Консультация для педагогов "Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности"
Оценка 4.7

Консультация для педагогов "Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности"

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
воспитание
Детсад
19.11.2022
Консультация для педагогов "Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности"
Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД.docx

        

Консультация для педагогов : «Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»

     

        Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Главная задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.

Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.

Поэтому важно широко внедрять методы детского экспериментирования в ДОУ. Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника.

Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.

Умелое планирование детского экспериментирования в ДОУ, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.

Правила при выборе темы:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

Вызвать интерес к деятельности.

Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Условия необходимые для реализации поставленных задач в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования

Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)

индивидуальные дневники экспериментов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)

Беседы по теме.

Целевая прогулка.

Экскурсия.

Структура детского экспериментирования:

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени. Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.

Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.

    Разные виды экспериментальной и опытнической деятельности: долгосрочные, краткосрочные, детские, семейные, индивидуальные, групповые, коллективные проекты.

В результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.


 

Консультация для педагогов : «Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»

Консультация для педагогов : «Современные подходы в организации детской экспериментальной деятельности»

Правила при выборе темы: Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его

Правила при выборе темы: Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его

В уголке экспериментирования необходимо иметь: карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) индивидуальные дневники экспериментов

В уголке экспериментирования необходимо иметь: карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) индивидуальные дневники экспериментов

Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать…

Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022