В детском учреждении этот вид закаливания должен проводиться следующим образом: во время обеда воспитатель или помощник воспитателя наливает из-под крана холодную воду в таз (примерно ¼ таза). С целью дезинфекции в воду рекомендуется добавить раствор марганцовокислого калия (до розового цвета). Перед тазом и после него выкладывается дорожка из резиновых массажных ковриков, покрытых простыней или полотенцем. Закаливание проводят не фронтально, а по мере как дети заканчивают обед. После подготовки к дневному сну (приготовление постели, туалет, раздевание) ребенок в трусах и майке идет по дорожке из гигиенических ковриков, затем топчется в тазу в течение 5 секунд (ребенок считает до 5). По мере привыкания время экспозиции увеличивается до 20-40 секунд по желанию ребенка. После топтания ребенок проходит по дорожке и идет к своей постели. Ноги специально не вытирают. Противопоказаний для проведения такого закаливающего воздействия нет. Его можно проводить как здоровым, так и детям после перенесенного острого заболевания, ослабленным и часто болеющим, поскольку дети сами нормируют длительность воздействия. В связи с тем, что дети ослабленные и часто болеющие, как правило, страдают пониженным аппетитом и выходят последними из-за стола, температура воды в тазу к этому времени повышается, и воздействие становиться более щадящим.
Общие специальные водные мероприятия (обливание, купание в бассейне или в открытом водоеме) проводятся не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.
Общее обливание можно проводить на открытом воздухе во время прогулки при температуре атмосферного воздуха 23 гр.С и выше в защищенном от ветра месте. Воду льют из лейки или кувшина на плечи, грудь и спину (расход воды не менее 2,0 литров на одного ребенка). Сосуд поднимают на 6-8 см выше плеч ребенка. Начальная температура +-35+-1гр.С а конечная снижается до +20+-1 гр.С. В ветреную погоду тело следует промокнуть полотенцем. В безветренную – ребенок обсыхает сам. В обоих случаях если при общем обливании дети были в трусах, то их необходимо поменять на сухие. Обычно пользуются баками для разведения воды нужной температуры. Обливание из теплого шланга не рекомендуется из-за сильного потока струи воды, которая может травмировать ребенка.
При общем обливании в помещении температура воздуха также должна быть не ниже 23 гр.С. В течение первой недели обливают детей теплой водой (+35+-1 гр.С), в течение второй недели обливание проводят водой +25+-1 гр.С, а затем водой комнатной температуры. Душевые установки используются при закаливании водой только в том случае, если в них можно обеспечить определенную температуру воды.
Из общих специальных водных закаливающих процедур плавание в бассейне одно из самых эффективных мероприятий. Помимо закаливания, он дает мощный положительный эмоциональный настрой.
При составлении расписания посещения бассейна следует учитывать, что для достижения оптимального результата в системе закаливающих воздействий между двумя мероприятиями, вызывающими охлаждение организма (например, двухчасовая прогулка в холодный период года и занятие в бассейне) должен быть промежуток не менее 40 мин. Для восстановления теплового состояния организма ребенка (его согревания).
Вода в бассейне должна быть 30+-1 гр.С. Температура воздуха в зале бассейна 29+-1 гр.С, в раздевалке и душевой +25 +26гр.С. занятие длится в зависимости от возраста детей от 10 до 30 минут.
При этом, несмотря на довольно высокую двигательную активность во время занятий, организм ребенка испытывает охлаждение, поэтому нецелесообразно заканчивать занятие в бассейне еще одной Холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей воды, топтание в ванночке с холодной водой и т.п.).
Организация занятия в бассейне: дети приходят в раздевалку, переодеваются и идут в душевую. Если по методике занятия начинаются с «сухого плавания», то оно проводится сразу же после переодевания до мытья в душевой. Под теплым душем дети моются с мылом и мочалкой. Затем приходят в зал с ванной бассейна и сразу же должны погрузиться в воду и начать активно двигаться. Не рекомендуется, чтобы дети после душа находились в малоподвижном состоянии, как на воздухе, так и в воде. После выхода из ванны дети сазу же идут в душ, затем насухо вытираются, одеваются и высушивают волосы.
При посещении бассейна необходим дифференцированный подход к детям в зависимости от их состояния здоровья. Так, дети часто болеющие, имеющие хронические заболевания, в период адаптации к дошкольному учреждению и после перенесенного заболевания нуждаются в щадящем режиме. Они первыми выходят из ванны бассейна, за счет чего сокращается время их пребывания в воде; больше времени проводят под теплым душем и в теплой раздевалке. По отношению к этим детям необходим строгий контроль за тем, чтобы они перед возвращением хорошо согрелись и тщательно высушили волосы.
При переходе в групповую по относительно холодным коридорам лестницы, детей необходимо дополнительно утеплить (одеть «лишнюю» кофточку). Тоже самое относится и ко всем детям, если температура воздуха в групповых помещениях ниже нормативной.
