Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Составила:
Вальтер Марина Николаевна
Учитель-логопед
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарска
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. 1
Для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам;
- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.
Развитиюмелкой моторики рук помогают:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий. Ребёнок приобретает опыт графических движений. Важно сразу обучать ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия.
Это частичное нарушения процесса письма, гдеребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
2
Для развития мелкой моторики полезны
следующие специальные упражнения:
– составление контуров предметов (например, стола,
дома) сначала из крупных, а затем из более мелких
палочек;
– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок
разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например,
елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а
мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы
(пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний,
кнопок, крючков;
– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у
пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из стакана;
– складывание мелких предметов (например, пуговиц,
бусин) в узкий цилиндр;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в
клубок;
– продевание нитки в иголку;
–пришивание пуговиц и сшивание материалов
различными видами швов;
– стирание ластиком нарисованных предметов;
– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
–комканье платка (носовой платок взять за уголок
одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы
только этой руки); и т.д. 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.