Итак, подходит к логическому завершению дошкольная ступень образования и впереди первый класс. И родители вместе с ребенком «живут» в ожидании первого звонка.
Как мы, как родители, чаще всего готовим ребенка к школе?
Большинство родителей ограничивается тем, что пытается научить его чтению, письму и счету дома, либо отправляют ребенка на подготовительные курсы в «Школу будущих первоклассников», в «Школу скорочтения» и т.п. в какой-либо образовательный центр. А в самом лучшем случае – на подготовку к школьному обучению в ту школу, которую планируют для дальнейшего образования своего чада. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, учителей, проводящих эти занятия.
«Подготовленный» таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно полученный дома или на курсах «запас» кончается, учиться становиться все труднее: ребенок не умеет быть внимательным на протяжении всего урока, плохо схватывает то, что видит и слышит на уроке, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
И тут возникает вопрос: а может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и научится? Педагоги и психологи считают, что обязательно надо. Только без принуждения и наказания.
И да, опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, он начинает относиться к учебе небрежно, невнимательность родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться.
На что важно обратить внимание в первую очередь? Это здоровье ребенка.
Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, сделаны ли ему все необходимые прививки. Врач же подскажет, как лучше закаливать вашего малыша, так как надо, чтобы в школу он пошел физически крепким и закаленным. Вспомните процесс адаптации к детскому саду…
Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он не дожидаясь летнего времени привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе. Ведь именно с началом школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести к апатии, безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для прогулок на свежем воздухе.
Еще один значимый момент - радость ожидания.
Хорошо, если вы зайдете (по возможности) с ребенком в школу, в которой ему предстоит учиться. Обычно такая экскурсия производит очень большое впечатление. Зачастую в школах организуют подобные дни открытых дверей для воспитанников детских садов. Постепенно у ребенка проснется интерес к школьной жизни и он начнет мечтать о том дне, когда сядет за парту. Совсем не во вред поделиться с сыном или дочерью своими забавными, позитивно окрашенными школьными ситуациями, моментами, приятными воспоминаниями.
Особую радость ребенку доставляет покупка школьных принадлежностей. Делать их надо постепенно (это не «ударит резко по карману»), и пусть ваш малыш выбирает сам, что ему больше нравится (конечно, заранее необходимо оговорить с ребенком тот перечень, который ему действительно необходим).
Сначала лучше приобрести ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, по улице, повертеться перед зеркалом. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой школьной принадлежности. Скорее всего, они станут на какое-то время его любимыми игрушками (будьте готовы к тому, что некоторые принадлежности потребуется заменить перед школой).
Приятными должны быть и хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол, то надо заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить, строить и т.д. Так он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел.
Очень важно и обсудить ситуацию того, что в классе он – ученик, и уже не единственный.
Необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличаются от тех, которые занимали окружающие взрослые до его поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю - признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него, как на ученика, обязанностей.
Имейте в виду, что ребенку трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Конечно, в детском саду он тоже не был тем самым единственным, но все же среда дошкольного образования отличается от школьного, так как в детском саду ребенок находится более продолжительный промежуток времени и в силу этого воспитатель так или иначе успеет уделить внимание каждому дошкольнику, пообщаться с ним, выслушать. А здесь первоклашка должен 40-45 минут сидеть и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами одноклассников и учителя.
Обратите внимание на то, умеет ли ребенок справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше либо несколько старше своих одноклассников.
Постарайтесь устроить так, чтобы он еще до школы почаще общался сверстниками: запишите его в какой-нибудь кружок или секцию (лучше не за месяц или два, а за год как минимум). Расширяйте таким образом сферу общения ребенка. А заодно, посещение секции позволит ему не только привыкнуть к иному детскому коллективу, но и научит подчиняться требованиям педагога или руководителя, слушать и слышать его, выполнять задания самостоятельно или в группе.
Очень важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Умение ребенка занять достойное место в коллективе сверстников помогает ему найти друзей и значительно комфортнее чувствовать себя среди одноклассников.