В летнее время организуется купание в открытых водоемах. Такое купание является наиболее сильным воздействием, т.к. при этом на всю поверхность кожных покровов ребенка одновременно влияют три основных фактора: свежий воздух, большая масса воды и солнечная радиация.
Купание в условиях средней полосы лучше начинать при установившейся безветренной погоде, температуре воздуха 23-25 гр.С и воды не ниже 23 гр.С. По мере привыкания можно разрешить купание и при более низкой температуре воды и воздуха, но на ниже 20 гр.С.
Купаться следует в первую половину дня. Купание состоит из нескольких заходов в воду. При первом купании рекомендуется сделать один заход в воду продолжительностью не более 2-3 минут. В последующие дни число заходов в воду и время пребывания в воде постепенно (в зависимости от погодных условий) увеличивается. Максимальное количество заходов в воду во время одного купания не должно превышать 3-4х раз, а каждый заход длительностью не более 5-6 минут. При выходе из воды ребенку следует активно подвигаться за тем, чтобы дети не входили разгоряченными или переохлажденными. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках переохлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует досуха растереть тело одеть ребенка в сухую одежду.
Закаливание солнцем
Спектр солнечного света состоит из разных лучей. Наиболее благоприятное влияние на развитие и здоровье детей оказывают ультрафиолетовые лучи. При загрязнении атмосферы в индустриальных городах выбросами промышленных предприятий и транспорта значительно снижается количество ультрафиолета, достигающего поверхности земли. Это отрицательно сказывается на росте и развитии детей. Поэтому необходимо как можно чаще вывозить детей загородные зоны, парки, зоны отдыха в любое время года.
Солнце с целью закаливания, как и другие природные факторы, используется в повседневной жизни и в виде специальных воздействий. При этом воздействия бывают общие и местные.
Закаливание солнечными лучами в повседневной жизни происходит во время свето-воздушных или солнечных ванн на прогулке.
В холодное время года солнечными лучами облучаются лишь открытые части тела (местные воздействия). По мере повышения температуры воздуха зона воздействия расширяется и летом ребенок должен принимать солнечные ванны в одних трусиках (общее воздействие).
Время общих солнечных ванн постепенно увеличивается с 5-6 минут до 10 минут одномоментного воздействия до 1,5 часов суммарно в течение дня. При свето-воздушных ваннах во время подвижных игр, когда солнечные лучи проходят через крону деревьев, а прямые лучи лишь периодически попадают на кожу ребенка, время их воздействия не ограничивается.
Проведение специальных солнечных ванн, лежа под прямыми лучами солнца, детям дошкольного возраста не рекомендуется.
В осеннее – зимний период рекомендуется проводить специальное закаливание – ультрафиолетовое облучение детей в помещении с помощью облучателя «маячного» типа марки «УЧД-2».
Общее ультрафиолетовое облучение детей дошкольного возраста проводиться групповым методом. Дети стоят вокруг облучателя по радиусу на расстоянии 1 метра. УФО проводится в зимние месяцы куром 20-22 сеанса, который можно повторить через 1,5-2 месяца на территориях с недостаточной солнечной инсоляцией.
Индивидуальный подход при закаливании
Индивидуальный подход при закаливании детей предполагает учет возраста, состояния здоровья, перенесенных заболеваний, особенностей развития, а также домашних условий каждого ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показала, что дети, имеющие хронические заболевания или часто и длительно болеющие, освобождаются не только от специальных закаливающих воздействий, но и от утренней гимнастики, прогулки и других закаливающих мероприятий в повседневной жизни, например, укладываются спать в групповом помещении, в то время как все прочие дети спят в спальнях при открытых фрамугах или окнах и т.п.
Однако, именно эти дети нуждаются в первую очередь в повышении защитных сил организма и расширении его адаптационных возможностей. Поэтому они не должны отстраняться от специальных закаливающих мероприятий, необходимо лишь уменьшить силу и длительность воздействующего факта. Следует обеспечить индивидуальный подход к такому ребенку и при закаливании в повседневной жизни:
-во время занятий не сажать около окна;
-кровать не должна стоять под открывающимся окном или фрамугой, а также у наружной не отапливаемой стены;
-внимательно следить за тепловым состоянием в групповом помещении и на улице: как правило, таких детей надо одевать чуть теплее, чем прочих, однако, если они очень подвижны и страдают повышенным потоотделением, дополнительно утеплять их не следует, а обязательно требовать у родителей сменное белье, которое нужно менять по мере увлажнения (особенно после прогулки);
-на прогулку одевать в последнюю очередь;
-если ребенок днем спит, то его поднимать последним, увеличив таким образом, продолжительность сна и сократив воздушную ванну;
-следить, чтобы после умывания ребенок не ходил в мокрой одежде (рукава, ворот);
-при расширенном умывании (мытье лица, рук до локтя, шеи, верхней части груди и спины) зону воздействия расширять более постепенно;
-при плавании в бассейне ребенок входит в ванну последним. и выходит первым, чтобы сократить длительность пребывания в воде
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.