Министерство науки и
высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического
образования
Кафедра психологии образования и
профессионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
по теме:
Одномерное шкалирование и его основные методы. Модель Тёрстоуна
Студент: Бабарыкина Д.С.
Группа:
Номер зачетки:
Преподаватель:
Екатеринбург
2020 - 2021 г.
Содержание
Введение……………………………………….……………………………….3
Основная часть
1. Одномерное шкалирование и его основные методы……………...……..5
2. Модель Луиса Леон Тёрстоуна…………………………………..…..…..12
Заключение…………………………………………………..……….……..18
Библиографический список……………………………….……….…20
Введение
В настоящее время проблеме социологического измерения посвящено немало научных трудов. Сложно представить обработку и интерпретацию полученных данных без шкалирования, расчетов и вычислений. Также нельзя опираться на полученные данные и использовать их для исследования, если они субъкетивны.
Под измерением понимается процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение - это приписывание объектам числовых значений, отражающих меру наличия свойства у данного объекта.
Общая концепция измерения впервые была в достаточно развитом виде сформулирована Д. Скоттом и П. Суппесом. Дальнейшее развитие она получила в работах П. Суппеса и Дж. Зиннеса, Д. Льюса и Е. Галантера и др. В последнее время общая теория измерений интенсивно развивается И. Пфанцаглем, а также Д. Льюсом и Л. Неренсом.
Основным средством измерения выступают измерительные шкалы. Понятие "измерительная шкала" было введено в психологию в 1950 году С.С. Стивенсом.
Измерительные шкалы представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов некоторыми признаками, наличие или степень выраженности которых представлена и оценивается испытуемыми в виде числовых значений, графического изображения или в вербальной форме.
Таким образом, процессу измерения всегда предшествует шкалирование - метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Числовые системы - это множество элементов с реализованными в нем отношениями, существующими между элементами (или свойствами) реальных объектов.
Объектом работы является одномерное шкалирование и типология шкал, созданная Терстоуном.
Характер
работы - реферативный. Методы - анализ и синтез.
Основная часть
Одномерное шкалирование и его основные методы
Процесс шкалирования состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа.
На первом этапе проводится создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними.
Второй этап - анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал. Специфика измерения в психологии состоит в том, что здесь объектом выступает человек, отличающийся активным (а не пассивным, в отличие от физических объектов) типом поведения в ситуации диагностического обследования.
Человек может изменять свои ответы, контролировать реакции в зависимости от действия различных факторов, как внешних, так и внутренних (например, смена настроения, стремление выглядеть лучше, общее состояние и пр.). Предметом психологического измерения выступают различные подсистемы психики и личности человека.
Три важнейших свойства психологических измерений:
1. Существование семейства шкал, допускающих различные группы преобразований.
2. Сильное влияние процедуры измерения на значение измеряемой величины.
3. Многомерность измеряемых психологических величин, т. е. существенная их зависимость от большого числа параметров.
Одномерное шкалирование – это процесс определения шкальных значений переменной (признака) на основе совокупности наблюдаемых эмпирических индикаторов, т.е. сведений индивидуальных числовых значений (каждого респондента) к общему показателю признака.
Целью одномерного шкалирования является:
1. Получение значений латентной переменной, которые адекватно отражали бы мнение большого числа респондентов и которые можно интерпретировать соответствующим образом.
2. Обеспечение необходимого уровня измерения путем применения к шкальным значениям математических методов, направленных на выявление статистических закономерностей и зависимостей.
Главной задачей шкалирования является измерение латентной переменной косвенным образом, при этом респонденту не задается прямых "лобовых" вопросов, а спрашивается о чем-то другом.
Условия одномерного шкалирования.
1. Наличие действительно одномерной латентной переменной, которая отвечает реально существующему свойству объекта.
2. Одномерность измеряемого свойства.
3. Удачный выбор наблюдаемых переменных и адекватность форм выражения латентной переменной через наблюдаемые.
