Консультация для воспитателей
«Индивидуальный подход и вариативность
при проведении подвижных игр»
Подвижная игра всегда была и остается незаменимым средством для развития движения детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, нравственных качеств личности ребенка. Однако следует заметить, что с каждым годом интерес у современных детей к подвижным играм снижается. А происходит это по нескольким причинам. Во-первых, желания играть не возникает, если сюжет игры не воспринимается в виду соответствия у детей имеющейся информации о мире. Современный ребенок владеет самыми разнообразными знаниями, однако, как правило, они не находят отражения в действительности, в подвижных играх. Во-вторых, воспитатели при освоении с детьми новой игры, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучивание игры и ее закрепление — и опускают третий этап — совершенствование движений в подвижной игре. В-третьих, педагоги зачастую рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничиваются принципом «движение ради движения».
Можно заметить, что количество подвижных игр, которые рекомендуют программы , невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения. Какими же могут быть варианты подвижной игры и как правильно скорректировать физическую нагрузку с учетом возможностей конкретного ребенка?
В учебно-методических пособиях в основном представлены подвижные игры, но, как правило, отсутствует вариативность их проведения. В чем она состоит? Например, в ходе занятий детям можно предложить тот вариант подвижной игры, который больше всего отвечает их индивидуальным способностям и состоянию здоровья. Давайте рассмотрим один из примеров.
Организовывая подвижную игру «Поезд», возможно изменение начала игры с введением роли кондуктора, которую выполняет педагог. Он продает билеты: одной подгруппе - красный, второй - синий, зеленый — третьей. Каждый ребенок получает билет в свой поезд. Таким образом, мы получаем возможность регулировать физическую нагрузку каждого воспитанника. Дети строятся в три колонны по одному. У каждого «поезда» своя «железная дорога», то есть « своя» физическая нагрузка:
1 вариант. Каждый поезд объезжает препятствия — дети продвигаются змейкой между стульями, кеглями: красный поезд — 8 кеглей, синий — 6 кеглей, зеленый — 4кегли.
2 вариант. Поезд едет через туннель — дети пролезают под дугами. На пути у каждого поезда разное количество дуг и/или их высота.
3 вариант. Воспитатель регулирует движение поезда с помощью светофора: поднимает красный флажок — дети должны остановиться; желтый — идти; зеленый — бежать.
В игру можно вводить разнообразные движения: так, оказавшись на «станции», дети изображают, как они водят хоровод, собирают грибы, ягоды, срывают яблоки, переступают через колючие кусты, прыгают с кочки на кочку и т. п.
Так же дети могут имитировать движения обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), зайца (прыжки с продвижением вперед), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), лисы (ходьба на носках), бабочки (бег с плавными движениями рук), кузнечика (прыжки в полуприседе), гусеницы (ползание) и др.
Приведем примеры тому, как используется индивидуальный подход при проведении подвижных игр.
«Самолеты». Три «аэродрома» разного цвета (большие обручи), на них «самолеты» соответствующего цвета (игра проводится по аналогии игры «Поезд»). Дети заводят «моторы» и по сигналу воспитателя — «начальника аэродрома» — вылетают сначала красные, затем синие и, наконец, зеленые самолеты. Они облетают «тучи» (обручи, кегли) и так же по сигналу последовательно возвращаются назад сначала зеленые, потом синие, затем красные «самолеты».
«У медведя во бору». На одной стороне зала — берлога медведя (обруч), на другой стороне — цветные домики (красный, синий, зеленый). Рядом с каждым домиком пролегают свои препятствия, для одних детей — более сложные, для других — попроще. Дети «проходят по мостику», «перепрыгивают через ручей», подлезают под веревку или перелезают через гимнастический бум.
Увеличения нагрузки можно достигнуть усложнением исходного положения, включением в работу других частей тела, подбором гимнастического оборудования, количеством повторений. Таким образом, поддерживается интерес к подвижной игре. Игра становится средством совершенствования движений, развития творчества и оздоровления детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.