Консультация «Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи младшего школьника»

  • doc
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На первом этапе младшему школьнику следует предлагать упражнения на формирование и развитие умения подбирать слова одной тематической группы.
Иконка файла материала Консультация содержание.doc

Консультация «Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи младшего школьника»

 

В данном разделе описано содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи младшего школьника, направленные на формирование и развитие умений, выбранных нами в качестве критериев: умение сопоставлять слова с другими с целью выяснения различий; умение понять значения слова из контекста; умение заменить объясняемое слова синонимом; умение подобрать антоним к слову для прояснения его семантики; умение разъяснить значение слова развернутым описанием.

На первом этапе младшему школьнику следует предлагать упражнения на формирование и развитие умения подбирать слова одной тематической группы.

Задание 1. Запишите в тетради только те слова, которые относятся к данной теме (вместо записи в тетради можно использовать хлопок в ладони).

Ход работы.

Учитель называет тему и читает слова.

«Птицы»: оборона, ворона, месяц, медведь, воробей, газета, заяц, беседа, сорока.

«Дни недели»: восемь, понедельник, завтра, четверг, однажды, утро, пятница, среда.

«Цветы»: ягода, ромашка, осень, роза, гвоздика, земляника, нарцисс, черника, ландыш.

Такие упражнения можно проводить в начале урока, для своеобразной разминки. Но иногда включать их и в середину урока, проводив задание в устной форме.

Задание 2. «Что бывает в это время года»

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить детям выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Задание3. «Мини-соревнование»

Учитель объясняет правила соревнования: «Выпиши из словаря как можно больше слов к данным темам: «Птицы», «Числительные», «Транспорт», «Школьные принадлежности».

На работу отводится 5-7 минут.

Это упражнение позволяет развивать умение подбирать слова одной тематической группы, стимулирует деятельность учащихся, повышает их мотивацию.

Данное упражнение можно включать в середину урока, для того, чтобы поддерживать работоспособность учеников.

Задание 4. «Словарные упражнения»

На доске записано предложение.

В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

Учитель: Прочитайте предложение. Подумайте и скажите, какое слово лишнее? (фрукты)

Почему слово «фрукты» лишнее? (слово «фрукты» - это общее название яблок и груш)

Каким другим словом можно заменить "фрукты"? (сливы, персики, абрикосы и т.д.).

Составьте и запишите своё предложение, заменив слово "фрукты". Подчеркните все знакомые орфограммы.

После этого учащиеся зачитывают получившиеся предложения.

А теперь прочитайте следующее предложение и закончите его.

В огороде предлагают свои варианты предложения.

Данная работа позволяет формировать умение подбирать слова одной тематической группы, а также развивает аналитические и синтетические способности мышления.

Вот некоторые примеры заданий, которые мы использовали на уроках русского языка с целью формирования и развития умения подбирать слова одной тематической группы.

Приведем пример словарной работы, которая обычно проводиться в начале уроков русского языка.

Упражнение 5. Магазин "Овощи-фрукты"

Вам понадобятся "деньги" (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.

Фрукты и ягоды: Лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

На втором этапе детям были предложены упражнения на формирование и развитие умения сопоставлять слова с другими с целью выяснения различий.

Задание 1. Прочитай стихотворение. Выпиши выделенные слова и поставь над ними знак ударения. Письменно выполни фонетический разбор любого из выделенных слов.

На двери замка

Нет замка

Живёт щёгол здесь -

Первый щёголь

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь (Я. Козловский)

Можно ли назвать выделенные омонимами?

Почему?

Задание 2. Прочитай слова.

Замок, кружки, мука, пропасть.

Чтобы не спутать, что называет слово, можно поставить знак ударения. А как ещё можно узнать, что называет слово?

Данные упражнения дают возможность учителю проводить разноплановую работу, направленную на развитие различных умений: осуществлять фонетический анализ слов; сопоставлять слова с другими с целью выяснения различий; пользоваться толковыми словарями.

Задание 3. Внимательно прочитайте слова.

экскаватор, эскалатор.

Кто сможет объяснить значения этих слов.

А теперь прочитайте предложения, которые записаны под словами:

Для строительных работ требовался...

