В данной статье подробно описаны общие требования к организации работы с картиной, перечислены виды рассказывания по картине. Также описаны структура занятия и методические приемы, применяемые на данных занятиях. Перечислены и раскрыты этапы работы в зависимости от возрастной категории детей, что позволяет педагогу выстроить необходимую структуру и методы работы в зависимости от возрастной группы детей.
Старший воспитатель
МАДОУ д/с №78
г.Тюмени
Калиниченко В.Г.
Консультация для воспитателей
"Методика обучения детей рассказыванию по картине"
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе
дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими
дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в
методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е.
П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
1. формат (демонстрационные и раздаточные);
2. тематика (мир природный или предметный, мир отношений и
искусства);
3. содержание (художественные, дидактические; предметные,
сюжетные);
4. характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-
загадочное, юмористическое изображение);
5. функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет
обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному
или музыкальному произведению, дидактический материал в
процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине
рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы
детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество
нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов
должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время
занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле
зрения детей.4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При
этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с
данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как
промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с
использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника,
построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное
описание изображенных на картине предметов или животных, их
качеств, свойств, действий.
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на
картине ситуации, не выходящей за пределы содержания
картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин:
ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки
из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок
придумывает начало и конец к изображенному на картине
эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание
картины, передать его, но и с помощью воображения создать
предшествующие и последующие события. 5. Описание
пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И.
Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял
снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке
домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят
рыбу».
Структура занятия:
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную
беседу или загадки, цель которых выяснить представления и
знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и
приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся
их оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Образец педагогаЧастичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения
рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать
самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога
с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к
следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины,
формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный
переход от занятий номенклатурного характера, когда дети
перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям,
упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление
небольших рассказов) .
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех
слов. Рассматривание картины используется для развития точности и
ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя
(вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на
картине. Иногда можно использовать и художественное произведение
(например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть
прочитано небольшое стихотворение или потешка (например,
«Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и
т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например:
«Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с
котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные
игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные
картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по
сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает
воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи
предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете
продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в
картину. Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как
я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в
этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного
характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях
одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к
рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С
помощью воспитателя дошкольники составляют связный
последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в
единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает
активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для
самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном
возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и
эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть
краткая информация о жизни и творчестве художника — автора
картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни
животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает
детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей,
участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-
грамматические упражнения также активизируют умственную и
речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно
начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного
названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете,
почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »-
Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. —
«Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому?
Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить
картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его
рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец
воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо
владеют умением связно излагать содержание картины. На таких
занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и
последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного
возраста используются все виды рассказов по картине: описательный
рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный
рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению
повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец
к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где
пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с
котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает
творчески выполнить его.Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на
картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по
развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по
картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только
положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей,
подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко
выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу
можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,
составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание,
как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об
этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе
собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на
занятии следует использовать для совершенствования связной речи
детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и
проговаривания дополнительных вариантов относительно
характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения,
структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а
признание других вариантов высказывания.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических
способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное
средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы
должны направлять и сопровождать.