4. Правильный подбор типа шкалы, отвечающей подобранному индексу, т.е. интегрированному показателю изучаемого свойства. Простота шкалирования, которая позволяла бы выявлять мнение многих респондентов.
Чаще всего такая простота связывается с использованием жестких способов получения данных.
Как и при построении индексов, проблемой одномерного шкалирования является уверенность в наличии одномерно измеряемой латентной переменной и ее связи с наблюдаемыми переменными. Необходимо убедиться в том, что связи между наблюдаемыми признаками действительно определяются латентной переменной, т.е. на латентную переменную должны быть ориентированы все наблюдаемые признаки.
Если такой связи (между наблюдаемыми признаками) нет, то мы должны или отвергнуть гипотезу о существовании латентной переменной (которую мы должны, в конечном счете, измерить) или так скорректировать совокупность рассматриваемых наблюдаемых признаков, чтобы связь появилась.
Для выявления этих связей и используется одномерное шкалирование.
Выяснение причинно-следственных отношений идет обратным путем: наблюдаемые переменные (поведение респондента) объясняются действием латентной переменной.
Существует два типа задач, решаемых с помощью шкалирования:
1.Числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой;
2.Отражение характеристик объекта путем установления их числовых отношений по какому-либо явлению.
Важный шаг в развитии психологических измерений ориентирован на разработку методов, позволяющих построить шкалу, содержащую не одну единственную, а все значения интересующей нас психологической переменой.
Первый вклад в создание этих процедур был сделан также Фехнером (1860), разработавшим первую модель одномерного шкалирования. Но основную детальную проработку процедур одномерного шкалирования осуществил Терстоун (1927, 1929), а затем Стивене и его сотрудники (1937, 1955), разработавшие метод прямой оценки стимуляции.
Далее эти методы развивались в работах шведских психофизиков под сильным влиянием Экмана (1965). Разработанные ими методы построения "сильных" шкал дали возможность психологам быстро продвинуться в решении многих психологических проблем, связанных с различными областями познавательных процессов.
Эти методы стали широко распространяться, и сразу же появились принципиальные ограничения, связанные с установлением соответствия размерности изменения качественных параметров оцениваемого психологического свойства и градаций используемой для измерения физической шкалы. Опыты показали, что даже когда для оцениваемого стимула существовала однозначная физическая шкала измерения, испытуемые, устанавливая метрические отношения между простыми субъективными реакциями, сталкивались со значительными трудностями. На это указывала, в частности, большая вариабельность производимых испытуемыми оценок. Зачастую она превосходила величину самой оценки в несколько раз.
В отличие от операций прямого метрического измерения психологических стимулов, операции установления порядка или эквивалентности значительно проще и стабильнее.
Существенным достоинством порядкового шкалирования является возможность его применения для измерений таких стимулов, которые в силу своей сложности не поддаются жестким, метрическим измерениям. Именно поэтому процедуры построения шкал порядка чрезвычайно распространены в таких разделах психологии, как психодиагностика, исследование эмоций, интеллекта и т.д.
При разработке одномерного шкалирования авторы задавались следующими целями. Создать способ настолько простой, чтобы при этом полученные данные были адекватны существующим условиям. Создать способ со столь высоким уровнем измерения, чтобы применять традиционные числовые методы (в частности при создании статистических данных). Создать способ настолько функциональный, чтобы на его основании переходить от выборки к генеральной совокупности.
Им это удалось и в итоге возникает масса шкал. Каждая из них важна и если не используется на практике, то все равно, безусловно, является достижением социологии.
1. Психофизическое измерение. Этот метод был предложен Терстоуном и считается предпосылкой одномерного социологического шкалирования.
2. Метод Терстоуна. Метод опроса экспертов.
3. Шкала ранжирования. Результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
4. Метод парных сравнений. Метод построения оценочной шкалы, основанный на парном сравнении всех объектов изучения.
