Конструкт пробного урока по музыке
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Лавровой Алины Вячеславовны и Щипуновой Елизаветы Никитичны
Дата: 12.05.2021
Класс: 3А
ФИО учителя класса:
ФИО методиста: Суворкова Эльвира Анатольевна Подпись __4 (хорошо)____Э.А.___________
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Люблю я грусть твоих просторов». Образ природы в творчестве Г. Свиридова
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемый результат:
Личностные: демонстрируют сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в процессе освоения музыкальной культуры; волевая саморегуляция;освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в различных видах музыкальной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
Предметные: умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр в музыке Г. Свиридова, знают биографию Г. Свиридова, знают произведения «Снег идет» и «Запевки».
Цель: формирование чувства гордости за свою Родину посредством ознакомления с творчеством Г. Свиридова.
Задачи:
Воспитательная: сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развивающая: сформировать у обучающихся регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в процессе освоения музыкальной культуры; волевая саморегуляция; умение освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в различных видах музыкальной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; сформировать у обучающихся познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений сформировать коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
Образовательная: уметь определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр в музыке Г. Свиридова, познакомить с биографией Г. Свиридова, произведениями «Снег идет» и «Запевки».
Принципы воспитания:
Ø Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
Ø Воспитывать через взаимодействие;
Ø Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
Ø Воспитание через творчество.
Принципы обучения:
Ø Принцип деятельности;
Ø Принцип наглядности;
Ø Принцип систематичности и последовательности;
Ø Принцип минимакса;
Ø Принцип психологической комфортности.
Методы воспитания:
Ø Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
Ø Методы осмысления социального опыта: беседа;
Ø Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха.
Методы обучения:
Ø По источнику получения знаний:
· словесные: объяснение, беседа, напоминание
· наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ приёмов выполнения
· практические: упражнения
Ø По уровню включения в продуктивную деятельность:
· объяснительно-иллюстративные
· проблемное изложение изучаемого
· частично-поисковые
Ø Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
· создание ситуаций творческого поиска
Ø Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:
· анализ продуктов детской деятельности
· беседа
· наблюдение за практической деятельностью.
Методы музыкального обучения и воспитания:
· развития навыков хорового пения;
· обучения слушанию музыки: метод музыкального обобщения; метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод художественного контекста;
· метод активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность);
+ метод активизации процесса восприятия – ритмопластика .
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Список литературы:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Рабочая программа по музыке 1-4 классы. УМК Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С, 2011 год. – с.177 -178.
3. Рабочая программа музыка 3 класс. Школа России 2015 год.
Ход урока
Этап урока |
Методы, формы, средства |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты с учетом формируемых УУД
|
|||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: обеспечить положительную мотивацию обучающихся на предстоящую деятельность. |
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования социального опыта: педагогическое требование.
|
- Здравствуйте, ребята. Мы рады вас всех видеть, нас зовут Алина Вячеславовна и Елизавета Никитична. И сегодня урок музыки проведём у вас мы. - Начать урок я предлагаю с небольшой игры на внимание. Я буду называть вам слова, а вам нужно будет понять, что их объединяет. - Первый ряд сядет, если ответит мне, что общего у слов: Вертолёт, птица, облака (может лететь по небу). Присаживайтесь. - Второй ряд сядет тогда, когда скажет, что объединяет слова: тетрадь, учебник, дневник (то, что мы используем на уроках, то, в чем мы можем писать). - И последний ряд сядет, если ответит, что объединяет слова капель, почки, тепло. (Весна). Верно, ребята, это весна. Присаживайтесь все. - Давайте проверим готовность к уроку. На ваших партах обязательно должно лежать: учебник, тетрадь, ручка карандаш, Всё лишнее давайте с вами уберём. Молодцы! - В начале урока я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыку. (с 50 сек до 2 мин ) - Ребята, скажите, пожалуйста, что вы себе представляли? Замечательно. - Я представляла себе красивую прогулку по лесу. - А вы любите лес? А природу? Молодцы. |
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) |
|||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать и систематизировать знания, которые будут необходимы при изучении нового материала. |
Метод обучения: словесный:беседа;
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы музыкального обучения и воспитания: -развития навыков хорового пения;
Методы стимулирования и коррекции действий: создание ситуации успеха.
