Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход и вариативность при проведении подвижных игр»

  • docx
  • 02.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация для воспитателей.docx

Консультация для воспитателей

«Индивидуальный подход и вариативность

при проведении подвижных игр»

 

Подвижная игра всегда была и остается незаменимым средством для развития движения детей, их сен­сорных, познавательных и творческих способностей, нравственных качеств личности ребенка. Однако следует заметить, что с каждым годом интерес у современ­ных детей к подвижным играм снижается. А происходит это по нескольким причинам. Во-пер­вых, желания играть не возникает, если сюжет игры не воспринимается в виду соответствия  у детей имеющейся ин­формации о мире. Современный ребенок владеет самыми разнообразными знаниями, однако, как правило, они не находят отражения в действительности, в подвижных играх. Во-вторых, воспитатели при освоении с детьми новой игры, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучивание игры и ее закре­пление — и опускают третий этап — совершенствование движений в подвижной игре. В-тре­тьих, педагоги зачастую рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничиваются принципом «движение ради движения».

Можно заметить, что количество подвижных игр, которые рекомендуют программы , невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем пред­ложить различные варианты ее проведения. Какими же могут быть варианты подвижной игры и как правильно скорректировать физическую нагрузку с учетом возможностей конкретного ребенка?

В учебно-методических пособиях в основном представлены подвижные игры, но, как правило, отсутствует вариативность их проведения. В чем она состоит? Например, в ходе занятий детям можно предложить тот вариант подвижной игры, который больше всего отвеча­ет их индивидуальным способностям и состоянию здоровья. Давайте рассмотрим один из  примеров.

Организовывая подвижную игру «Поезд», возможно изменение начала игры с введением роли кон­дуктора, которую выполняет педагог. Он продает билеты: одной подгруппе - красный, второй - синий, зеленый — третьей. Каждый ребенок  получает билет в свой поезд. Таким образом, мы получаем возможность регулировать физическую нагрузку каждого воспитанника. Дети строятся в три колонны по одному. У каждого «поезда» своя «железная дорога», то есть « своя» физическая на­грузка:

1 вариант.  Каждый поезд объезжает препятствия — дети продвигаются змейкой между стульями, кеглями: красный поезд — 8 кеглей, синий — 6 кеглей, зеленый — 4кегли.

2 вариант. Поезд едет через туннель — дети пролезают под дугами. На пути у каждого поезда разное количество дуг и/или их высота.

3 вариант. Воспитатель регулирует движение поезда с помощью светофора: поднимает красный фла­жок — дети должны остановиться; желтый — идти; зеленый — бежать.

В игру можно вводить разнообразные движения: так, оказавшись на «станции», дети изображают, как они водят хоровод, собирают грибы, ягоды, срывают яблоки, переступают через колючие кусты, прыгают с кочки на  кочку и т. п.

Так же дети могут имитировать движения обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), зайца (прыжки с продвижением вперед), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), лисы (ходьба на носках), бабочки (бег с плавными движениями рук), кузнечика (прыжки в полуприседе), гусеницы (пол­зание) и др.

Приведем примеры тому, как используется индивидуальный подход при проведении под­вижных игр.

«Самолеты». Три «аэродрома» разного цвета (большие обручи), на них «самолеты» соот­ветствующего цвета (игра проводится по аналогии игры «Поезд»). Дети заводят «моторы» и по сигналу воспитателя — «начальника аэродрома» — вылетают сначала красные, затем синие и, наконец, зеленые самолеты. Они облетают «тучи» (обручи, кегли) и так же по сигналу последо­вательно возвращаются назад сначала зеленые, потом синие, затем красные «самолеты».

«У медведя во бору». На одной стороне зала — берлога медведя (обруч), на другой сторо­не — цветные домики (красный, синий, зеленый). Рядом с каждым домиком пролегают свои препятствия, для одних детей — более сложные, для других — попроще. Дети «проходят по мостику», «перепрыгивают через ручей», подлезают под веревку или перелезают через гим­настический бум.

Увеличения нагрузки можно достигнуть усложнением исходного положения, включением в работу других частей тела, подбором гимнастического оборудования, количеством повторе­ний. Таким образом, поддерживается интерес к подвижной игре. Игра становится средством совершенствования движений, развития творчества и оздоровления детей.