5. Факторный анализ. Метод связан с тестовыми разработками социологических исследований. Основная идея - каждый наблюдаемый признак можно представить в виде линейной комбинации нормально распределенных факторов.
6. Шкала Лайкерта. Другое название - метод суммарных оценок. Значение фактора определяется как сумма значений наблюдаемых переменных. Этот метод легок и не требует использования обработки на ЭВМ.
7. Шкала Гуттмана. Шкалы подобного типа называются кумулятивными. Особенность ее в том, что каждая оценка автоматически включает в себя все последующие и исключает предыдущие.
8. Шкала Богардуса. Предназначение - измерение национальных и расовых установок (определения социальной дистанции).
9. Латентно-структурный анализ (предложен Лазерсфельдом). Выявление статистической связи между рассматриваемыми наблюдаемыми переменными, которую можно объяснить действием латентной переменной.
10. Метод семантического дифференциала (предложен Осгудом). Этот метод определяет различия в восприятии человеком разных объектов (дифференцирует). Метод Осгуда направлен на выделение типов людей, имеющих сходную картину изучаемых смыслов, сходные психосемантические пространства.
11. Шкала самооценки. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Основной недостаток шкалы самооценки - высокая степень ее субъективности.
12. Одномерное развертывание (предложен Кумбсом). Цель указанного метода - построение оценочной шкалы на базе ранжирования изучаемых объектов с использованием приемлемой модели восприятия, не опирающейся на подмену рангов числами.
Основные цели одномерного шкалирования:
1) Получение значений латентной переменной таким путем, чтобы были удовлетворены два требования, внешне представляющиеся несовместимыми: с одной стороны, исследователи знали бы как интерпретировать эти значения, и были уверены в адекватности реальности этой интерпретации (т.е. чтобы метод шкалирования позволил адекватно отразить мнение респондента), и, с другой стороны, - способ получения шкальных значений был бы настолько прост, чтобы его можно было применять для выявления мнений достаточно большого количества респондентов (напомним, что такого рода простота чаще всего сопряжена с жесткостью способа опроса), используя репрезентативную выборку и, как следствие, получая статистически надежные выводы.
2) Обеспечение уровня измерения, достаточно высокого для того, чтобы к полученным шкальным значениям можно было применять традиционный аппарат математической статистики (обычно стремятся к получению по крайней мере интервальной шкалы). Здесь нужно отметить то, что - не всегда подобная цель оправдана.
Во-первых, как уже говорилось в первой статье цикла, в наше время развивается так называемая статистики объектов нечисловой природы.
Во-вторых, существует масса методов, предназначенных для изучения номинальных и других нечисловых данных.
В-третьих, самой надежной информацией является в социологии номинальная, поскольку ее получение обычно не опирается на сложные, трудно проверяемые модели.
Основные положения теории психологического тестирования (факторного анализа) в свете задач одномерного социологического шкалирования: в интересующем нас случае обсуждается вопрос лишь об одном факторе - той латентной переменной, измерение которой является нашей целью.
Наблюдаемым признакам отвечают вопросы в анкете. Поведение респондента - это совокупность его ответов на упомянутые вопросы. Сформулируем идеи факторного анализа (тестового подхода) применительно к такой ситуации.
В случае существования одномерной латентной переменной и удачного подбора наблюдаемых признаков, т.е. в случае положительного ответа на два первых вопроса, встающих при построении социологического индекса, можно считать, что наблюдаемое поведение респондента объясняется действием латентной переменной.
Другими словами связи между наблюдаемыми переменными объясняются действием латентного фактора. Это, в свою очередь, уточняется с помощью аксиомы локальной независимости: фиксация значения латентной переменной приводит к распадению связей между наблюдаемыми переменными.
Итак, наличие связи между наблюдаемыми признаками является необходимым условием существования латентной переменной и удачности выбора отражающих ее вопросов в анкете.
Если такой связи нет - исследователи должны или отвергнуть гипотезу о существовании той переменной, измерение которой является их главной целью, или скорректировать систему рассматриваемых наблюдаемых признаков таким образом, чтобы связь появилась (скажем, отбросить признаки, не связанные с другими).
