Консультация «НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ЦЕЛЬ: Оказание помощи педагогам в работе с детьми с нарушениями поведения.
ЗАДАЧИ:
-познакомить, систематизировать и дополнить знания воспитателей об источниках, причинах, мотивах нарушения поведения дошкольников;
-конкретизировать стратегии по устранению нежелательного поведения и выработки правильных паттернов поведения;
-совершенствовать непосредственное сотрудничество психологов, воспитателей, детей и родителей.
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с проблемными детьми. Это дети, которые не соблюдают правила поведения в группе, проявляют агрессию, неусидчивы, слишком подвижны и т.п. Причины такого поведения могут самые разнообразные.
Перечислим основные причины, вызывающие нарушение поведения.
1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
2. Cтиль семейного воспитания (авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы).
3. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
4. Нерациональный режим жизнедеятельности:
• Негативное влияние телевизора, компьютера.
• дефицит свободы движения;
• недостаточность пребывания на свежем воздухе;
• нерациональное питание и плохая его организация;
• неправильная организация сна и отдыха детей;
• необоснованное ограничение свободы ребёнка;
• интеллектуальные и физические перегрузки;
Зачастую эти причины действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не зна¬ют) те особенности нервной системы ребенка, которые ле¬жат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воз¬действиями.
Давайте рассмотрим основные виды нарушений:
1. Агрессивность
2. Гиперактивность
3.Нарушения, связанные с проблемами здоровья и отстава¬нием в развитии (Расстройства аутистического спектра, задержки психического развития органического происхождения и педагогическая запущенность, формы неврозов).
4. Демонстративность, повышенная тревожность, застенчивость.
Открытое письмо агрессивных детей воспитателям
Мы, агрессивные дети планеты, требуем от воспитателей:
1. Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).
2. Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы; (а то мы будем защищаться).
3. Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
4. Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас обидеть (а то придется нам самим заняться этим).
5. Не смейте жаловаться на нас родителям (а то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).
6. Любите нас, ну пожалуйста, а то ведь нас и так никто не любит.
7. Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие.
Мы хотим!
1. Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
2. Знать, почему вам можно кричать, а нам — нет.
3. Делать то, что хочется нам, а не вам.
4. Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
5. Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
6. Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, гром¬ко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется.
Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас любили!
Агрессия - это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Поведение, характерное для детей, которых называют агрессивными:
Ребенок кусается, щипается, дерётся, пинается, толкается, огрызается, обзывается, нападает, враждебен, все воспринимает «в штыки», делает другим больно, делает на вред,...
Агрессивное поведение одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Причины детской агрессии:
-Заболевания нервной системы;
-Средство психологической защиты; Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Нетипичное агрессивное поведение ребенка может означать, что он нуждается в помощи.
-Нарушения исследовательской активности; Агрессивные реакции характерны для детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм.
-Нарушения семейного воспитания;
Агрессивность принимает что-то другое. Агрессивность может выступать как протест (например, в к/б врача), Надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, это еще и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования (т.е. внешнего проявления) напряжения (недовольства, усталости и пр.)
Взрослому необходимо увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и поведении.
Психологический портрет агрессивного ребенка.
Ребенок нападает на остальных детей, обзывает их и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения - т.е. он - «гроза» детей и источник огорчений воспитателей и родителей. Но он нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок чаще чувствует себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком.
Активные "военные действия" бунтаря-дошкольника это отчаянная попытка завоевать внимание значимых для него людей. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно получить так необходимые ему любовь, уважение и ласку.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Обычно агрессия принимает физические и вербальные формы.
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и раз¬рушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет иг-рушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Агрессивность не обязательно проявляется в физичес¬ких действиях. Некоторые дети склонны к так называе¬мой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собствен¬ные обиды.
Как вести себя с агрессивным ребенком
1.Игнорируйте незначительную агрессию
2.Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребенка.
3.Контролируйте собственные эмоции.
4.Сохраняйте положительную репутацию ребенка.
5.Демонстрируйте неагрессивное поведение.
Конечная цель преодоления агрессивности ре¬бенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, го¬раздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удо-вольствие от демонстрации нового навыка поведения пе¬ред благожелательной аудиторией.
Для преодоления и предупреждения агрессивного по¬ведения детей можно использовать коллектив¬ные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки, развитию эмоциональной сферы.
Помните, что если у ребенка ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.
Принципы общения с агрессивными детьми:
• Подавать ребенку личный пример правильного поведения;
• Ребенок должен чувствовать вашу любовь – хвалите, жалейте его;
• Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию приемлемым способом: разрешите побить подушку, разорвать рисунок «врага»;
• Старайтесь объективно разбираться в причинах возникновения конфликта;
• После конфликта проговорите с ребенком его причины, неправильные действия и способы разрешения конфликта.
