Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности я использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой создаю систему работы, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашей группы. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Проектно-исследовательской деятельностью с детьми в нашей группе мы начали с информационно-экспериментального проекта «Чудо-ковер», целью которого было формирование у детей дошкольного возврата совместно с родителями, представления о культуре, быте казахского народа. Расширять, обогащать и уточнять знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа. Второй проект как процесс развития патриотизма и любви к родному краю как следствие познавательной деятельности детей старшего возраста назывался «Наш город небольшой, но любимый и родной» в рамках которого мы задались целью прививать любовь к родному городу, воспитывать толерантность, чувство уважения к другим национальностям, чувства патриотизма и гражданственности через расширение представлений об истории родного города, его жителях и традициях.
Начало работы над проектом определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Я совместно с детьми определяем цель проекта, прогнозируем результат. Объединение в группу может возникнуть по разным причинам. Это и общие интересы, и помощь товарищам и другие. На следующем этапе, объединившись в группу, дети решают к кому обратиться за помощью, где можно найти интересующую информацию, вступая в коммуникативные отношения. Я принимаю равноправное участие, ненавязчиво направляю действия детей, предлагаю оптимальные варианты сбора информации. Это может быть совет обратиться за помощью к родителям, рассмотреть иллюстрации, книги, провести исследования и т.д. Происходит обогащение опыта детей. На следующем этапе совместно обобщаем собранную информацию. Все ответы детей фиксируем либо в тетрадь, либо в альбом . Сосредотачивается внимание на том, что все сообща получили максимальную информацию об объекте. Далее идет этап планирования. Выбираем средства, способы действия, распределяются роли. Последний этап – завершение реализации проекта, где подводим итог работы, соотносим готовый результат с планируемым. В процессе проектов дети проводят настоящие исследования, почувствовали вкус самостоятельной исследовательской работы, получили первые навыки её проведения. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.