Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Сагдиева О.А.
«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».
Жан Жак Руссо.
Терминологический словарь гендерного воспитания.
Понятие «пол» подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает представителей разных полов.
Под понятием «гендер» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.
Гендерный подход в воспитании детей.
- это такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются индивидуальные особенности ребёнка и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о психологических, нравственных, социальных качествах мужчин и женщин.
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции социальных и духовно-нравственных человеческих ценностей.
ЦЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Формирование у детей дошкольного возраста основ гендерного поведения ( моделей поведения и отношений между мальчиками и девочками) на «идеальных образах» девочки (женщины) и мальчика (мужчины).
РЕЗУЛЬТАТ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ:
ГЕНДЕРНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ
интегральное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии,самоуважения и взаимоуважения.
Гендерная идентичность
Осознание ребенком того факта, что существуют два пола, и отнесение ребенком себя к одному из них – определение себя как мальчика или девочки.
Успешность процесса формирования гендерной идентичности зависит от того, насколько ребенок активен в общении и структурировании собственного опыта формирования представлений о гендерных и половых ролях.
Гендерная воспитанность
Интегральное качество личности, в обобщённой форме отражающее систему социальных, культурных и личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения и взаимоуважения.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
,
Формируется гендерная
устойчивость: детям
становится понятно,
что гендер не изменяется:
мальчики становятся
мужчинами
в будущем, а
девочки -
женщинами.
Формирование
гендерной
идентичности:
Дети понимают, что
они либо девочки,
либо мальчики, и
обозначают себя соот-
ветствующим образом,
то есть могут
идентифицировать себя с
соответствующим
полом.
2-3 ГОДА
4-7 ЛЕТ
Рекомендации при организации педагогической деятельности с целью реализации гендерного подхода:
С мальчиками:
делать упор на визуальную информацию, располагать её в вертикальном направлении;
допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;
обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;
организовывать диалоги и дискуссии;
особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;
организовывать самооценку деятельности, организовывать работу в парах.
Рекомендации при организации педагогической деятельности с целью реализации гендерного подхода:
С девочками:
• располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;
• задействовать речевые способности учащихся;
• использовать коллективные формы работы;
• необходимо комментировать ход и результаты образовательной деятельности;
• использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.
Задачи реализации гендерного подхода в ДОУ.
- воспитывать у дошкольников положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы понимания, осознания и принятия особенностей своего гендера, и то, как он воспринимается социумом;
- воспитывать у дошкольника коммуникабельность, толерантность и доброжелательное отношение к окружающим людям, к противоположному полу;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в гармонии с окружающими, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института.
Нод «Сказочные персонажи: мальчики и девочки».
НОД «Мама, папа, я – дружная семья»
НОД «Мальчики и девочки».
НОД «Мужские и женские виды спорта»
Реализация гендерного подхода в игровой деятельности с дошкольниками.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Сюжетно-ролевая игра
«Мы в гости пришли»
Сюжетно-ролевая игра «Пилоты»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Сюжетно-ролевая игра
«В гостях у подруги»
Сюжетно-ролевая игра «Стилисты»
Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Дидактическая игра «Профессии и предметы труда»
Дидактическая игра «Виды спорта »
Дидактическая игра
«Мужские и женские профессии»
Подвижная игра «Ручеёк»
Коммуникативная игра «Давайте, познакомимся»
Коммуникативная игра «Мы здороваемся»
Подвижная игра
«Пожарные на учении».
Реализация гендерного подхода на занятиях по физической культуре с дошкольниками.
Спортивное развлечение «А, ну-ка, мальчики!»
Спортивное развлечение «А,ну-ка, девочки!»
Реализация гендерного подхода в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Реализация гендерного воспитания в театрализованной деятельности.
Драматизация сказки
«Заюшкина избушка»
Драматизация сказки «Репка»
Реализация гендерного воспитания в театрализованной деятельности.
Пальчиковый театр «Заюшкина избушка»
Настольный театр «Репка»
Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации гендерного воспитания дошкольников.
«День защитника Отечества»
Женский праздник
«Семейная спартакиада»
«Генеалогическое древо»
«Мы - помощники мамины и папины»
«Мамочка любимая моя!»
«Мы – помощники для бабушки и дедушки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.