распутать, кто готов это сделать? -Спасибо! 1. Познакомится с биографией С.С. Прокофьева |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности. коммуникативные УУД готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
|
|||||||||||||||
4. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. 4.1 Беседа о композиторе
4.2 Первичное восприятие |
Методы обучения: Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;). Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности Методы музыкального обучения и воспитания: метод активизации деятельности школьников.
|
- Как мы уже сказали, сегодня мы будем знакомиться с таким композитором, как Прокофьев Сергей Сергеевич - Перед тем, как познакомиться с его творчеством, давайте рассмотрим иллюстрации на странице 122. Кто на них изображён? - Это образы героев произведений Сергея Сергеевича - мальчик из симфонической сказки «Петя и волк», Золушка из балета «Золушка», а на третьей иллюстрации изображена Наталья Ростова – героиня оперы «Война и Мир», также иллюстрации к таким произведениям как «Утро» и «Вечер». - Как вы думаете, какой человек мог создавать такие образы в своих произведениях? Как бы вы описали эти образы? - Для того, чтобы познакомиться с творчеством этого великого композитора, я предлагаю вам познакомиться с его биографией. Для этого я предлагаю прослушать рассказ о его биографии, чтобы потом ответить на вопросы. Будущий композитор родился 23 апреля 1891 г. в селе Солнцевка
Донецкой области. Он полюбил музыку с ранних лет. Его мать хорошо играла на
фортепиано, и в доме часто звучали произведения Бетховена и Шопена. Свое
первое сочинение, пьесу «Индийский галоп», Прокофьев написал в пятилетнем
возрасте. А в 9 лет юный гений уже создавал оперы.
2. Интересен факт, что на создание оперы «Война и мир» у Прокофьева ушло около 11 лет. 3. Творчеством композитора очень восхищался Владимир Маяковский – великий поэт. 4. Сергей Сергеевич писал во всех жанрах известных на то время. 5. За свою жизнь Прокофьев сочинил 8 балетов (см. интересные факты о балете), 8 симфоний, 9 концертов для сольного инструмента, 9 фортепианных сонат, а также музыку для некоторых спектаклей и фильмов. - Сейчас я предлагаю вам провести небольшую интерактивную викторину. Так мы узнаем, кто из вас был самый внимательный. На слайде будут появляться вопросы и варианты ответов. Отвечать будем по поднятой руке. 1.Когда родился С. С. Прокофьев? a) 23 февраля 1891 b) 23 апреля 1891 c) 23 апреля 1981 2. Сколько лет было Прокофьеву, когда он начал сочинять оперы? a) 17 b) 8 c) 9 3. Сколько лет композитор писал оперу «Война и Мир»? a) 11 b) 8 c) 5 4. Какой поэт восхищался творчеством Сергея Сергеевича? a) Пушкин b) Маяковский c) Есенин 5. В каких жанрах Прокофьев писал музыку? a) Опера, балет, пьеса b) Балет, пьеса, симфонические сказки c) Во всех известных на то время жанрах. - Спасибо вам за ваши ответы, я вижу, что многие из вас дают правильные ответы на викторину и слушали внимательно. - Для того, чтобы поближе познакомиться с творчеством композитора, я предлагаю вам прослушать и проанализировать одно из его произведений, которое называться «Утро». - Сделаем мы это с помощью таблицы. - Посмотрите в таблицу. Сейчас мы будем сравнивать два произведения – «Утро» Прокофьева и, уже знакомое вам, «Утро» Грига. Посмотрите, что нам нужно будет определить? - Сначала мы вспомним и прослушаем произведение Эдварда Грига. Заполните колонку о музыке Э.Грига самостоятельно, а потом мы проверим Характер - веселый, грустный, радостный… Темп - быстрый, медленный, подвижный, спокойный…., Мелодия - плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, нисходящая…. Регистр – низкий, средний, высокий
- Какой у этой музыки характер? (плавный, лирический, мягкий) - Темп? (медленный) - Мелодия? (восходящая) - Регистр? (два регистра - средний и высокий)
- Теперь давайте прослушаем произведение Прокофьева с таким же названием и обсудим и запишем ВМЕСТЕ. - Какой у этой музыки характер? (плавный, лирический) - Темп? (медленный) - Мелодия? (скачкообразная) - Регистр? (средне-низкий)
- Давайте с вами сделаем вывод, схожи эти мелодии или различны? - В чём они схожи? (в характере и темпе) В чём различны? (в мелодии и регистре) |
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять
наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах
музыкальной деятельности. коммуникативные УУД готовность к учебному
сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач. Предметные: Обучающиеся демонстрируют знание о композиторах
(Э. Григ и Г. Свиридов). Обучающиеся демонстрируют знание о биографии
Прокофьева, особенностях его творчества, сравнивают с другими композиторами
(Э. Григ), выделяют сходства и различия.
