МАДОУ «Детский сад № 14 «Умка» г. Мегион
Консультация для родителей
Игры с палочками Кюизенера в младшей группе
(для детей 2-4 лет)
Подготовила:
Воспитатель Тихонова О.Н.
Описание набора
Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см.
Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным: в наиболее простом варианте их всего 116.
«классический» набор включает в себя 241 палочку.
История методики
Цветные палочки для счета
появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика.
Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что
многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями,
не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих
проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить
абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера,
которые стали использовать даже в работе с дошкольниками. Педагог предложил не
просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс
обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во
многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и
Фридриха Фребеля. Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и
подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа
и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые,
ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и
базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким
руководством родителей, а потом – самостоятельно.
Цель и задачи методики
Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны: обучение числам в процессе игры; развитие представлений о счете и цвете; формирование устойчивого интереса к математике как науке; развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно; объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания. Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).
Лучший возраст
На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.
Правила работы
Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли
максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его
индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько. Самые младшие
(2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по
цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в
определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет
также вспомнить цвета. Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить
аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов. Постепенно можно
переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что
такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества
такую же палочку, как и у нее в руке. Не менее интересна для детей и
возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему.
Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им
усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким
образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично
развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность. Детям 4-5 лет можно
предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество
маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет
обнаружить самую маленькую или самую большую из них. Использование палочек
следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и
заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так
подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и
удовольствием.
Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов: помогает развивать мелкую моторику. способствует формированию мышления и интеллекта малыша. стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение учит ребенка сосредотачиваться.
Младших дошкольников нужно познакомить с палочками Кюизинера.
Первый раз, как обычно, палочки приносит какой-то любимый персонаж или игрушка
и оставляет детям в качестве подарка. Далее предлагаем палочки для игры в
свободной деятельности:
Самое главное, чтобы ребенок научился свободно действовать с палочками, понимал, что они все разные, пользовался ими.
Продумывая, какие дидактически пособия использовать для развития ребенка, многие родители останавливают выбор на палочках Кюизенера. Разнообразные схемы игры которых помогают подготовить малыша к изучению математики. Применять их можно для детей различных возрастов, выбирая подходящие задания.
Цель: закрепление понятий «один» и «много», умения составлять группу предметов.
Для игры используются палочки двух цветов: розовые и голубые (по 4). Детям предлагается выложить две змейки с поднятыми головами (голубую и розовую), для этого три палочки кладутся горизонтально, а одна вертикально. Предлагаем сравнить змейки по длине, проводим пальчиком по палочкам и определяем, какая длиннее.
Цель: обучение детей приемам сравнения количества предметов без счета (столько – сколько, поровну).
У каждого ребенка одинаковый набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая. Предлагаем детям построить из палочек поезд. Для этого берем розовую палочку (это паровоз) и рядом с ней по порядку чередуем голубую палочку и желтую. Проверяем, правильно ли построен поезд, спрашиваем, сколько голубых вагончиков, а сколько желтых. Сравниваем, чей поезд длиннее (одинаково).
Цель: обучение приемам классификации и сравнению предметов по высоте.
Детям даются по две палочки разного цвета (разной длины). Предлагаем поставить самый высокий столбик, самый низкий. Если дети затрудняются, то кладем две палочки, проводим пальчиком, сравниваем длину и снова ставим вертикально.
Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними
набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них
лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому. Далее
задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки),
ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться,
можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую
палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к
бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный
четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить
целое.
Построение дома
Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров. Не стоит ограничивать детскую фантазию, малыши могут возводить дома для кукол так, как удобно именно им – расставляя бруски горизонтально и вертикально. Но если допущена ошибка (например, дом для большой куклы получился явно меньше, чем домик для маленькой), то на нее надо деликатно указать и помочь исправить. Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.
Кроватка для мышат
Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки. Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.
Составление квадрата
Для работы потребуется большой набор палочек и помощь
родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые
маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки
побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом
складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат. Задание
можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт: сначала малыш использует
готовую схему, которую зарисовал родитель; постепенно переходит к собственному
творчеству.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.