Консультация для родителей "Веселые скороговорки для непослушных звуков"
Оценка 4.8

Консультация для родителей "Веселые скороговорки для непослушных звуков"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
pdf
другое
5 кл—7 кл
14.05.2022
Консультация для родителей "Веселые скороговорки для непослушных звуков"
В статье даны рекомендации родителям для занятий с детьми по развитию звуковой культуры речи с помощью скороговорок
Веселые скороговорки.pdf

МДОУ Детский сад №65 «Семицветик» г. Подольск

Консультация  на тему

«Весёлые скороговорки для непослушных звуков»  

                                                                                           Подготовила                                                                                            воспитатель

                                                                                           Борзова Н.В.

    Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

   Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Чем полезны скороговорки? Какую пользу несут скороговорки?

-тренируют речевой аппарат,

-развивают фонематическую и артикуляционную память,

-обогащают словарный запас,

-ставят речевое дыхание,

-помогают сделать речь интонационно грамотной,

-подготавливают к формированию письменной речи.

   А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

   Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения.

Роль скороговорок в развитии речи.

    Скороговорка -это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки - своеобразный тренажёр , они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.

Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.

Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.

Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.

***

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

Попугай сказал попугаю:

-   Хочешь, я тебя попугаю?

Попугай сказал попугаю:

-   Попугай, попугай, попугай!

***

На дворе трава,  На траве дрова.

Не руби дрова  На траве двора.

 ***

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека - в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку, Рак за руку Гpеку цап.

***

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн.

***

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

***

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

***

Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.

***

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

***

Осип охрип, Архип осип

.***

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

 

Выводы

Скороговорение развивает языковые возможности  и дает следующие результаты:

-повышает концентрацию внимания;

-создаёт положительный настрой; -снимает эмоциональное напряжение;

-помогает нам общаться между собой.

Одним словом, скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной.

МДОУ Детский сад №65 «Семицветик» г

МДОУ Детский сад №65 «Семицветик» г

Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра»

Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра»

Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова»

Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова»

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или…

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или…

Хочешь, я тебя попугаю? Попугай сказал попугаю: -

Хочешь, я тебя попугаю? Попугай сказал попугаю: -

Юлька юркая была, Усидеть на месте

Юлька юркая была, Усидеть на месте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2022