Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»
Оценка 4.9

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
13.05.2018
Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»
«Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности» Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития . Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире . Активность - стремление к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию . Таким образом, познавательная активность – это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности дошкольников, взаимоотношений детей со сверстниками и педагогом; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития познавательной активности и технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса. Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры . Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование это разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению) Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы. Для того чтобы ребенок овладел конструированием, как универсальной способностью к созданию разных целостностей (конструкций) педагогу необходимо выполнить следующие задачи: 1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности. 2. Формирование обобщенных представлений конструирования по образцу. 3. Формирование умения анализировать по условиям, заданные взрослым. 4. Формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции. 5. Формирование способности к построению собственных замыслов. 6. Развитие инициативы и активности при конструировании по теме. 7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей. Остановимся подробнее на каждом пункте: 1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности – это умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем деталей и их пространственного расположения, и опять объекта в целом. На данном этапе необходимо знакомить детей с названиями строительного материала (кирпич, кубик, пластина, призма, со свойствами; формировать понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»; учить овладевать способами решения простейших конструктивных задач – заменять меньшие детали на большие; пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Уже в 2-3 года дети строят короткую и длинную дорожки, низкие и высокие заборчики, широкие и узкие ворота, скамейки, загородки для животных, домик для матрешки. 2. Конструирование по образцу. Использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить детали. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, в качестве образца применяются рисунки, фотографии, модель постройки из строительного материала, отображающие общий вид постройки. Для развития действий творческого воображения использую разные типы заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образца новыми элементами. 3. Конструирование по условиям. Конструирование по условиям усложняется – без образца и рисунков предлагаю детям создать конструкции по заданным условиям: построй гараж для легковых или грузовых машин; возведи через реку мост для пешеходов, для транспорта. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. У детей формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою практическую деятельность: создание замысла, планирование, отбор и выработка новых способов, контроль. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование – дети умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре. 4. Конструирование по схеме Начиная со средней группы, необходимо использовать графические модели предметов (и построек), т. е. их упрощенные схематические изображения с какой-то одной условной позиции (вид спереди). Графические схемы служат средством ориентировки в предмете – продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования. При обучении графическому изображению деталей используются трафареты, изготовленные из твердого пластика, с прорезями, которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. С их помощью дети находят в деталях форму и переносят ее изображение с трафарета на бумагу. Начиная со старшей группы, необходимо обучать детей действиям построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, вид сбоку, вид сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества. При проведении занятий графические модели используются практически при прохождении любой темы, будь то конструирование домов, мостов, предметов транспорта. Например, при изображении дома, сначала используют схему его фасада (вид спереди, при изображении машины, корабля – вид сбоку, самолета – вид сверху). После того как дети достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, переходим по составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций. Затем все полученные изображения предмета сопоставляем между собой и по ним создается общая постройка. 5. Конструирование по замыслу Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Объединяя конструирование с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, разыгрыванием сказок-драматизаций, в результате чего создаются условия для использования в конструировании настроений и образов, вызванных воздействием этих произведений. 6. Конструирование по теме . Детям предлагается общая тематика конструкций («Мой город», «Замок для принцессы», «Конкурс старого короля» и др.), и они сами создают замыслы конкретных построек, придумывают проекты, делают чертежи, выбирают материал, способы их выполнения и строят по ним. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений. 7. Развитие образной, инициативной, описательной речи. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете. Он развивается в деятельности, его речь тоже развивается в деятельности. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.). После завершения постройки дети разыгрывают, проживают свои конструкции в играх-драматизациях, в настольном и кукольном театре, сочиняют достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему, опираясь на собственные образы воображения. Таким образом, дошкольники выполняют элементарную творческую деятельность – самостоятельное сочинение простейших сказок и историй. Ребенок постепенно переходит с позиции строителя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи речевой активности. Занимая позицию рассказчика, дети овладевают образной, эмоциональной, описательной речью. В Древнем Китае говорили: «Самое трудное – радоваться чужим успехам». Дети оценивают не только свои работы, но и стройки сверстников, радуются успехам своих друзей. При обучении конструированию старших дошкольников воспитатель не только сам придумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические, которые позволяют создавать подвижные конструкции. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования. Эти материалы широко используются для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Дошкольники владеют конструктивными навыками, у них хорошая координация и точные движения, пространственно-образное мышление, дети любят творить и придумывать новое, чего еще никто до них не придумывал. Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческих способностей детей, что является важным условием всестороннего развития ребенка. В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, обобщенные способы анализа, повышается умственная активность, активизируется мышление, самостоятельная поисковая деятельность, складывается произвольное поведение и личное самосознание, воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе. Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н.Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование – одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.