Модель Луиса Леон Тёрстоуна
Любой метод одномерного шкалирования начинается со сбора широкого круга утверждений, то есть формирование фокуса.
Фокус – это команда тем людям, которые будут прид(умывать) утверждения.
Однако, по мере того, как исследователи переходили к ситуациям, все более приближенным к естественному поведению, становилось очевидным, что однозначно определить физический континуум для каждой важной субъективной характеристики невозможно. Это особенно ясно, когда речь идет об оценке достаточно сложных стимулов, таких как интеллектуальные способности или успеваемость в обучении.
Новое направление в психофизике возникло в связи с вопросами субъективного шкалирования характеристик стимула, не имеющих однозначной физической интерпретации. На основании метода парных сравнений (Кон, 1894) были разработаны процедуры для получения шкалы интервалов и отношений для таких стимулов. Формальным математическим основанием для этих процедур послужила модель шкалирования сравнительных суждений Терстоуна (1927, 1929, 1975).
Предложенный Терстоуном способ измерения установки является развитием положений, которые были разработаны автором в процессе психофизических исследований, направленных на построение субъективных шкал. Такая шкала отвечает индивидуальному восприятию каждым респондентом значений некоторого вполне объективно существующего признака. Например, всем известно, что значения признака "вес тела" - объективная характеристика.
Однако отдельные люди по-разному могут воспринимать эти значения, выносить разные суждения о сравнении весов различных тел и т.д. Так, сравнивая вес двух предметов, один человек может правильно определить, какой из них легче, а другому - предмет с меньшим весом может показаться более тяжелым. Последнее может быть вызвано, скажем, тем обстоятельством, что более тяжелый предмет находился в той руке человека, которая развита в большей степени.
Терстоун, анализируя пороги различения (ту минимальную разницу в значениях признака, которую человек еще ощущает, строя субъективные шкалы), понял, что разрабатываемые им методы по существу решают те же задачи, которые в то время во весь рост встали перед социологами (это были 20-е годы; основная работа Терстоуна, содержащая предлагаемые им идеи построения именно социологических шкал, была написана в 1927 г.: говоря об оценках респондентами каких-либо объектов, социолог по существу имеет в виду построение субъективных шкал.
"Переключение" Терстоуна с психофизики на социологию, вероятно, говорит о том, что он был человеком, остро чувствующим, в каких именно областях науки приложение его знаний наиболее перспективно.
Соответствующие идеи были использованы при разработке автором ныне широко известных способов построения одномерных шкал. Так, при построении установочной шкалы Терстоуна респондент, соглашаясь или не соглашаясь с определенным образом подобранными суждениями, как бы сравнивает свой собственный "вес" с "весами" этих суждений, и мы считаем, что фактический "вес" респондента равен среднему значению "весов" тех предметов (суждений), с которыми этот респондент себя ассоциирует.
В методе парных сравнений, направленном на построение оценочной шкалы, искомое шкальное значение ("вес") какого-либо объекта находится на базе той информации, которую респондент сообщает исследователю, попарно сравнивая "веса" всех изучаемых объектов.
На основании вышесказанного работает установленный Терстоуном при его психофизических опытах закон сравнительного суждения: искомые шкальные значения каких-либо двух объектов (т.е. их субъективные "веса") тем далее отстоят друг от друга, чем чаще респондент предпочитает один объект другому (отмечает, что один объект "тяжелее" другого) при многократном предъявлении ему соответствующей пары объектов. Метод описан в отечественной литературе.
Прежде всего, отметим, что основной целью исследований является расположение респондентов на упомянутой выше гипотетически существующей прямой линии, латентном психологическом континууме. Это расположение должно отвечать значениям искомой установки для рассматриваемых респондентов. Такое требование - сердцевина модельных представлений. Этапы построения предложенной Терстоуном шкалы.
