Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет - является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаимо-расположение и связь слогов в слове.
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Существуют
следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
1. Нарушение
количества слогов в слове:
· Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
· Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
· Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».
2. Нарушение последовательности слогов в слове: (перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»
3. Искажение структуры отдельных слогов:
· Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
· Вставки согласных: ковёр – «конвёр».
4. Уподобление: молоко – «макако»
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Причины нарушений слоговой структуры слова
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляцион-ных возможностей, семантической недос-таточности, мотивационной сферы ребенка:
· недостаточное развитие фонемати-ческого восприятия и слуха;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что готовность к звуковому анализу и синтезу слов не формируется самостоятельно.
·
недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.
Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы
артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные
позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
· сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
· несформированность ритмической и динамической организации движений;
·
неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение
последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей
наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого
сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что
вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в
словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.