Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 01.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам: приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей); расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл); речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов). Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому,что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь! 1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок. 2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности. 3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи. Упражнения для развития речи дошкольников: 1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные); 2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза); 3. Подбирать действия к предмету – (Ветер,что делает: воет, парус надувает, листья срывает); 4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце); 5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья); 6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро); 7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный); 8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес); 9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем); 10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья); 11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость); 12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей; 13.Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф; 14.Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…; 15.Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…; 16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”)по- разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему); 17. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий; 18. «Кто что делает?»Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д. 19. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.). 20. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими. 21. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.
Иконка файла материала знанио1.docx

Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной

действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей);

расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое

развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому,что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка

обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы

и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании

стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью,

невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что

дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с

интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении

литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп

своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и

тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или

совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение

внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не

только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам

для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и

рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку

не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его

познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой

зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних

условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,

но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,

распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных

поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,

а так же решат одну из задач развития речи.

Упражнения для развития речи дошкольников:

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);

2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

3. Подбирать действия к предмету – (Ветер,что делает: воет, парус надувает, листья срывает);

4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);

9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем);

10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей;

13.Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;

14.Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…;

15.Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;

16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”)по- разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);

17. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

18. «Кто что делает?»Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

19. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

20. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими.

21. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.