Рассмотрим, к примеру, способ возможного создания шкалы “красоты” цвета с использованием закона сравнительных суждений. Стимулами в этом случае могут служить карты, окрашенные в различные цвета. Испытуемому предлагается рассмотреть по очереди все возможные пары карт и в каждой паре выбрать более “красивый” цвет. Каждая пара предъявляется много раз, и определяется частота предпочтения каждого цвета при сравнении его с остальными.
На этом первом шаге для исходного набора цветных карт строится порядковая шкала частот предпочтения.
На втором шаге вводится теоретическое допущение, что дисперсия процесса различения каждой пары стимулов распределена по нормальному закону. Тогда субъективная разность (различие) между двумя стимулами Si и Sj может быть измерена в единицах дисперсии, которая, в свою очередь, может быть оценена по наблюдаемой в опыте частоте суждения типа: стимул Si более красивый, чем стимул Sj.
Определение шкальных значений попарных разностей даст возможность построить шкалу интервалов для такого свойства стимулов, как красота цветных карт, хотя физические корреляты этой красоты остаются неизвестными.
Получив возможность расположить стимулы по субъективной шкале красоты, можно перейти к обратной процедуре — выявить, какой физический параметр в стимулах меняется в соответствии с полученной шкалой, и проверить, можно ли интерпретировать этот параметр как физический коррелят красоты.
Построение шкалы начинается с формирования множества суждений, согласие или несогласие с которыми какого-либо респондента предположительно говорит о его установке. Эти суждения нужны в качестве "реперных точек" строящейся шкалы: по тому, с какими из суждений респондент согласен, мы должны определять, какова его установка. Естественно, для этого надо найти место каждого суждения на нашем континууме, или цену, вес этого суждения.
Таким образом, построению искомой установочной шкалы, в соответствии с предложениями Терстоуна, предшествует построение оценочной шкалы, причем в качестве оцениваемых объектов выступают упомянутые суждения.
Ясно, что прежде, чем начинать подбор суждений, необходимо четко представить себе, какое понимание установки мы используем. Обычно считается, что та модель поведения респондента, на которую опирается рассматриваемый метод шкалирования, включает в себя понимание установки как уровня напряженности позитивных и негативных чувств по отношению к объекту установки.
Поведенческий, когнитивный, нормативный ее аспекты при этом опускаются. Если с этим согласиться, то расположение респондента в той или иной точке нашего континуума будет говорить о степени выраженности эмоциональной напряженности его отношения к предмету установки. Ниже мы позволим себе в качестве примеров использовать суждения, отражающие поведенческий ее компонент.
В "оправдание" можно было бы заметить, что ответы на "поведенческие" вопросы тоже часто говорят об эмоциональном отношении респондента к предмету установки. Но мы будем при использовании таких суждений опираться не только на подобное оправдание, но и на то, что наука в настоящее время не предлагает достаточно четких описаний того, что такое установка.
Конечно, формируя суждения, исследователь имеет представление о том, в каком месте психологического континуума каждое из них находится. Но судит он об этом весьма приблизительно. И вряд ли на это можно положиться как для того, чтобы обеспечить равномерную заполненность континуума, так и, самое главное, для того, чтобы адекватно определить места респондентов на этом континууме.
Чтобы более или менее точно найти место расположения каждого суждения, требуется решить еще несколько довольно непростых задач, носящих психологический характер. Обсуждать это нужно более подробно, обратив внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, оценка исследователя совсем необязательно совпадает с оценками респондентов, а в данном случае нам, вероятно, важнее мнение последних. На примере видно, что указанное несовпадение действительно может иметь место (как известно, проблема взаимопонимания исследователя и респондента стоит в любом социологическом исследовании; в каждой реальной ситуации она, вообще говоря, по-своему конкретизируется и решается).
Пример ситуации: среди суждений, составленных для измерения установки студентов по отношению к учебе, было такое: "Я не пропускаю ни одной лекции". Исследователи были уверены в том, что это суждение отвечает сугубо положительному отношению к учебе. Однако, как показало изучение мнений студентов, многие из них с этим не были согласны.