Методы музыкального обучения и воспитания: -развития навыков хорового пения; - активизации деятельности школьников
|
- Я предлагаю сегодня вам немного распеться. А чтобы узнать про кого эта песня попробуйте отгадать загадку Вот со странностями птица — Посудите, впрямь чудна: Днём спокойно отоспится, Ночью — бодрствует она. Ребята так про кого же распевка? (сова) - Не забываем про правильную посадку, спина прямая ноги на полу руки домиком, для того чтобы наш голос звучал открыто и красиво! https://www.youtube.com/watch?v=AAhnUymfuPM - Молодцы ребята, мы с вами распелись. Вы большие молодцы. - Перед тем как узнать тему урока, я предлагаю вам вспомнить то, какую музыку вы слушали на прошлом уроке. А для этого я предлагаю отгадать музыкальные загадки. - Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, а вам необходимо вспомнить как же называется данное произведение, а также композитора, который написал данное произведение. - На слайде у вас во время прослушивания появятся подсказки, с помощью, которых вы сможете погрузиться в атмосферу и вспомнить название произведения и композитора данного произведения. https://www.youtube.com/watch?v=CP17zQzsLKA - Молодцы ребята, я вижу вы хорошо запомнили с прошлого урока композитора Эдварда Грига (Э. Григ) и пьесу «Утро». - Отгадайте вторую музыкальную загадку и назовите произведение и его автора. https://www.youtube.com/watch?v=Rp27m-P37hA - Верно! Вижу вы хорошо запомнили то, что проходили на прошлом уроке. Музыкальные произведения Э. Грига и П.Чайковского с прошлого урока рассказали нам, как каждый композитор воспевал красоту родной природы. |
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
|
|||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации Задача: Формулировка целей и задач совместно с обучающимися; усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
|
Метод обучения: словесный (беседа); Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование
Методы музыкального обучения и воспитания: - обучения слушанию музыки: ü метод музыкального обобщения; ü метод интонационно-стилевого постижения музыки, ü метод художественного контекста; - активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность). |
- Посмотрите на слайд, что вы видите? (русские просторы, природа). Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей) - Тема нашего урока звучит так «Образ природы в творчестве Г. Свиридова». Какую цель мы можем поставить? (узнать о творчестве Свиридова, о том, как он рисует образ природы в своих музыкальных произведениях). (тема и цель на доске) - Сегодня мы продолжаем разговор, о музыке, которая рисует нам образ русской природы и познакомимся с творчеством РОССИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА Георгия Свиридова. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число – 12 мая. Затем Классная работа. И запишите тему урока «Образ природы в творчестве Г. Свиридова». А эпиграфом к уроку станут слова Г. Свиридова «Люблю я грусть твоих просторов». Откройте Учебник на стр. 120-121 и запишите эти слова без ошибок. - У каждого на парте лежат таблицы, состоящие из трёх столбиков. Прочитайте, что написано в первом столбике. (лад, темп, характер мелодии, настроение) Это характеристика произведений. Во втором и третьем столбике в первой строке вы должны будете записать название произведения, с которым мы познакомимся.
|
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству. |
|||||||||||||||
4. Физминутка Задача: снять у обучающихся мышечное напряжение
|
Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование |
- Перед началом слушания предлагаю вам встать со своих мест и немного размяться. Повторяем движения за мной. Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей, И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте) Делаем вперед наклоны — Раз-два-три-четыре-пять. (Наклоны) Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками) Начинаем приседать — Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания) А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. (Прыжки) Руки к солнышку потянем Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны) А теперь пора учиться, Да прилежно, не лениться. (Дети садятся за парты) - Можете присаживаться на свои места. |
Личностные: демонстрируют сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
|||||||||||||||
5. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу Задача: усвоение обучающимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
|
Метод обучения:(словесный); Наглядный Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы осмысления социального опыта: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. Методы обучения: По источнику получения знаний: · словесные: беседа · наглядные: демонстрация, иллюстрация, · практические: упражнения Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа
Методы музыкального обучения и воспитания: · обучения слушанию музыки: ü метод музыкального обобщения; ü метод интонационно-стилевого постижения музыки; ü метод; художественного контекста.