Коррекция агрессивного поведения у детей
1. Научить приемлемым способам проявления гнева. Какие формы проявления гнева вы считаете приемлемыми?
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2.Прометать шарики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
6. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Отжаться от пола максимальное количество раз.
10. Сломать несколько игрушек.
11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
. 12. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
2. Научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. Здесь, опять же, не забывайте о собственном примере. Говорите! Без человеческого общения любая коррекция агрессивного поведения будет бессмысленной и безрезультативной.
3. Способствовать развитию эмпатии. Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие эмпатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.
4. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества
личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств, обсуждение чувств персонажей. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Игра - это самое интересное занятие для ребенка, поэтому именно в игровой деятельности развиваются самые необходимые для дальнейшей жизни качества. Дети все такие разные, но с ними нужно играть, их нужно любить, уважать и понимать...Презентация к консультации "Нарушения поведения дошкольников"
«НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
ЦЕЛЬ: Оказание помощи педагогам в работе с
детьми с нарушениями поведения.
ЗАДАЧИ:
-познакомить, систематизировать и дополнить
знания воспитателей об источниках, причинах,
мотивах нарушения поведения дошкольников;
-конкретизировать стратегии по устранению
нежелательного поведения и выработки
правильных паттернов поведения;
-совершенствовать непосредственное
сотрудничество психологов, воспитателей, детей
и родителей.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ,
ВЫЗЫВАЮЩИЕ НАРУШЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.
1. НАРУШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО
РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.
1. НАРУШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО
РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ.
2. CТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.
1. НАРУШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО
РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ.
2. CТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
3. НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ С ЦЕЛЬЮ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.
1. НАРУШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У
ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО
РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ.
2. CТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
3. НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ С ЦЕЛЬЮ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
4. НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
НАРУШЕНИЙ
ПОВЕДЕНИЯ:
1. АГРЕССИВНОСТЬ
2. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
3.НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ И
ОТСТАВАНИЕМ В РАЗВИТИИ
4. ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ,
ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ,
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ.
ОТКРЫТОЕ
ПИСЬМО
АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЯМ
Агрессия
Агрессивность
Агрессивное
поведение
РЕЧЕВОЕ НАСИЛИЕ
Сегодня мы акцентируем свое внимание на речевом
насилии, которое совершается с помощью речевых
средств. Оно представляет угрозу психическому и
психологическому здоровью ребенка
И. В. Дубровина ( д.п.н.) вводя понятие « психологическое
здоровье», отметила разницу между психическим и
психологическим здоровьем:
Психическое – имеет отношение к отдельным
психическим процессам и механизмам,
1.
2. Психологическое характеризует личность в целом,
находиться в непосредственной связи с проявлениями
духа человека.
Психологически
й портрет
агрессивного
ребенка.
Принципы общения с агрессивными детьми:
Подавать ребенку личный пример правильного поведения;
Ребенок должен чувствовать вашу любовь – хвалите, жалейте его;
Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию приемлемым
способом: разрешите побить подушку, разорвать рисунок «врага»;
Старайтесь объективно разбираться в причинах возникновения
конфликта;
После конфликта проговорите с ребенком его причины, неправильные
действия и способы разрешения конфликта.
2. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕВОДИТЬ ЧУВСТВА ИЗ ДЕЙСТВИЯ В ВЕРБАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ.
3. СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ
4.ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ МОДЕЛЯМ ПОВЕДЕНИЯ
КОРРЕКЦИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ДЕТЕЙ
1. НАУЧИТЬ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ ПРОЯВЛЕНИЯ
ГНЕВА.
2. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕВОДИТЬ ЧУВСТВА ИЗ ДЕЙСТВИЯ
В ВЕРБАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ.
3. СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ
4.ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ МОДЕЛЯМ ПОВЕДЕНИЯ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ
(ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2.Прометать шарики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои
отрицательные эмоции.
5. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
6. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Отжаться от пола максимальное количество раз.
10. Сломать несколько игрушек.
11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто
выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
. 12. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их
выбросить.
13. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а
затем зачиркать его.
14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
КОРРЕКЦИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ДЕТЕЙ
1. НАУЧИТЬ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ ПРОЯВЛЕНИЯ
ГНЕВА.
2. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕВОДИТЬ ЧУВСТВА ИЗ ДЕЙСТВИЯ
В ВЕРБАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ.
3. СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ
4.ОБУЧЕНИЕ НОВЫМ МОДЕЛЯМ ПОВЕДЕНИЯ