Причиной такого, казалось бы, странного мнения послужила своеобразная обстановка, сложившаяся на рассматриваемом факультете. Дело в том, что среди преподавателей факультета были такие, которых студенты считали недостаточно компетентными.
По-настоящему увлеченные наукой студенты не ходили на лекции этих преподавателей, считали, что они получат больше пользы, если то же время проведут, скажем, в библиотеке. Посещение этих лекций каким-либо респондентом, с точки зрения многих студентов, означало как раз недостаточную вовлеченность этого респондента в процесс освоения социологии.
Таким образом, мнения исследователя и тех респондентов, установку которых он в конечном итоге должен измерить, могут не совпадать. Для исследователей более важно то, что думают потенциальные респонденты, а не он сам.
Во-вторых, выраженный однократной оценкой взгляд одного человека, даже хорошо знающего изучаемую ситуацию, нельзя считать беспрекословным.
Учитывая эти обстоятельства, Терстоун предложил осуществлять требующиеся оценки суждений на базе специальным образом организованного экспертного опроса, к описанию которого мы и переходим.
В качестве совокупности экспертов (судей), мнение которых должно послужить основой для определения места суждений на нашем континууме, Терстоун предложил брать несколько десятков наиболее типичных представителей изучаемой совокупности респондентов и считать, что искомые веса суждений - это усредненные оценки, данные суждениям выбранными экспертами. Важно пояснить, как в таком случае будут учитываться сформулированные выше нюансы.
Заключение
Изучив данный вопрос, пришла к следующему выводу: что одномерное шкалирование – это измерение одномерных скрытых (латентных) переменных, которые демонстрируют поведение и отношение к ним респондентов. Поведение респондентов рассматривается как совокупность данных ответов на вопросы.
Шкала Тёрнстоуна – наиболее упрощённый метод парных сравнений.
В ней описаны основные принципы отношения людей к разным социальным явлениям, а также приложил шкалу «кажущихся равными интервалов». Терстоун применял шкалу, чтобы определить отношения людей к церкви, власти, национализму, расизму и прочему.
Позднее методика переместилась в бизнес-среду, где её начали широко применять для оценки персонала. С помощью шкалы измеряют установки людей, определяют их мотивы, цели и ценности, уровень лояльности и мотивации.
Приступая к построению шкалы Тёрстоуна, исследователь прежде всего отбирает большое количество утверждений, отражающих самые различные отношения к некоторому объекту. Затем из изучаемой группы населения произвольным образом отбирается некоторое число “арбитров”. Это те люди, на которых будет опробован имеющийся список утверждений. Обычно число арбитров достигает 50 и более человек, а иногда – если позволяют возможности – и нескольких сотен. Каждому из арбитров предъявляется шкала, значения которой варьируют от “одобрительного отношения” (11 баллов) до “неодобрительного отношения” (1 балл).
Таким образом, те утверждения, которые данный арбитр рассматривает как наиболее “одобрительные” или менее «одобрительные» по отношению к объекту, попадут в разные стопки. В итоге этой процедуры исследователь будет располагать мнением каждого арбитра об оценочном значении каждого утверждения.
Поиск и измерение латентной переменной ведется путем преобразований наблюдаемых данных. Последние подбираются в соответствии с моделью восприятия объекта, его свойств.
Исследователь получает объкетивную информацию об отношении респондентов к объектам по изучаемой теме основанную на проведённом исследовании.
Библиографический список
1. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. и др. Человек и его работа. М.:Наука, 1967.
2. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.:Наука, 1977.
3. Ротман Д.Г., Бурова С.Н., Веремеева Н.П. и др. Оперативные социологические исследования., - Мн., 1997. - 208с.
4. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций., - М., 1998. - 224с.
5. Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Основы прикладной социологии., - М, 1996. - 184с.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности., - М., 1999. -596с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.