Проблема познавательной активности.docx
«Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности» Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как,  являясь индивидуально­психологической характеристикой человека, отражает очень сложные  взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития .  Познание ­ творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных  знаний о мире . Активность ­ стремление к поддержанию жизненно важных связей с  окружающим миром или к его преобразованию . Таким образом, познавательная активность –  это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых  для них знаний и способов деятельности. Сегодня понятие «познавательная активность»  широко используется в различных направлениях психолого­педагогического поиска: проблем  отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации  познавательной деятельности дошкольников, взаимоотношений детей со сверстниками и  педагогом; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности  учащихся. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно­воспитательного процесса. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития  познавательной активности и технических способностей детей, что очень важно для  всестороннего развития личности. Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно,  это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и  другими средствами технического прогресса. Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее  благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной  деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и  интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности,  находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и  созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Конструирование из строительного материала является специфически детской  деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания  построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по  ходу игры . Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение  различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование это разнообразные постройки из строительного материала,  изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему  характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой ­ в нем также  отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для  практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для  подарка и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению) Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного  действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства  предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и  создавать новые, оригинальные образы. Для того чтобы ребенок овладел конструированием,  как универсальной способностью к  созданию разных целостностей (конструкций)  педагогу необходимо выполнить следующие   задачи: 1. Развитие сенсорно­аналитической деятельности. 2. Формирование обобщенных представлений конструирования по образцу. 3. Формирование умения анализировать по условиям, заданные взрослым. 4. Формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить  схему будущей конструкции. 5. Формирование способности к построению собственных замыслов. 6. Развитие инициативы и активности при конструировании по теме. 7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей. Остановимся подробнее на каждом пункте: 1. Развитие сенсорно­аналитической деятельности – это  умение вести целостно­ расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем деталей и их  пространственного расположения, и опять объекта в целом. На данном этапе необходимо знакомить  детей с названиями строительного материала  (кирпич, кубик, пластина, призма, со свойствами; формировать  понятия «высокий­низкий»,  «широкий­узкий», «длинный­короткий»; учить  овладевать способами решения простейших  конструктивных задач – заменять меньшие детали на большие; пристраивать и надстраивать,  используя те же детали.  Уже в 2­3 года дети строят короткую и длинную дорожки, низкие и высокие заборчики,  широкие и узкие ворота, скамейки, загородки для животных, домик для матрешки. 2. Конструирование по образцу.  Использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети  узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения  построек. Обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа –  умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное  расположение, выделить детали. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное  использование деталей, в качестве образца применяются  рисунки, фотографии, модель  постройки из строительного материала, отображающие общий вид постройки. Для развития  действий творческого воображения использую разные типы заданий: на разработку  собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и  изменение заданного образца новыми элементами. 3. Конструирование по условиям.  Конструирование по условиям усложняется – без образца и рисунков предлагаю детям  создать конструкции по заданным условиям: построй гараж для легковых или грузовых машин; возведи через реку мост для пешеходов, для транспорта. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. У детей  формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою практическую  деятельность: создание замысла, планирование, отбор и выработка новых способов, контроль.  Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование – дети  умеют обобщенно представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по  структуре. 4. Конструирование по схеме Начиная со средней группы, необходимо использовать  графические модели предметов (и построек), т. е. их упрощенные схематические изображения с какой­то одной условной  позиции (вид спереди).  