Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»
Оценка 4.6

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Оценка 4.6
Памятки
doc
родителям
Детсад
14.04.2018
Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»
Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни. В этих играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т. е. фольклор. Русский народ - мастер на всякого рода прибаутки, присказки, пословицы, поговорки, созданный им язык изобилует образными, разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских заповедей может быть донесено до детей с помощью народных игр.
консультация приобщение к русским традициям.doc
Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные  игры и забавы»                                                 Подготовила: Чеканова Н.Г. Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня  мы на многое начинаем смотреть по­иному, многое для себя заново открываем и  переоцениваем. Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных  пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они  созданы народом, так же как сказки и песни. В этих играх отражались веками  складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет  их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший  материал, который с незапамятных времен использовался в народной  педагогике, т. е. фольклор.  Русский народ ­ мастер на всякого рода прибаутки,  присказки, пословицы, поговорки, созданный им язык изобилует образными,  разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного  уклада, житейских  заповедей может быть донесено до детей с помощью  народных игр. Привлекательны для детей в русских играх различные заклички, попевки,  диалоги. Они подчеркивают характер персонажа и их действия, быстро  запоминаются детьми и с удовольствием проговариваются. Что требует от детей активной умственной деятельности.  Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших   дней   из   глубокой   старины,   передаваясь   из   поколения   в   поколение, вбирая   в   себя   лучшие   национальные   традиции.   Собирались   мальчишки   и девчонки   за   околицей,   водили   хороводы,   пели   песни,   играли   в   горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.  Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.  Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.  В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть   игры­   забавы   с   придумыванием   нелепиц,   со   смешными   движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.     Радость   движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей.   В   них   заключается   огромный   потенциал   для   физического   развития ребенка,   формируется     устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.   Игры   способствуют   воспитанию   сознательной   дисциплины,   воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.   Народные   игры   являются   неотъемлемой   частью   интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.   Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают   у   детей   ловкость,   меткость,   быстроту   и   силу;   другие   учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Выдумка,   шутка,   юмор,   оптимистический   характер   –   отличительные особенности   русских   народных   игр.   Они   приучают   ребенка   преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно­образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка   выдержке,   умению   подчинять   чувства   рассудку;   развивает   память, гибкость мышления.  Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:   доброту,   благородство,   взаимовыручку,   самопожертвование   ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Итак, игры­забавы в жизни дошкольного возраста играю весьма существенную  роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению  разной речью, её выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание,  воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в  частности учат верности и взаимопомощи. Вспомните, например, известную  игру­забаву «Мальчик­пальчик». Игры­ забавы насыщены добрыми чувствами и  юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и  теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег,  прыжки, метание), так они могут оказать помощь в физическом воспитании в  укреплении здоровья. Вот, например:   Еду, еду, к бабе, деду  ­ (топают ногами) На лошадке в красной шапке! По ровной дорожке – (скачут на одной ноге) На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо А потом вдруг… в ямку ­ бух! – (приседают). Игры­забавы могут быть использованы для развития детского творчества.  Например, игра «Солнечные зайчики», читая потешку  Солнечные зайчики, солнечные зайчики, Скачут по стене. Поманю их пальчиком  Пусть бегут ко мне.  Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков и фантазируют, на кого  они похожи, что делают и т.д.  Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они   вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них   заключена   информация,   дающая   представление   о   повседневной   жизни наших   предков   –   их   быте,   труде,   мировоззрении.   Игры   были   непременным элементом народных обрядовых праздников.    Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и   свободное   владение   обширным   игровым   репертуарам,   богатое   и разнообразное по своему содержанию   А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в   национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и   обычаями только   известной местности,  семейной  жизни,  известной   среды,  его   окружающей.  Они  считали подвижные   игры   ценнейшим   средством   всестороннего   воспитания   личности ребенка,   развития   у   него   нравственных   качеств:   честности,   правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.     К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви   к   отечеству,   и   эта   любовь   дает   воспитанию   верный   ключ  к   сердцу человека…»   именно   поэтому   наши   интересы   обратились   к   нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.    Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что   существует   достаточно   большое   количество   соблазнов   в   наш технократический век.    Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр ­ движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти   двигательные   действия   мотивированы   сюжетом   игры.   Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые   игроки   получают   определенное   преимущество   в   ходе   игры   (так,   в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).  Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках ­ расстояние до города от кона или полукона, в лапте ­ количество игроков, длина и ширина площадки, в салках ­ условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" ­ размеры биты, мяча, в "Жмурках" ­ размеры повязки, в "Чижике" ­ размеры чижика, биты или кона и т.д.). Анализируя различные классификации народных игр­забав (М. Н. Мельников,  П.