ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
У детей дошкольного возраста часто не сформирован фонематический слух. Ребёнок не слышит звуки в потоке речи, не может определить – есть ли данный звук в слове или нет; не различает звуки: твердые - мягкие; звонкие- глухие ;«р – л».
И поэтому на занятиях по обучению грамоте идёт формирование и развитие фонематического слуха, который необходим в дальнейшем при обучении чтению и письму. Начинаем работу с гласных звуков :
Ребёнку дается понятие «гласный звук» - этот звук можно пропеть ; при произнесении этого звука воздух выходит свободно, ему не мешают губы, зубы , язычок.
1.Ребёнок учится определять начальный гласный звук в слове. Задания :
а) Возьми картинку и назови гласный звук, на который начинается это слово (аптека, обувь, улица, индюк );
б) Придумай сам слова, которые начинаются на любой гласный звук. Назови гласный звук в начале слова.
2.Ребёнок учиться выделять гласный звук на фоне слова. Задания :
а) Возьми картинку и пропой гласные звуки в слове. Назови эти гласные звуки ( кошка – О А ; барабан – А А А )
Не берите картинки с буквами : Е , Ё, Ю, Я. При ответе ребёнка обращаем внимание на звуки, а не на буквы : в слове
«кровать»- мы слышим два гласных звука – А А.
б) Взрослый говорит ребёнку слово (из 1-2-3 слогов)- а ребёнок называет гласные звуки этого слова .
Дальше мы знакомимся с согласными звуками.
Ребёнку даются понятия : «согласный звук» - при произнесении этого звука воздух не может выходить свободно, ему мешают губы или язычок ; «звонкий звук» - этот звук мы произносим с участием голоса, его хорошо слышно ( М, Н, Д, Г, Б, В, З, Ж, Л, Р) ; «глухой звук» - этот звук мы произносим без голоса, его плохо слышно (Т, К, Х, С, Ф, Ц, П, Ш, Щ,Ч) «согласный твердый звук» - буквы этих звуков мы обозначаем синим цветом – М,Н,П,Б,С,З,Т,Д,К,Г,Х
«согласный мягкий звук» - буквы этих звуков зелёного цвета М,Н,П,Б,С,З,Т,Д,К,Г,Х
1.Ребёнок учиться выделять согласный звук на фоне слова .Задания :
а) Из данных картинок найди картинки со звуком «К» ( кот, капуста, кукла );
б) Найди в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть данный звук;
в) Придумай слова с данным звуком.
2. Ребёнок учится определять место звука в слове ( начало- середина- конец слова) Задания:
а) Взять картинку и сказать , где стоит звук в слове («К»- капуста , стакан , сок );
б) Придумай слова, чтобы звук «Б» стоял в начале слова, в середине слова. В конце слова происходит оглушение звонких согласных (вместо звонкого слышим глухой согласный звук : зуб-«зуп» )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.