Контрольная работа по теме «Лексикология»
ФИ _____________________________________ дата _______________
1 вариант
Выполните задания.
1.Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы. Ответ запишите цифрой.
1)огонь, пламя, дым 3)внимательный, заботливый, чуткий
2) алфавит, чистописание, азбука 4) ветер, ураган, ураганный
Ответ: ________________
2.Распределите синонимы, исходя из сферы их употребления: РАЗРЕВЕТЬСЯ, ЗАПЛАКАТЬ, ВОЗРЫДАТЬ; ДЛАНЬ, РУКА, ЛАПА; ЕСТЬ, ВКУШАТЬ, ЛОПАТЬ.
Нейтральные слова |
Книжные слова |
Разговорные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте словосочетания: подберите к паронимам подходящие по смыслу слова, исходя из лексической сочетаемости слов.
ЦВЕТНОЙ ___________________________________________________________
ЦВЕТОВОЙ __________________________________________________________
4.Составьте 2 предложения со словом КОНЁК, доказывая, что это слово – омоним.
____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексикология»
ФИ _____________________________________ дата _______________ 1 вариант
Выполните задания.
1.Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы. Ответ запишите цифрой.
1)огонь, пламя, дым 3)внимательный, заботливый, чуткий 2) алфавит, чистописание, азбука 4) ветер, ураган, ураганный
Ответ: ________________
2.Распределите синонимы, исходя из сферы их употребления: РАЗРЕВЕТЬСЯ, ЗАПЛАКАТЬ, ВОЗРЫДАТЬ; ДЛАНЬ, РУКА, ЛАПА; ЕСТЬ, ВКУШАТЬ, ЛОПАТЬ.
Нейтральные слова |
Книжные слова |
Разговорные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте словосочетания: подберите к паронимам подходящие по смыслу слова, исходя из лексической сочетаемости слов.
ЦВЕТНОЙ ___________________________________________________________ ЦВЕТОВОЙ __________________________________________________________
4.Составьте 2 предложения со словом КОНЁК, доказывая, что это слово – омоним.
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
5. Установите соответствие между парами слов и явлениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАРЫ СЛОВ А)победа – поражение Б)открыть ключом – студёный ключ В)поразительный, удивительный Г)годовалый - годовой Д)деревянный стол – лечебный стол
|
ЯВЛЕНИЯ 1)синонимы 2)книжная лексика 3) многозначные слова 4)омонимы 5)паронимы 6)однозначные слова 7)антонимы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6.В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении? Ответ запишите цифрой.
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер. Ответ: ________________
7. В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Ответ запишите цифрой.
1) Проба пера – первый литературный опыт.
2) Жить своим умом – быть хитрым.
3) Ждать у моря погоды – бездействовать.
4) Проще пареной репы – очень просто. Ответ: ________________
5. Установите соответствие между парами слов и явлениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАРЫ СЛОВ А)победа – поражение Б)открыть ключом – студёный ключ В)поразительный, удивительный Г)годовалый - годовой Д)деревянный стол – лечебный стол
|
ЯВЛЕНИЯ 1)синонимы 2)книжная лексика 3) многозначные слова 4)омонимы 5)паронимы 6)однозначные слова 7)антонимы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6.В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении? Ответ запишите цифрой.
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер. Ответ: ________________
7. В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Ответ запишите цифрой.
1) Проба пера – первый литературный опыт.
2) Жить своим умом – быть хитрым.
3) Ждать у моря погоды – бездействовать.
4) Проще пареной репы – очень просто. Ответ: ________________ Контрольная работа по теме «Лексикология»
ФИ _____________________________________ дата _______________ 2 вариант
Выполните задания.
1.В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов? Ответ запишите цифрой.
1)Как воет ветер! Как стонет ветер!
2)Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
3)Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
4)Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя. Ответ: __________________
2.Распределите синонимы, исходя из сферы их употребления: ЕСТЬ, ВКУШАТЬ, ЛОПАТЬ; КЛЯНЧИТЬ, ПРОСИТЬ, ХОДАТАЙСТВОВАТЬ; ИДТИ, ТОПАТЬ, ШЕСТВОВАТЬ.
Нейтральные слова |
Книжные слова |
Разговорные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте словосочетания: подберите к паронимам подходящие по смыслу слова, исходя из лексической сочетаемости слов.
ГОНОЧНЫЙ ___________________________________________________ ГОНЧИЙ ______________________________________________________
4.Составьте 2 предложения со словом ЛИСТ, доказывая, что это слово – омоним.
____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексикология»
ФИ _____________________________________ дата _______________ 2 вариант
Выполните задания.
