Учим ребенка самостоятельности.
Конечно, каждая мама и каждый папа, заботясь о будущем своего малыша, стараются хорошо воспитать его, чтобы он был успешным, независимым и стал настоящей самостоятельной личностью. Но это не всегда и не у всех получается. Некоторые неверные шаги тормозят процесс гармоничного воспитания.
Взрослые давно уже забыли, что это такое: учиться заново самым простым вещам, которые нам теперь кажутся уж очень простыми. А для малыша, пытающегося научиться делать самые на наш взгляд, обыденные вещи, это сложно. Поэтому нужно запастись безграничным терпением, если вы хотите воспитать самостоятельность в малыше.
Не всегда уместно торопить ребенка. Даже если ваш малыш не может с чем- то справиться, и, не смотря на все ваши и его усилия, злосчастные шнурки никак не желают завязываться бантом, не стоит нервничать. Порой стоит вернуться на один этап назад: если банты и узелки не подчиняются, нужно остановиться пока на знакомой и послушной «молнии», а навык самостоятельно завязывать шнурки обязательно появится, просто немного позже.
Любопытство и активность - двигатель воспитания. Каждый ребенок, активно познающий окружающий мир, любопытен и вездесущ, поэтому нередко от мам и бабушек можно услышать: «Куда полез, убьешься!», «Ну-ка вернись, а то упадешь!». Вследствие этого ребенок может решить, что не стоит ничем интересоваться, ведь кругом подстерегают опасности, и не нужно отходить от мамы. В этом случае, конечно, беспокойство вполне понятно: ведь первооткрыватель может упасть, удариться, да мало ли чего еще. Просто нужно всегда быть рядом, чутко контролируя его активность, но не ограничивая ее. Он захотел на горку – вперед, вместе с ним! Хочет узнать, что кроется в кустах, - и вам тоже это интересно. А если он, к примеру, решил попробовать на вкус песок? В этом случае не ругайте, а просто переключайте внимание. Предложите какое-то еще более интересное занятие – например, построить шалаш из веточек, порисовать на этом же самом песке. Этим самым вы достигните значимого результата: у ребенка появится ощущение, что это он принял решение отказаться от малопривлекательного занятия. А значит, вы вместе с ним сделали еще один шаг навстречу самостоятельности.
Наказание - не выход. Четырех летний малыш вызвался сам отнести за праздничный стол вазочку с конфетами, но по дороге рассыпал их на пол. Мама с горяча ругается6 «Убирай теперь все сам!» У сына глаза на мокром месте – и страшно браться за такое ответственное дело, и чувствует себя неумехой, потому что не справился с первым заданием. А нужно всего –то помочь малышу ликвидировать катастрофу. При этом не забыть о похвале, ведь изначально его желанием было помочь маме, сделать что-то самостоятельно. Он так старался!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.