|
- Итак, перед тем как перейти к прослушиванию произведений, мы узнаем о биографии Г. Свиридова. Для этого к доске выйдет ученик, у которого текст под номером 1. №1. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж. Его отец Василий Григорьевич Свиридов работал на почте, а мама Елизавета Ивановна Свиридова учила детей и хорошо пела. Первым увлечением Георгия Васильевича была литература, но со временем он полюбил музыку. На своем первом музыкальном инструменте, балалайке, он подбирал известные вещи и сочинял свои мелодии. - Спасибо, теперь пусть выйдет ученик с текстом под номером 2. №2. Это получалось у него настолько хорошо, что Георгия приняли в местный инструментальный ансамбль. Во время войны он писал музыку к военным песням и для театральных постановок. Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции. - Итак, о чем были произведения Свиридова? (о Родине, народной жизни, русских пейзажах) - Сейчас мы прослушаем хоровое произведение, которое называется «Запевка» и вы расскажете, какие чувства вызвало у вас данное произведение. Запишите название произведения во второй столбик. (обучающиеся слушают произведение) - Это произведение Свиридов написал на стихи русского писателя Игоря Северянина. Стих Игоря Северянина пропитан любовью к России, он боготворит её, преклоняется перед её могуществом и величием. Об этом говорит и название "Запевка". Не полная песнь, а лишь начало, запевка. Потому что невозможно спеть о России, настолько она необычна и необъятна. - Какой лад в произведении? (минор…?) Темп? (умеренный, плавный) Настроение? (ликующее, величественное) Характер мелодии? (торжественная) - Заполните таблицу. - Прослушаем второе хоровое произведение, которое называется «Снег идет» - это первая часть из маленькой кантаты Г. Свиридова. А КАНТАТА – это произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Запишите этот музыкальный термин в тетрадь! (обучающиеся слушают произведение). - О чем произведение? Произведение написано на стихи Б. Пастернака. Произведение передает простоту и красоту зимней природы, снегопад. - Какой лад в произведении? (минор) Темп? (медленный, монотонный) Настроение? (грустное) Характер? (убаюкивающая, грустная, монотонная) - Заполните третий столбик. Вложите таблицу в тетрадь и приклейте её дома - Ребята, какие 2 композиции мы с вами прослушали? Давайте сравним их.
|
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; анализировать звуки, умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
Предметные: умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр в музыке Г. Свиридова, знают биографию Г. Свиридова, знают произведения «Снег идет» и «Запевки»
|
|||||||||||||||
6. Первичное закрепление. Задача: выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий.
|
Методы воспитания: Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение; Методы осмысления социального опыта: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, создание ситуации успеха. Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности беседа
Методы музыкального обучения и воспитания: - методы музыкального обобщения; - интонационно-стилевого постижения музыки ; + метод активизации процесса восприятия - ритмопластика
|
- Ребята, какие 2 композиции мы с вами прослушали? Давайте сравним их. - Какая мелодия? Какое настроение в каждом произведении? - Какой лад в композиции «Снег идет»? А в композиции «Запевки»? Различается ли темп у данных композиций? - А какие картины возникают у вас перед глазами? Я представляла себе вот такую картину для пьесы «Запевки». Это пейзаж с церковью. -Композитор выражает с помощью задушевной, задумчивой мелодии чувство любви к родному краю, родной природе. - Какую картину вы себе представляли, когда слушали «Снег идет»? Я представляю себе вот такую картину, она рисует нам зимний вечер и снегопад.
- Композитор рисует картину зимы, красоту родной русской природы, её простор и широту. - Предлагаю вам побывать в роли дирижёров. Сейчас я включу первую мелодию и вам необходимо с помощью движений рук изобразить ее. (обучающиеся выполняют задание под 2 мелодии). - Какие движения у вас были? (плавные) - Из вас получились настоящие дирижёры! Понравилось ли вам выполнять данное задание? Молодцы. |
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: овладение способностью сохранять цели учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения контролировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и стилевого анализа музыкальных произведений обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
Предметные: умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр в музыке Г. Свиридова, знают биографию Г. Свиридова, знают произведения «Снег идет» и «Запевки»
|
|||||||||||||||
8. Рефлексия Задача: создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся; совместно с обучающимися подвести итоги урока
|
Методы воспитания: Методы осмысления социального опыта: беседа; Методы стимулирования и коррекции действий: поощрение, Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности
|
-Давайте вернемся к ТЕМЕ УРОКА. Как она звучала в начале урока? Какие слова служили эпиграфом к теме? Прочитайте в тетради! - Ребята, какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы ее? - Какие композиции мы сегодня прослушали? А кто автор данных композиций? - Предлагаю вам оценить свою работу. Нарисуйте в тетради солнце, если у вас всё получалось. Нарисуйте солнце и облако, если у вас были трудности. Нарисуйте тучку, если у вас совсем ничего не получалось. - Поднимите руку, кто нарисовал солнце, кто солнце и облако, кто тучу. -Ребята, завершить наш урок я хочу "Веселой песенкой". Споем ее дружно хором. Слова будут слайде. https://www.youtube.com/watch?v=yhX01FdJXYk - Вы большие молодцы, весело, а главное дружно спели песню. - Спасибо большое, я благодарю вас за работу, вы работали дружно, были внимательными, спасибо вам, до свидания. |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка». Предметные знают биографию Г. Свиридова, знают произведения «Снег идет» и «Запевки»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.