|
|||||||||||||||
5. Физминутка |
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).
|
-Ребята, прежде чем продолжить работу на уроке, прошу вас подняться со своих мест, встать так, чтобы не мешать одноклассникам. Внимательно слушайте меня и повторяйте движения за мной. У большой блестящей тубы (развести руки в стороны) Голос низкий даже грубый (приседают). У валторны выше звук (встают), Но не выше наших рук (наклоняются, опускают руки). Говорит тромбон с ней – ах! (выпрямляются, разводят руки в стороны) На повышенных тонах (хватаются за голову). А труба звучит всех выше (руки вверх) Выше окон, выше крыши (подпрыгивают). Слышишь тубу?-Бу!Бу!Бу! (приседают). Та-та-та летит в трубу(выпрямляются и подпрыгивают). Ля-ля-ля! – Звучит тромбон (руки в стороны). У валторны – ниже тон (наклоняются, опуская руки). Пам-пам-пам! – Поет труба (выпрямляются, встают на носочки). Вот такая кутерьма. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; |
|||||||||||||||
6. Первичное закрепление. Задача: организовать закрепление способа действий при решении решении типовых задач |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования) Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа Методы музыкального обучения и воспитания: развития навыков хорового пения проговаривание текста в ритме песни, пение по фразам); обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному]; метод активизации деятельности школьников Метод активизации процесса восприятия: ритмопластика (дирижирование) |
-Итак, ребята, мы с вами сравнили два уже известных вам произведения. Напомните, в чем сходство, различия? -Напомните, какой характер имеет это произведение? Темп? Какая мелодия? -Ребята, а какое произведение вам понравилось больше? Почему? Какие чувства у вас вызвали оба этих произведения? Как вы думаете, а какие чувства сам автор хотел передать этим произведением? -Как вы думаете – С.Прокофьев принадлежит к зарубежной или российской музыкальной культуре? Да, это российский композитор и мы гордимся его творчеством, его произведения известны и любимы в разных странах мира. -А теперь я предлагаю вам послушать произведение С.С. Прокофьева еще раз. Но на этот раз мы будем не просто слушать «Утро». Предлагаю вам представить, что вы все дирижеры оркестра, который играет это произведение. При повторном прослушивании представьте, как бы вы могли управлять исполнителями и покажите это. Не стесняйтесь и не волнуйтесь, что делаете это не так, как ваши одноклассники. Вы можете включить вашу фантазию. -Ребята, понравилось вам быть дирижерами? Хотели бы вы в будущем попробовать себя в этой роли с оркестром? -А теперь мы бы хотели предложить вам исполнить известную вам песню, которая так и называется «Веселая песенка». Кто-нибудь помнит слова этой песни? Можете напомнить? Обратите внимание на слайд, прочитайте первый куплет. Второй. Следующий. Давайте проговорим слова этой песни в ритме мелодии четко и разборчиво, прежде чем исполнить ее. -Теперь мы готовы исполнить эту песню. Будьте внимательны. Если кто-то текст не запомнил, он представлен для вас на слайде. - Сейчас пропоем песню от начала до конца выразительно, с веселым настроением – это ведь «Веселая песенка», как на концерте. Сядьте прямо, дышите ровно, пойте дружно и звонко! |
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности); познавательные УУД анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- сопровождением, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач); овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка» Предметные: Обучающиеся демонстрируют знание о
композиторах (Э. Григ и Г. Свиридов). Обучающиеся демонстрируют знание о биографии
Прокофьева, особенностях его творчества, сравнивают с другими композиторами
(Э. Григ), выделяют сходства и различия.
|
|||||||||||||||
7. Рефлексия, подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества
|
Методы воспитания: Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха). Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности беседа наблюдение за практической деятельностью |
-Ребята, понравилось ли вам исполнять песню самим? Покажите класс, кому понравилось? -Отлично, нам тоже очень понравилось, как вы дружно пели нашу веселую песенку. -Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока? О чьей музыке мы говорили? Что нового вы узнали? Какие особенности прослушанного произведения вы можете выделить? - Сейчас, я предлагаю вам оценить себя на уроке. Для этого я предлагаю вам, нарисовать веселое улыбчивое лицо на выданных карточках, если у вас все получалось на уроке, вам было интересно, вы узнали много нового. Грустное лицо, если вам было неинтересно, скучно и ваше настроение на уроке было не очень хорошим. - Поднимите ваши карточки. Почему вы нарисовали улыбки? Почему грустные лица? Мы со Снежаной Анатольевной и Дарьей Антоновной тоже нарисовали улыбчивое лицо, потому что нам было приятно с вами работать, вы работали дружно, были внимательны и активны. -Благодарим вас за урок. До свидания. |
коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач); овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.