Консультация для родителей "Развиваем пальчики-развиваем нашу речь"
Оценка 4.8

Консультация для родителей "Развиваем пальчики-развиваем нашу речь"

Оценка 4.8
Работа с родителями
pdf
воспитание
07.05.2022
Консультация для родителей "Развиваем пальчики-развиваем нашу речь"
Консультация для родителей "Развиваем пальчики-развиваем нашу речь"
Развиваем пальчики- развиваем нашу речь.pdf

Консультативный материал для родителей

 

«Развиваем пальчики - развиваем речь»

 

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.

«Пальчики здороваются»

Идут четыре братца 

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), 

Здравствуй, большой! (с большим щепотью) 

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) 

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) 

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) 

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания. «Дружные братья»

Ну-ка, братцы за работу, 

Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). 

Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), 

Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), 

А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),  А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),  А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

«Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка,  Этот пальчик - бабушка, 

Этот пальчик - папочка,  Этот пальчик - мамочка,  Этот пальчик - наш малыш! 

(поочередно загибать пальцы в кулачок)

 

«Человечки»

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

«Помощники»

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 

Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),  Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),  Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем). Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса" выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками;

"Человечек"

указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза" вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Зайчик" вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Цветок" руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

"Кулак-ребро-ладонь"

на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.

Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься :

       складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.); нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);

       шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);

       можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации; собирать различные мозаики.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Приятного вам времяпрепровождения!!!

 

Консультативный материал для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультативный материал для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")

Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")

Цветок" руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы; "Кулак-ребро-ладонь" на плоскости стола три положения руки…

Цветок" руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы; "Кулак-ребро-ладонь" на плоскости стола три положения руки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022