В метро была остановлена работа... из-за технических неполадок.

Вместо пропусков нам нужно вставить подходящее по смыслу слово. Послушайте, как с этим заданием справился незнайка.

Для строительных работ требовался эскалатор.

В метро было остановлена работа экскаватора из-за технических неполадок.

Правильно ли справился с заданием Незнайка?

Почему он перепутал эти слова? (не зная их значения, они похоже звучат)

Что бы вы посоветовали Незнайке, чтобы он больше не допускал таких ошибок? (пользоваться толковым словарем)

Запишите предложения у себя в тетрадях, правильно выбрав слово. Подчеркните эти слова.

Упражнения такого типа позволяют понять учащимся значения новых слов, уточнять значение уже знакомых им слов с целью выяснения различий;

Приучают детей обращаться за помощью к словарям, что способствует развитию познавательной активности и вызывает интерес к изучению языка.

Задание 4.

Назвать действие того, что названо существительным.

Метель - метет, а гром - гремит, ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

При каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?"

Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

На третьем этапе работы можно использовать задания на формирование и развитие умения понять значение слова из контекста.

Задание 1. Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу слов.

(Каждому ребенку выдавался комплект пословиц, на доске записывались слова для справок: дать, золотой, вода).

 

1 ученик

2 ученик

3 ученик

1. Не...спуску

1. ...век

1. Как пить...

2. Толочь...в ступе

2. ...слово

2. Не ... в обиду

3. ... маху

3. Ни...ни взять

3. ...осень

4. Выйти сухим из...

4. ...руки

4. Как в ...канул

5. ... дно

5. Много ..утекло

5. Решетом ... черпать

6. ... мастер

6. Сушить ...горы

6. Тише ..., ниже травы

 

Упражнение можно проводить в форме соревнования.

Победителями оказываются ученики той команды, которая правильно и быстрее других справлялась с заданием.

Задание 2. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.

Атлас, атлас, пропасть, пропасть, кружки, кружки

.Братья достали свои

любимые ... и налили себе чай.

. На уроках географии нам нужен...

. Перед путниками появилась огромная ...

. Многие ребята посещают... художественной самодеятельности.

. Её платье было сшито из...

. Куда же он мог...? - думал отец.

После того как учащиеся выполнили задание, идет коллективная проверка с объяснением выборка данных слов. Учитель может предложить составить свои собственные предложения с данными словами.

Задание 3. Чудесный мешочек

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

вариант: дети по очереди достают из мешочка предметы, называют их и отвечают на вопросы педагога об их свойствах.

вариант: дети должны в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Задание 4. Разрезные картинки

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

На четвертом этапе работы можно использовать задания на формирование и развитие умение заменить объясняемое слово синонимом.

Задание 1. Выбери и подчеркни одно из слов, больше подходящее к данному предложению.

Мы до этого не (догадались, додумались)

Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.

Он (поразился, удивился) случившемуся.

Ребята выполняют данное задание письменно самостоятельно. После этого идёт коллективная проверка.

Учитель просит объяснить выбор того или иного слова.

Задание 2. Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.

Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли.

Большая собака охраняла этот дом. Услышав шаги чужих людей, большая собака начинала громко лаять.

Задание 3.Скажи по другому:

Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный)

Ценный - это какой? Жесткий - это какой?

Задание 4. Замени слово

Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

Задание 5. Найди лишнее слово.

Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание 6. Работа с текстом.

Прочитай. Как ты озаглавишь этот текст? Как ты понял его главную мысль?

На лесной полянке в кустах притаились необычные охотники и ждут. Вот выбежал на полянку зайчишка и замер, прислушиваясь. Хрустнула под ногой одного из охотников ветка - и нет зайчишки. Не просто побежал, а помчался во весь дух прочь!

А охотникам совсем не грустно. Два раза успел щелкнуть фотоаппарат. Интересные получаются снимки с зайчишкой.

