Консультация: «Влияние чтения на развитие речи детей и формирование творческих способностей ребёнка - дошкольника»
Оценка 5

Консультация: «Влияние чтения на развитие речи детей и формирование творческих способностей ребёнка - дошкольника»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитание
2 кл—7 кл
23.10.2024
Консультация: «Влияние чтения на развитие речи детей и формирование творческих способностей ребёнка - дошкольника»
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, игровые приставки, компьютеры и телефоны. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
ПЕДЧАС.docx

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

 

 

 

 

 

 

Консультация: «Влияние чтения на развитие речи детей и формирование творческих способностей ребёнка - дошкольника»

 

 

 

 

Подготовила:

Тарануха Ольга Сергеевна

                                  

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2024 год

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы, игровые приставки, компьютеры и телефоны.  Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, телефоны, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

- воспитания любви и интереса к художественной литературе,   формирование бережного отношения к книге;

- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;  

- воспитания умения слушать произведение и анализировать;

- развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и    театрально-игровой деятельности;

-  развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также  учитываются запросы современного ребёнка.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении  вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять  услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства  художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать  в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

 

Использование межпредметных связей в воспитании дошкольника-читателя

Чтение  художественной литературы:

- Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство)

-Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности).

-Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.

-Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.

-Формирование математических представлений (интегрированные занятия).

-Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).

Музыка.

 

Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

    Словесные:

-         Чтение художественных произведений;

-         Беседы по прочитанному;

-         Вопросы к детям по содержанию произведений;

-         Заучивание наизусть;

-         Пересказ произведений;

-         Выразительное чтение.

    Практические:

-         игры-драматизации;

-         Дидактические игры;

-         Элементы инсценирования;

-         Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

Театрализованная деятельность.

Наглядные:

-         Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

-         Просмотр видеороликов, фильмов;

-         Оформление выставок;

-         Моделирование, схемы;

-         Использование разных видов театра.

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг.

Формы работы.

Просветительская           Консультативная             Информационная

-родительские собрания   

-групповые и индивидуальные консультации               

 - устная и письменная информация

- привлечение родителей  в организации выставки книг

 - конкурсы

Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.

Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге

2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в детском саду(праздниках, конкурсах, выставках, проектах).

3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми. 

Выводы:

   Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

-         Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

-         Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

-         Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

 


 

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые

Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы

Методы работы по приобщению детей к чтению книг

Методы работы по приобщению детей к чтению книг

Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи

Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024