Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №43 «Эрудит»
«Играем с песком и водой»
(консультация для родителей)
г.Ставрополь.
Консультация для родителей
«Играем с песком и водой»
Игры с песком и водой – одна из форм естественной деятельности малыша. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют всестороннему развитию ребёнка: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о свойствах материала (шарик пластмассовый (легкий) - не тонет, камешек (тяжелый) – тонет). Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Игры с водой и песком – развивают творческие способности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром.
Что нужно для организации игр с водой дома.
Установить емкость с водой на детский игровой столик (таз, маленький бассейн). Уровень воды должен быть не более 7-10см. Перед игрой надеть фартучек, заказать рукава. Подготовить игровое оборудование, разные игрушки: шарики, коробочки, заводные игрушки-забавы, природные материалы (шишки, камешки, ракушки, кора деревьев, желуди, каштаны, скорлупки грецкого ореха), предметы - заместители: деревянные палочки, пластмассовые трубочки, пробки, пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Играя с водой, ребенок узнает:
1. Свойства воды.
Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
Вода бывает холодная, теплая и горячая. Попробовать на ощупь.
Вода не пахнет. Дать детям понюхать.
Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить со стаканом молока.
Воду можно окрасить. Добавить краситель, чай, кофе, зеленка и т.п.
Воду можно наливать и переливать.
2. Тонем - не тонем. Игры на экспериментирование.
Учится:
3. переливать воду разными емкостями (ложкой, крышкой, банкой).
4. Наливать воду в разные сосуды (чайник, чашку, бутылочку).
Игры с песком
Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, состоит
из многих песчинок, способен пропускать воду.
Для игр с песком нужна песочница.
Хорошо когда песочница окрашена в голубой цвет- цвет воды и
неба. Песочница должна закрываться крышкой. Песок должен быть чистым,
без посторонних примесей, влажный. Для игры нужны песочный набор,
ведро с совочками и формочками, набор мелких игрушек, машинки,
персонажи сказок, животные, растения, палочки, дощечки. Очень хорошо
иметь в семье для игры ящик с песком и крышкой. Сухой песок можно
пересыпать из формочки в ведерко, затем в сито, насыпать его в бутылочку
через воронку, засыпать песком игрушку: «найди». Из влажного песка
ребенок строит дома, холмики, гаражи для машин, лепит диванчики куклам,
готовит угощение для них с помощью формочек - торты. На песке нарисуйте
палочкой солнышко, цветок, рыбку, кораблик. Пусть ребенок выкладывает
рисунки по контуру, этим прекрасным материалом, печет куличики из
формочек и ведерочек, а затем украсьте разными узорами.
После игр желательно помыть руки. Конечно, не каждый родитель берет на прогулку все время воду, но обыкновенные влажные салфетки будут весьма кстати. Тем более, если после активного времяпровождения сын или дочка захотят подкрепиться.
Игры для ребенка от трех до шести лет
Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.
В какие игры поиграть с ребенком в песочнице
Ведь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство - и вперед! Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком. Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.
1. Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо. Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики. Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.
2. Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам: с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.
3. Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.
4. Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.
Поиграем в археологов
Пусть малыш отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям малыш догадается, что вы спрятали.
Сыграем в прятки
Малыш закапывает свои ручки в песок, ваша задача искать пальчики по именам. Это поможет выучить крохе названия пальчиков.
Отыщем клад
В песочнице ваш малыш может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите малыша ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».
Пальчик-машинка
Для развития мелкой моторики нарисуйте на песке дорожку и попросите ребенка проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину». Однако прежде чем подпускать своего малыша к песочнице, предлагаем обратить внимание на следующие пунктики.
Предлагаем возможные варианты игр с песком.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, - «жучки здороваются»).
«Узоры на песке»
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, палочек и т.д.
«Песочные строители»
Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме.… Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.
Игры с мокрым песком. Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы … Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Можно развить сюжет и сочинить мини-сказку: «Кто, куда, зачем и что «получилось?» На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
Игра «Кто к нам приходил?» Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
«Игры с водой»
Игр с водой – огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка: «Окрашивание воды» Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее. «Маленький рыбак» Мелкие предметы бросаем в тазик или ванну. Это будут рыбки. Ребенку даем «удочку» (половник с длинной ручкой), которой он будет вылавливать рыбок. Можно ловить и сачком – для этого подойдет дуршлаг или сито. «Поиск сокровищ» Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде. «Лейся, лейся» Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее. «Тонет – не тонет» Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет и что с ними происходит. «С места на место» Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка – выловит ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.
Уважаемые родители! Организуйте с детьми «Игры с водой» у себя дома, и вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших малышей! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.