Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в ДОУ на тему: "Ритм в музыкальном развитии дошкольников" "
Оценка 4.9

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в ДОУ на тему: "Ритм в музыкальном развитии дошкольников" "

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
музыка +1
1 кл—8 кл
14.03.2023
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в ДОУ на тему: "Ритм в музыкальном развитии дошкольников" "
Материал содержит информацию о понятии музыкального ритма. Даны рекомендации родителям о развитии чувства ритма дошкольников в домашних условиях.
Консултация для родителей Ритм в музыкальном развитии дошкольникаа.docx

Консультация для родителей

«Ритм в музыкальном развитии детей»

 

Подготовила: музыкальный руководитель Лебощина О.А.

 

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт

Что же такое музыкальный ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

 

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой, практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

  Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, поэтому для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование. 

 Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Чувство ритма способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.

    Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка.

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование.

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

   В процессе игры на детских музыкальных инструментах   развиваются музыкальные способности, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания, совершенствуются в выразительности исполнения.     У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

https://vunderkind.com/images/zanyatiya/music/photo_11.jpg

 

         Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях, играх. Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.

 

Рекомендации родителям

 

·         Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

·         Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

·         Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны.

·         Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. (Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы –  вот и получился незатейливый инструмент). Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте».  Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

·         Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

·         Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии.

·         Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.  

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Хорошо известна взаимосвязь становления речи и формирования ритмических способностей. Установлено, что плохое ритмическое восприятие тормозит формирование речи. Замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем, тормозится общение со сверстниками.

  Для развития чувства ритма у дошкольников важно использовать игровые упражнения. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у ребенка.

Музыкально – ритмические движения так же выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Часто к этому добавляется звучащий жест. (Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра по поверхности тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.)

  Таким образом, специально подобранные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и оздоровлению детей, быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, обогащает его душевный мир.

 

 

Для Вас, уважаемые родители, я подготовила

 

Каталог музыкальных игр и речевых упражнений

  на развитие чувства ритма.

 

Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

https://ic.pics.livejournal.com/hydrolys/10970633/134097/134097_original.jpg

 

Упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

 

Упражнение «Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи, не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди.

https://get.pxhere.com/photo/music-play-youth-musical-instrument-children-sports-sound-music-group-human-positions-music-garden-995658.jpg

 Упражнение «Прогулка»

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу, высоко поднимая ноги),

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

И в ямку... бух! (сесть на пол, на последнем слове).

- Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

 

 

Игра: «Ритмическое эхо» (для детей от 4 лет)  

Взрослый прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

https://xn--80aagabhnlhkj9asru8n.xn--p1ai/images/proekty/organizatsiya-blagotvlritelnogo-sbora-dlya-detey.jpeg

 

Игра «Сыграй, как я».  

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки.  Взрослый предлагает ребенку послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом инструменте.  

https://www.syl.ru/misc/i/ni/1/2/7/5/6/8/5/i/1275685.jpg

 

Игра «Аплодисменты».

Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминие прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников продумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен безошибочно его повторить. И так по кругу. Ритмы постепенно надо усложнять.

 

Игра «Стучалки»

Более сложным примером игры - является игра с применением каких - либо инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, по чему можно стукнуть или произвести шум, звон, дребезжание. Попробуйте использовать разные по тембру материалы - деревянные шкатулочки, коробочки, баночки. Стучать по ним можно металлическими палочками и ложками.

https://orfart.ru/wp-content/uploads/2017/02/YLqaC3cY-yg-768x576.jpg

Игра «Карнавал»

Эта игра предлагает нам освоить ритмы Латинской Америки, и познакомиться с танцевальными мелодиями самба, румба. В игре используются шумовые инструменты - маракасы, которыми надо шуметь в ритме музыки.

 

Для формирования и активного развития чувства метра и ритма 

можно рекомендовать следующие задания:

 

1. Дети всегда с большим интересом слушают стихи, поэтому негромко, с усиленной артикуляцией, проговориваем текст стихов или поем короткие песенки с одновременным прохлопыванием и простукиванием ритма кончиками пальцев по столу.

2. Даже в самом раннем возрасте малыши могут запоминать небольшие стихи. Можно проговаривать стихи "понарошку", беззвучно с максимальной артикуляцией и одновременным прохлопыванием кончиками пальцев.

3. Громко, ритмично проговариваем или поем под музыку одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям малыша.

4. Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

5. Медленно поем короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой, выполняя игровые образные движения, в положении сидя: "Андрей - воробей" - "клюем зернышки", "Ладушки" -" лепим пирожки", "Кую ножку" -" стучим копытцем" и т. д.

6. Водим хороводы с пением - "Каравай", "Пузырь", ходим по кругу с пением и хлопками на каждый шаг или через шаг.

Играйте, пойте и радуйтесь вместе с детьми каждый день!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование

Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование

Можно использовать деревянные палочки или ложки

Можно использовать деревянные палочки или ложки

Таким образом, специально подобранные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и оздоровлению детей, быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от…

Таким образом, специально подобранные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и оздоровлению детей, быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от…

Упражнение «Прогулка» По узенькой дорожке

Упражнение «Прогулка» По узенькой дорожке

Игра «Аплодисменты». Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминие прохлопанного ритма

Игра «Аплодисменты». Одна из самых простых музыкальных игр - на запоминие прохлопанного ритма

Для формирования и активного развития чувства метра и ритма можно рекомендовать следующие задания : 1

Для формирования и активного развития чувства метра и ритма можно рекомендовать следующие задания : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023