Взаимодействие музыкального руководителя и
воспитателей дошкольного образования
Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребёнка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в учреждении дошкольного образования – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели по формированию основ эстетической культуры средствами музыкального искусства; а так же решить задачи:
-развивать музыкальные способности, музыкальное мышление, эмоциональное позитивное отношение, интерес к разным жанрам музыкального искусства, к музыкальному исполнительству и творчеству;
-формировать умения восприятия музыкальных образов народной, классической, современной музыки и высказывания о ней; самостоятельного выразительного исполнения песен, танцев, пьес; определения собственных музыкальных предпочтений;
-воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству как к общечеловеческой ценности; желание познавать разные жанры музыкального искусства, его разнообразное эстетическое содержание, активно проявлять себя в музыкально – исполнительской и творческой деятельности.
В чем же заключаются задачи по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя?
Профессиональные задачи музыкального руководителя дошкольного учреждения образования |
Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем |
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.
2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.
3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещаний
|
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей
|
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитатель детского сада |
Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учёт их в целостном образовательном процессе. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника
|
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. 2. Учет их в целостном образовательном процессе. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника
|
Задачи педагогического проектирования образовательного процесса
|
|
5. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 6. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 7. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития. 8. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры города.
|
5. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
7. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. 8. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры города.
|
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды дошкольного учреждения |
|
9. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка |
9. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребёнка |
Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности |
|
10. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
|
10. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
|
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать её значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчётливо представлять, какими средствами, методическими приёмами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей. Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические - движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно, и вы, вместе с детьми, весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку, делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
Музыкальный руководитель на занятиях музыкальной деятельностью развивает музыкальные способности воспитанников, обучает детей необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье, формирует основы музыкального вкуса у воспитанников, обогащая их чувства.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведёт воспитатель.
Воспитатель обязан активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях:
- развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;
- углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.
- знать репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;
Воспитатель в различных видах деятельности музыкальных занятиях:
Слушание музыки:
-личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
- следит за дисциплиной;
-оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
-не участвует во время быстрых опросных упражнений;
-в распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
-поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
- поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
-при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
Музыкально-ритмические движения и игры:
-участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
-дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей);
-принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
-корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
-разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
-берет одну из ролей в сюжетной игре;
- наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах:
-играет на всех инструментах, которые используются детьми на
музыкальных занятиях.
-умеет правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя дошкольного образования в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных учебной программой дошкольного образования в образовательной области «Музыкальное искусство», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение и песенное творчество, музыкально - ритмические движения и танцевальное творчество, элементарное музицирование и инструментальное творчество), в полной мере развить соответствующие возрасту музыкальные способности каждого ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.