А. Бессонов, В.Б. Аникин и др.) опираясь на практический опыт, целесообразно выделять следующие критерии отбора игр­забав, позволяющие  наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности для развития детей: 1. Возраст детей (от самых маленьких, которым предназначены простые  потешки, сопровождающие простыми движениями, как правило, вместе со взрослыми, до старших дошкольников, предпочитающих игры со  сложными действиями, например: «Горелки», «Цапки»); 2. Число занятых в играх детей (от одного ребенка до целой группы детей,  например: «Красная шапочка», «Перелизы»); 3. Сезонность (игры­забавы хорошо организовывать именно в то время года,  о котором в них говорится). 4. Используемый материал (словесный в сочетании с движениями, игрушки,  такие как юла, каталка, свистулька). 5. Сюжет (бытовой, спортивный, праздничный). Классификация русских народных подвижных игр. По характеру использования фольклорного подкрепления:  Народные   игры   с   речевым   сопровождением   (миниатюрами   устного народного творчества).  Народные игры без речевого сопровождения. По способу распределения на роль:  Игры с выбором водящего при помощи считалок.  Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок. С преимущественным проявлением двигательных качеств:  Игры на развитие ловкости и точности движений.  Игры на развитие быстроты реакции.  Игры на развитие меткости глазомера.  Игры на развитие ритмичности и пластики движений.  Игры на ориентировку в пространстве. С преимущественным проявлением психических качеств:  Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.  Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.  Игры на развитие творческого воображения.  Игры на развитие наглядно­образного мышления.  Игры на развитие связанной речи. классификация (условно) русских народных подвижных игр:   1.   Игры,   отражающие   отношение   человека   к   природе.   Русский   народ всегда   трепетно   относился   к   природе,   берег   ее,   прославлял.   Эти   игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д. 2.   Игры,   отражающие   историческое   наследие   русского   народа.   "Быт русского   народа",   в   котором   применяются   народные   игры,   отражающие повседневные   занятия   наших   предков.   "   Горшки",   "Башмачник",   "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д.    3.   Игры, отражающие     игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Опоясье",   "Яша",   "Ловишка",   "Растяпа",   "Краски"   и   др.   Эти   игры способствовали   укреплению   дружбы,   выявлению   симпатий   детей,   сплочению коллектива.     4.   Игры,   которые   дают   возможность   помериться   силой   и   ловкостью, побуждают   стремление   детей   стать   сильнее,   победить   всех.   Как   тут   не вспомнить   о   легендарных   русских   богатырях,   которые   не   уступали   ранее   в популярности современным киногероям. "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек",   "Перетяни   за   черту",   "Взятие   снежной   крепости",   "Цепи   кованы", "Перетягивание   каната",   "Варёная   репка",   "Вытолкни   за   круг".   "Защита укрепления",   "Бои   на   бревне"   и   их   различные   варианты.   Эти   игры   очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий мог проявить себя,   ведь   они   не   только   развивают   силовые   качества,   но   и   учат   честным отношениям друг к другу.  Конечно, не следует видеть в играх­забавах панацею от всех бед, но и  преуменьшать их значение для воспитания детей  было бы ошибкой, т. к.  «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,  имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах» (К.  Ушинский). быстрота,   выносливость, Таким   образом,   русские   народные   игры   представляют   собой   сознательную инициативную   деятельность,   направленную   на   достижение   условной   цели, установленной   правилами   игры,   которая   складывается   на   основе   русских национальных   традиций   и   учитывает   культурные,   социальные   и   духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.  Важным   является   то,   что   в   подвижных   народных   играх   воспитываются психофизические   качества:   ловкость,   сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.    Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа,   но   и   народной   культуре   в   целом.   Радость   движения   во   время   игры сочетается   с   духовным   обогащением,   у   детей   формируется   устойчивое, заинтересованное,   уважительное   отношение   к   культуре   родной   страны, создаётся   эмоционально­положительная   основа   для   развития   гражданско­ патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.  Русские   народные   подвижные   игры   не   должны   быть   забыты.   Они   дадут положительные   результаты   тогда,   когда   исполнят   своё   главное   назначение   – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Еще   в   древности   игры   носили   не   только   развлекательный   характер,   но   и лечебный.   Считали,   что   это   лучшее   лекарство   от   всех   недугов.   Один   из величайших   медиков   древности   –   римский   врач   Клавдий   Гален   прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.  Несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, веселыми, интересными и сегодня. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно   ­   к   богатейшему   наследию   русской   национальной   культуры;   помочь ощутить   национальную   принадлежность,   постичь   своеобразие   русского национального   характера,   его   прекрасные   самобытные   качества   на   примере народных игр. «Игры народные» — термин, которым мы обозначаем  как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея иг­ ровую,   развлекательную   основу,   включают   в   себя   элементы   театра,   цирка, танцевального,   музыкального,   песенного,   поэтического   и   изобразительного искусств, а также верований и религиозных обрядов. Привнося   в   жизнь   детей   народные,   забытые   игры,   воспитатель   делает   ее   ярче, красочнее,   интереснее.   Педагогическая   поддержка   народных   игр   предполагает установление тесной, личностной связи между взрослыми и детьми и направлена на обогащение игрового опыта каждого ребенка. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом   он   будет   в   работе,   когда   вырастет.   Поэтому   воспитание   будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А.С.Макаренко. Литература: 1.   Литвинова   М.Ф.   Русские   народные   подвижные   игры.   Под   редакцией Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986. 2. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка­ пресс», Москва 2000. 3. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997. 4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва  Просвещение, 1983.

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация. «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»

Консультация.  «Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018