В этом тексте есть два слова, которые употребляются в нём несколько раз. Найди и выпиши эти слова, обозначь окончание. Прочитай выделенные слова. Они обозначают одно и то же действие или разные? Как ты думаешь, почему в тексте употреблены оба эти слова? Как они называются? Составь устно предложения со словами-синонимами в рамке:

побежал помчался понёсся

 

 

 

Упражнения на развитие умения заменять объясняемое слово синонимом мы включаем в урок, предшествующие урокам развития речи. Но работа с синонимами проводится не только на таких уроках - эти упражнения систематически включались на разных этапах уроков русского языка.

На пятом этапе работы можно использовать задания на формирование и развитие умения подобрать антоним к объясняемому слову для прояснения его лексической семантики.

Задание 1. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово:

Завтра - (сегодня, вчера);

здравствуй - (до свидания);

медленно - (быстро);

сейчас - (потом);

везде - (нигде);

впереди - (позади);

север - (юг);

сегодня - (вчера);

чёрный - (белый);

друг - (враг);

Составьте и запишите два предложения с антонимами.

Задание 2. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных.

пел сильным голосом - ... голосом

с нов_ другом - со ... другом

за больш _ деревьями - за ... деревьями

на высок _ заборе - на ... заборе

свеж _ огурец - ... огурец

свеж - хлеб - ... хлеб

из-за мелк _ дождика - из-за ... дождика

через мелк _ ручей - через ... ручей

Выбери любую пару прилагательных - антонимов и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий - одно или больше?

Как ты догадался?

Задание 3. Сравни

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

по толщине - веревку и нитку, тетрадь и книга

По твердости: камень и пух; кирпич и подушка;

по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте - куст и дерево, гору и холм.

Задание 4. Работа с пословицами.

Такая работа может проводиться не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения и естествознания.

Задание можно провести в форме соревнования.

Учитель:

На доске записаны пословицы с пропусками.

Вставьте вместо пропусков антоним к подчёркнутому слову. Запишите получившиеся пословицы.

. Слушай больше, а говори ... (меньше)

. На смелого собака лает, а ... кусает (трусливого)

. Умный себя винит, ... - своего товарища (глупый)

. Ранняя пташка носок прочищает, а ... (поздняя) глазки протирает.

"Выигрывает тот ученик, кто справиться с заданием первый".

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Какие ещё вы знаете пословицы, где можно встретить слова-антонимы? Приведите примеры таких пословиц. (Это задание учащиеся могут выполнить дома с помощью родителей).

Задание 5. Скажи наоборот

холодный, чистый, твердый, толстый;

тупой, мокрый, старший, светлый;

просторный, враг, верх, проиграть;

поднять, день, утро, весна;

зима, завтра, рано, близко;

низко, редко, медленно, радостно;

темно, сел, взял, нашел;

забыл, уронил, насорил, выпрямил.

На шестом этапе работы можно использовать задания на формирование и развитие умения разъяснять значения слова развёрнутым описанием.

Задание 1. Объясни письменно значения данных слов.

Образец. Подоконник ..то, что находится под окном.

Охотник - тот, кто занимается охотой.

Школьник, домик, горошина, сахарница.

Упражнения такого типа предлагались учащимся для выполнения на карточках как самостоятельная работа.

Для совместной работы с учителем предлагались такие упражнения.

Задание 2. Посмотрите на доску. Прочитайте, какие объяснения значений слов дал Кирилл.

Учительница - женщина, которая работает учителем.

Воспитательница - женщина, которая работает воспитателем.

Конфетница - женщина, которая делает конфеты.

Орешник - место, где растут орехи.

Ягодник - место, где растут ягоды.

Лесник - место, где растет лес.

Какие ошибки допустил Кирилл? О чём он забыл? (учащийся устно исправляют ошибки).

А теперь исправь ошибки Кирилла письменно.

Задание 3. Выполни письменно.

Задание. Замена одним словом. В слове должно быть два корня.

то, чем ловят мышей;

корабль, который расчищает путь во льдах;

человек, который любит читать книги;

человек, который ходит пешком;

то, чём тушат огонь;

машина, которая может проехать везде, по любой дороге.

Запиши получившиеся слова. Выдели в них корни.

Подчеркни соединительные гласные.

Такие упражнения можно предлагать как с целью развития умений определить значения слова по описанию, так и с целью формирования умений написания слов с соединительными гласными.

