Консультация для воспитателей
«Проектная деятельность как эффективная форма вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.
Тем не менее родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Согласно ФГОС современный воспитатель призван обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Как родители, так и педагоги хотят видеть детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.
Взаимодействуя с родителями, педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм, которые сближали бы между собой педагогов, родителей и детей.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им прежде всего необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Так, например, проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить оформить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
меня зовут;
я люблю;
я не люблю;
мое любимое блюдо;
мое нелюбимое блюдо;
моя любимая игрушка;
мои друзья;
мои родители;
мои дедушка и бабушки и т. д.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Ещё одним необходимым условием для того, чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, конечно является понимание ими сути проектной деятельности, их информированность о проектах. Можно еженедельно на стендах вывешивать информация «Наши планы на неделю», где родители узнают о теме недели и о формах работы. Если планируется проектная деятельность, план проекта всегда висит на глазах детей и родителей. Целесообразно для каждого блока назначить координаторов из числа детей, что будет воспитывать в детях ответственность за порученное дело, а родители понимают, что их ребёнку на данном этапе необходима их помощь.
Ежедневно обновлять информацию на стенде в рубрике «Чем мы сегодня занимались», где рассказывается о ходе проекта, звучит благодарности в адрес детей, которые успешно справились с порученным делом, а также в адрес родителей, принявших участие в проекте. Обязательно для родителей делается фотоотчёт. Привлекать родителей к сбору информации по теме проекта, организовывать совместные выставки, коллекционирование предметов, чтение художественной литературы, создание совместного продукта проекта.
И в заключении, хочется сказать, что общение будет эффективным только тогда, если родитель видит работу педагога. Если работа педагога видна, родитель начинает уважать его. Авторитет у родителей зарабатывается годами. Работайте с ними, организовывайте интересные родительские собрания, рассказывайте им об успехах их детей, показывайте презентации и видеоролики того, чем вы занимаетесь в течение дня, организовывайте интересные досуги, вовлекая родителей в проектную деятельность. Очень важно не только планировать, но и реализовывать работу с родителями.
Таким образом проектная деятельность не только помогает вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, улучшает детско - родительские отношения, но и повышает культуру родителей, информированность в той или иной сфере, активизирует творчество и открывает новые способности у родителей, и, конечно же, повышает результативность нашей воспитательно-образовательной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.