Графические схемы служат средством ориентировки в предмете – продукте  деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования. При обучении графическому изображению деталей используются  трафареты,  изготовленные из твердого пластика, с прорезями, которые по форме и размерам  соответствуют сторонам строительных деталей. С их помощью дети находят в деталях форму  и переносят ее изображение с трафарета на бумагу. Начиная со старшей группы, необходимо обучать детей  действиям построения  графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, вид сбоку, вид  сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества. При проведении занятий графические модели используются  практически при  прохождении любой темы, будь то конструирование домов, мостов, предметов транспорта.  Например, при изображении дома,  сначала используют схему его фасада (вид спереди, при  изображении машины, корабля – вид сбоку, самолета – вид сверху). После того как дети  достаточно освоят работу со схемами предметов, сделанными с одной позиции, переходим  по  составлению графических изображений одного предмета с трех разных позиций. Затем все  полученные изображения предмета сопоставляем между собой и по ним создается  общая  постройка. 5. Конструирование по замыслу Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания  творчества детей, для проявления самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он  будет конструировать. Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески  использовать знания и умения, полученные ранее. Объединяя конструирование с  прослушиванием музыкальных и литературных произведений, разыгрыванием сказок­ драматизаций, в результате чего создаются условия для использования в конструировании  настроений и образов, вызванных воздействием этих произведений. 6. Конструирование по теме . Детям предлагается  общая  тематика конструкций («Мой город», «Замок для  принцессы», «Конкурс старого короля» и др.), и они сами создают замыслы конкретных  построек, придумывают проекты, делают чертежи, выбирают материал, способы их  выполнения и строят по ним. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру  конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются  определенной темой.  Основная цель по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений. 7. Развитие образной, инициативной, описательной речи.  Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете. Он развивается в  деятельности, его речь тоже развивается в деятельности. Дети познают свойства  геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми  терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности  употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий —  низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном  указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.). После завершения постройки дети разыгрывают, проживают свои конструкции в играх­ драматизациях, в настольном и кукольном театре, сочиняют достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему, опираясь на собственные образы воображения. Таким образом,  дошкольники выполняют элементарную творческую деятельность – самостоятельное  сочинение простейших сказок и историй. Ребенок постепенно переходит с позиции строителя  на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи речевой активности.  Занимая позицию рассказчика, дети овладевают образной, эмоциональной, описательной  речью. В Древнем Китае говорили: «Самое трудное – радоваться чужим успехам». Дети  оценивают не только свои работы, но и стройки сверстников, радуются успехам своих друзей. При обучении конструированию старших дошкольников воспитатель не только сам  придумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их  самостоятельно  Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также  различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические,  которые позволяют создавать подвижные конструкции. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является  более сложным видом конструирования. Эти материалы широко используются для  изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и  интересным занятием для детей. Дошкольники владеют конструктивными навыками, у них хорошая координация и точные  движения, пространственно­образное мышление, дети любят творить и придумывать новое,  чего еще никто до них не придумывал. Таким образом, конструирование подготавливает почву для развития творческих  способностей детей, что является важным условием всестороннего развития ребенка. В  условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей  формируется правильное отношение к своим ошибкам, обобщенные способы анализа,  повышается умственная активность, активизируется мышление, самостоятельная поисковая  деятельность, складывается произвольное поведение и личное самосознание, воспитываются  первоначальные навыки работы в коллективе. Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на  всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н.Н. Ширяева отмечает, что формирование  умственной активности ­ способности рассуждать, делать логические умозаключения и  обосновывать свои решения ­ имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе.  Конструирование – одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у  дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой  задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные  операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что  немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Темиртау қаласы әкімдігі Теміртау қаласының білім беру бөлімінің №13 «Кораблик» балабақшасы Мемлекеттік коммуналдың қазыналың кәсіпөрны Государственное коммунальное казенное предприятие Детский сад № 13 «Кораблик» Акимата города Темиртау  Отдела образования города Темиртау  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности» Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  Подготовила: воспитатель Коростелева С.Ю..

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим – развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»

Консультация для педагогов «Исследуем, практикуем, творим –  развитие познавательной активности дошкольников в процессе конструктивной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018