Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Оценка 4.7

Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Оценка 4.7
docx
07.10.2022
Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Консультации для воспитателей222.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила логопед

Черепеня А.С.

 

 

 

 

Луганск

2021


 

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Развитию мелкой моторики способствуют:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Теневой, пальчиковый театр.

4. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

5. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

7. Выкладывание фигур из счетных палочек.

8. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др

9. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.):

Игра с ватой.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Выкладывание букв из различных материалов: это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Его можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

«Сухой бассейн».

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Игра с водой и грушей на 50 мл.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике. Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.


 

Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно

Упражнения в обводе контуров предметов

Упражнения в обводе контуров предметов

Его можно разбить на несколько этапов

Его можно разбить на несколько этапов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022