Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".
Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники". Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.
Консультация для родителей
«Ваш ребенок 4 – 5 лет».
Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических
наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем
дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени
познавательным беседам с детьми.
Начинайте читать им не только
художественную, но и
познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам,
просмотру познавательных
телепередач, видеофильмов ребенок
отрывается от мира "здесь и сейчас".
Он активно интересуется животными,
которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об
океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п.
Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или
других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся
интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные
отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее
наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно
научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более
лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с
другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить:
"Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического
электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной
точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют
выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний
малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик,
медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что,
все будет вниз падать, если его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них
свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само
стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его
интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при
обсуждении мыслей ребенка недопустимы.У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое
"приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем
возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и
спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко
проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех
лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму
принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию -
поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи -
воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное,
воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет
требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два
вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации
(особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе
Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления
становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку
собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены
хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их
распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера,
бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в
"волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя
эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится
более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической
выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который
преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает,
если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса
каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут
воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно
ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет
отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему
самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти
группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются
первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается
взаимопонимание.Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих
условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его
участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют
сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты
не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!". Недопустимо диктовать детям, как
и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий
потенциал игры заключается именно в том, что это единственная
самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх
дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани,
создавать домики, укрытия, "пещерки".
Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с
ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое
время года можно устраивать маленькие походы и "пикники". Расширяйте
опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания
необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите,
если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей.
Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на
стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес
к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка,
однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать.
Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью
заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые
неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте
негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в
целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом,
"пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте,
не называйте его жадным.