Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала консультация самостоятельность ребенка и ее границы.docx
Консультация для родителей  «Самостоятельность ребёнка. Её границы» Подготовила воспитатель 1 категории Старшей группы №8 Чеканова Н.Г. Я  сама  помыла   ручки И  сама  надену  брючки. Уложила  в койку  мишку И  на лбу  набила   шишку. Утром  я   поела  кашку И  сама  помыла  чашку. Можно  я  сложу  игрушки И  пойду  играть  к  подружке?      Часто, по разным причинам – из­за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся  сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть  самостоятельным?         Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,  взрослым, важно поддержать их в этом.          Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к  школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную  функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет  подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего  школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.      Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо?  На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий  и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.   Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных  целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.  Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке  целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при  послушном выполнении поставленного кем­то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам  ставит себе цели и может их добиваться.    Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.     Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую  очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в  своих силах, настойчивость, выдержка.  Самостоятельность обеспечивает:Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность.  Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по­своему, т.е. вопреки требованиям  взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы  лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями  старших.    Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится.  Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить  выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать  лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении,  объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.    Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение  своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду  из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания  нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем  руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется  наблюдательность, сообразительность, внимательность.    Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только  при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать  поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно  себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на  этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к  взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:  1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые  игрушки (целлулоидные, резиновые).  2. Протирать мебель (вместе с кем­то из взрослых).  3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для  хлебницы и т.п.  4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.  5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.  6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для  винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.  7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое  по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять  упавшую.  8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку,  прочитать наизусть стихотворение).  10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.