Задание 4. "Поваренок"

Оборудование: даны картинки овощей, а также изображения кухонного инвентаря

Задание: попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей: ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это "угощение" (/ брать, мыть, чистить, резать, варить / ).

Задание 5.Отгадайте загадку.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза.)

Отгадайте «заколдованные" слова, вставьте в слово - корень -БЕРЕЗ-, прочитайте получившееся слово. Объясните значе­ние слова.

ОНЬКА (небольшая березка)

ОВЫЙ'(лист, прут)

НЯК (лес, где растут только березы)

ПОДОВИК (гриб, который вырос под березой)

Успешность занятий определяется не только их содержанием, но и организационными (пространственными, предметными и др.) условиями их проведения.

Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь обучающихся словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Обучающимся сообщается, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанный из резины». Школьники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

Игра «Меморина»

Обучающемуся надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими, то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.

 Упражнение «Подбери нужное слово»

Обучающиеся учатся подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

Упражнение «Кто как кричит»

Уточняются названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

Упражнение «Часть - целое»

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

Упражнение «Что это? »

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

Упражнение «Какой? »

Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал).

Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

Игра «Скажи по-другому»

Обучающиеся встают  по кругу и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

Игра «Упрямые дети»

Обучающимся сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

Упражнение «Угадай»

Учитель называет слово-действие, а обучающийся подбирает к нему подходящее слово-предмет (из предложенных картинок)  и проговаривает оба слова вместе.

Упражнение «Что делает?»

Учитель задаёт вопросы, а обучающийся подбирает к ним как можно больше ответов. Пескари что делают? – Пескари плещутся, плавают, выныривают и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Учитель произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Обучающийся отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

Упражнение «Угадай слово»

Образование антонимов.

Обучающимся  предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ….

Сосна высокая, а куст…..

Игра «Назови ласково»

Цель: научить обучающихся образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -, овца -, собака -, белка - … .

Игра «Большой - маленький»

Цель: научить обучающихся образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок -, мяч -, стул -, заяц -

Упражнение «Что приготовим? »

Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.

Суп из гороха (это какой суп?) - гороховый.

Упражнение «Какой? »

Цель: научить обучающихся образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).

Упражнение «Загадки»

Цель: научиться отгадывать предмет по его признакам.

Учитель называет слова-признаки, а обучающийся выбирает и показывает соответствующую картинку и называет слово.

Дальняя, маленькая, русская – деревня.

Упражнение «Что из чего? »

Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.

Шляпа из соломы -, шапка из шерсти – … .

Упражнение «Чей хвост? »

(Чья лапа.Чьё ухо.)

Цель: научить обучающихся образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —, у волка —, у барсука -, у белки -

Усвоение лексической сочетаемости слов

Игра «1, 2, 5, 9»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 5 9

Одна тетрадь, две  тетради, пять  тетрадей, девять тетрадей.

Упражнение «Один - много»

Цель: научить обучающихся образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко (какое?) красное.

Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: учить обучающихся изменять существительные по числам

Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом ранец. Один ранец, два ранца, три ранца  и т. д.

Игра «Жадина»

Цель: согласование притяжательного местоимения с существительным.

Учитель  просит поиграть  в жадину, который говорит, что все вещи его.

Робот – мой робот, ручка – моя ручка, пирог – мой пирог, ковер – мой ковер, ракета – моя ракета  и т. д.

 

Работа над предложением

Игра «Измени предложение»

Цель:спряжение глагол по образцу. (Образец дает логопед)

Образец: рыть ров.

Я рою ров.

Ты роешь ров.

Он роет ров.

Она …     Вы…      Мы…       Они…

Игра «Путаница»

Цель: составление и преобразование предложение по образцу.

Образец:Рая, розы, у. – У Раи роза.

Сад, в , расти, роза.

Баранка, Рома, есть.    и т. д.

Игра «Исправь ошибки в предложении»

Цель: научиться находить ошибку в предложении и составлять предложение правильно.

Учитель произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец:Рынок идет на Рому. – Рома идет на рынок.

Роза посадила Раю.

Луг пасется на баране.

На ребятах ныряет река.

На репке растёт грядка.