Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск
- детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Консультация для родителей:
«Что означает логопедическое заключение?»
Учитель- логопед:
Букреева О. Н.
г.о. Чапаевск, 2023 год
Вы замечаете, что речь Вашего ребёнка хуже речи сверстников? Ребёнку исполнилось четыре года, а в его речи сохраняются ошибки? В таком случае каждый родитель старается получить консультацию всех специалистов, врачей: ЛОРа, офтальмолога, невропатолога, стоматолога, и, конечно, логопеда. В результате логопедического обследования, помимо конкретных рекомендаций по развитию речи, в карте малыша появляется непонятная аббревиатура. Что же стоит за этими странными буквами? Давайте обратимся к педагогической классификации нарушений речи, которую используют все государственные дошкольные образовательные учреждения.
ФНР – фонетическое недоразвитие речи. В произношении
страдают один или несколько сложнопроизносимых звуков при сохранном
фонематическом слухе (способности различать звуки на слух). Остальные стороны
речи хорошо развиты.
ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (наиболее
частое речевое нарушение). Искажение звукопроизношения происходит на фоне несформированного
фонематического слуха. Ребёнок недостаточно хорошо различает разные группы
звуков на слух, что способствует нарушению формирования правильного
произношения.
ЗРР – задержка речевого развития. Это заключение ставится детям до трёх лет в случае, если к этому возрасту ребёнок не говорит фразами (предложениями), речь малопонятна окружающим посторонним людям (поскольку родители обычно хорошо понимают своего малыша).
ОНР – общее недоразвитие речи.
Ставится после трёх лет и говорит о том, что у ребёнка не сформированы все
стороны речи: и звукопроизношение, и словарь, и грамматическое оформление
фразы, и связная речь.
Данные педагогические заключения могут быть
осложнены таким диагнозом, как дизартрия (подтверждается невропатологом), связанным с нарушением
иннервации мышц артикуляционного аппарата, в следствие чего мышцы могут быть
либо слишком вялыми, либо перенапряжёнными.
Психоневролог должен наблюдать ребёнка в
случае нарушения темпо-ритмических структур речи (заикание или логоневроз, итерации). Чрезмерно ускоренная речь – брадилалия, или наоборот замедленная – тахилалия так же требуют вмешательства специалистов.
Нарушения голоса, в том числе и ринолалия (врождённая расщелина нёба), бывают значительно реже,
но и здесь потребуется помощь учителя-логопеда и врача фониатра.
Наш малыш растёт и постепенно осваивает
письменную речь. Не всем детям процессы чтения и письма даются легко. Здесь
могут возникнуть такие сложности, как дислексия – нарушение чтения, дисграфия – нарушение процесса письма. В последние годы
выделяется дизорфография – неусваивание ребёнком правил
правописания.
Хорошо, когда после посещения логопеда вы
увидите в карте ребёнка: «Речевое развитие соответствует
возрастной норме», но ничего страшного нет
во всех вышеперечисленных заключениях. Это говорит лишь о том, что мы с Вами
должны уделить больше внимания и времени нашему малышу и тогда непременно его
речевое развитие будет соответствовать «возрастной норме»!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.