Сейчас
в стране кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной
жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными
словами речью, комиксами, новейшими цифровыми технологиями. Нарушились
традиции, существовавшие веками, порвались нити, которые связывали старшее и
младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений,
дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в
народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих
корней от народности ведёт к бездуховности.
В нашем городе есть музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная
часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями,
причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать
такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой
экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как музейная
педагогика. Решением проблемы стало создание мини-музеев в детском саду.
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мини-музеи, расположенные в группе дают возможность воспитателям в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, проводить самостоятельные исследования. Дети чувствуют свою причастность к мини- музеям: приносят и изготавливают вместе с родителями экспонаты, рисунки и т.д. В обычном музее ребенок- пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей- результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей в нашей группе «Звездочка» создавался с целью познакомить детей с истоками возникновения посуды. Обдумав и взвесив всю актуальность проблемы мы решили собрать воедино три вида посуды- глиняную, фарфоровую и деревянную хохломской росписи. Решено было назвать «Музей посуды наших бабушек и дедушек» т.к были собраны экспонаты от старинных кувшинов и горшков до расписных ложек и многого другого. Активное участие в создание музея приняли участие семьи воспитанников: Цацура Николая, Шарпацкой Полины, Крепс Екатерины, Лаврова Георгия, Манжос Ирины, Бородиной Адэсы, Овчаровой Софии, которые совместно со своими бабушками и дедушками собрали посуду из глины, различную фарфоровую и деревянную расписную хохлому. На начальном этапе я собрав информацию о изготовлении посуды провела ряд бесед, занятий, экспериментов, на которых дети узнали очень много нового и интересного. В создании мини-музея дети принимали непосредственное участие – это что-то свое, родное. Ребята проводили экскурсии сами, с гордостью показывали экспонаты, рассказывали о них детям других групп.
Мы считаем, что активное использование музейной педагогики в
образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и
национальной культуры, способствует сохранению народных традиций,
воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому
созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам,
потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.