Кроме того, первокласснику приходиться самому себя обслуживать: складывать принадлежности в ранец, одеваться, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы. Многие дети испытывают трудности именно в этом. Так что, если вы слишком опекаете свое ненаглядное чадо, делаете за него все сами, мысль о том, как это потом ему помешает в школе, должна заставить вас изменить свое отношение к нему. Любовь - любовью, а к самостоятельности ребенка надо приучать с раннего детства. Учитесь этому всему, пока еще есть время, чтобы не получить истерику 1 сентября из-за того, что сын или дочь не справился со шнурками, пуговицами или молнией.
Психологически важно, чтобы переход от беззаботного дошкольного детства к заботам и ответственности школьной жизни не воспринимался ребенком как «изгнание из рая», не получил мрачной окраски в его сознании. В этой ситуации ребенку нужна ваша поддержка. И, прежде всего, эмоциональная. Положительный эмоциональный настрой родителей на ребенка, вера в его успехи, умение увидеть и оценить любое продвижение ребенка в учебе, доброжелательная помощь - вот что поддерживает положительное отношение ребенка к работе, связанной для него с новой ролью - ролью ученика.
И все таки, родителей беспокоит вопрос об интеллектуальном развитии или интеллектуальной готовности будущего ученика, которое подразумевает умение читать, писать, сообразительность. Поэтому домашняя подготовка к чтению, счету, письму (в пределах разумного) важна и необходима. Конечно же, важно, чтобы первоклассник знал буквы, умел считать до десяти и мог написать свое имя печатными буквами, чтобы он имел ряд знаний и представлений о себе и об окружающем мире, мог выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность с психологической точки зрения - это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько умение думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.
Несомненно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Но как обстоит дело с другими особенностями ребенка, на которые не всегда обращают внимание родители?
Одна из них - уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.
В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Поэтому, когда необходимо рассказать у доски стихотворение или выполнить задание, важно, чтобы ребенок мог говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом.
Так как школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата, важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается; а также о том, что пока ему дается трудно и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также от понимания своих слабых сторон и недостатков и способности их учитывать.
Именно из этого начинает формироваться внутренняя позиция школьника и, как следствие, эмоциональное желание ребенка идти в школу. Это условие является одним из самых важных и значимых. Еще раз повторю, что поступление в первый класс - это тот шаг, который кардинально меняет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие на себя роли ученика. Ведь когда у ребенка есть желание идти в школу и ему интересно учиться, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Школьная жизнь требует усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.
Установлено, что в последнее десятилетие все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к учебной деятельности.
Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап?
Современная школа базируется прежде всего на классном учителе-профессионале, а уже потом - на различных технических новациях, евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы мы могли поставить вопрос, что важнее для ребенка - профессиональное знание учителем предметов или его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно неожиданным. Для ребенка в начале обучения решающее значение имеет любовь учителя, а не знание им предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель в начальной школе должен быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера в ребенка были связаны с глубоким профессиональным знанием предметов. Это и будет идеальный педагог для вашего ребенка.
И еще раз повторю, что с приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция-ученик, то есть непосредственный участник одной из форм общезначимой деятельности - учебной, требующей большого напряжения сил. Все вы помните, что к ребенку в этот период выдвигаются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта.
Поступая в школу, большинство первоклассников проявляют искреннее желание учиться. Их привлекают внешние моменты школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники, сама школа, друзья. Важно обеспечить его безболезненное принятие нового вида деятельности.
Если вы были внимательны, то зафиксировали момент того, что избежать боязни и дезадаптации возможно при выполнении вышеперечисленных пунктов: здоровье, эмоциональное отношение, формирование позиции школьника, умение самостоятельно себя обслуживать, уверенность, умение достигать поставленной цели…
Таким образом, усилия воспитателей и родителей должны быть направлены на развитие педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Если ваш ребенок придет в первый класс подготовленным, если будет чувствовать вашу поддержку и любовь, то обучение будет даваться ему легко.
Отнеситесь к подготовке к школе серьезно, мудро, обдуманно. Лучше сейчас предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в природе происходит в свое время. Помните об этом! Подготовка к школе - это путь совместной деятельности и взаимодействия ребенка и родителей.
Некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников:
Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) - необходима.
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …» Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
«Ваши дети - замечательные! Не ругайте, не подгоняйте их - они только начинают учиться, все для них в первый раз. Детям будет очень трудно - помогайте, не жалея своего времени. И главное - относитесь к их нелегкому школьному труду с уважением и пониманием».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.