Консультация для педагогов на тему:
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Выполнила логопед
Черепеня А.С.
Луганск
2021
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Развитию мелкой моторики способствуют:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Теневой, пальчиковый театр.
4. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
5. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
7. Выкладывание фигур из счетных палочек.
8. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др
9. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.):
Игра с ватой.
Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.
Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.
Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
Выкладывание букв из различных материалов: это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Его можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.
Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.
Игра с тестом, глиной, песком.
Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.
«Сухой бассейн».
Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
Игра с водой и грушей на 50 мл.
Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике. Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.