1.В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов? Ответ запишите цифрой.
1)Как воет ветер! Как стонет ветер!
2)Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
3)Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
4)Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя. Ответ: __________________
2.Распределите синонимы, исходя из сферы их употребления: ЕСТЬ, ВКУШАТЬ, ЛОПАТЬ; КЛЯНЧИТЬ, ПРОСИТЬ, ХОДАТАЙСТВОВАТЬ; ИДТИ, ТОПАТЬ, ШЕСТВОВАТЬ.
Нейтральные слова |
Книжные слова |
Разговорные слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте словосочетания: подберите к паронимам подходящие по смыслу слова, исходя из лексической сочетаемости слов.
ГОНОЧНЫЙ ___________________________________________________
ГОНЧИЙ ______________________________________________________
4.Составьте 2 предложения со словом ЛИСТ, доказывая, что это слово – омоним.
____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
5. Установите соответствие между парами слов и явлениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАРЫ СЛОВ А)конский - конный Б)приятное лицо – лицо глагола В)идти (в школу) – (часы) идут Г)вверх - вниз Д)большой - огромный
|
ЯВЛЕНИЯ 1)синонимы 2)книжная лексика 3)многозначные слова 4)омонимы 5)паронимы 6)однозначные слова 7)антонимы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6.В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении? Ответ запишите цифрой.
1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек. Ответ: ________________
7. В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Ответ запишите цифрой. 1) Не лезть за словом в карман – молчать.
2) Ждать у моря погоды – бездействовать.
3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха.
4) Далеко пойти – добиться больших успехов. Ответ: ________________
5. Установите соответствие между парами слов и явлениями, которые они иллюстрируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАРЫ СЛОВ А)конский - конный Б)приятное лицо – лицо глагола В)идти (в школу) – (часы) идут Г)вверх - вниз Д)большой - огромный
|
ЯВЛЕНИЯ 1)синонимы 2)книжная лексика 3)многозначные слова 4)омонимы 5)паронимы 6)однозначные слова 7)антонимы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6.В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении? Ответ запишите цифрой.
1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек. Ответ: ________________
7. В каком примере значение фразеологизма определено неверно? Ответ запишите цифрой. 1) Не лезть за словом в карман – молчать.
2) Ждать у моря погоды – бездействовать.
3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха.
4) Далеко пойти – добиться больших успехов. Ответ: ________________
Эталоны ответов для проверки контрольного тестирования по теме «Лексикология»
1.Диктант
Первые солнечные лучи коснулись макушек причудливых елей. Мы засобирались в путь. Уложили в дорожные портфели свои вещи. В нашей группе были люди разных профессий: переводчик, текстильщик, гуртовщик. Каждому хотелось отыскать заветный драгоценный бриллиант.
Утренний туман расстилался в долине. Через мгновение лучи нехотя стали касаться луга и длинной реки. Наш путь пролегал через реку к высокогорью. Оттуда, замирая от восторга, мы посмотрим на нашу землю. Она, как будто бриллиант, будет блестеть на солнце. Красота!
1.Диктант (орфография/ пунктуация)
«5» |
0/0 , 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» |
2/2, 1/3, 0/4, 3/0 (3/1 – если ошибки однотипные) |
«3» |
4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (ели есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» |
7/7, 6/8, 5/9, 8 / 6 и более |
2.Тестовые задания
№ задания |
Критерии |
1 вариант |
2 вариант |
Баллы |
1. |
Синонимы \Антонимы |
3 |
3 |
1 |
2. |
Книжные, разговорные и нейтральные слова. Каждая ошибка минус 1 балл |
Нейтральные: заплакать, рука, есть Книжные: возрыдать, длань, вкушать Разговорные: разреветься, лапа, лопать |
Нейтральные: есть, просить, идти Книжные: вкушать, ходатайствовать, шествовать Разговорные: лопать, клянчить, топать |
3 |
3. |
Паронимы |
Цветной (фильм) Цветовой (гамма) |
Гоночный (автомобиль) Гончий (пес) |
1 |
4. |
Омонимы |
Ученые наблюдали за поведение морских коньков. Без коньков трудно научиться играть в хоккей на льду. |
На ветру задрожал осиновый лист. Ребята изложили свои предложения на листе бумаги. |
2+1 |
5. |
Соответствие между парами слов и языковыми явлениями |
74153 |
54371 |
5 |
6. |
Прямое и переносное значение слов |
2 |
3 |
1 |
7. |
Фразеологизмы |
2 |
1 |
1 |
Максимальный балл: 15
Критерии выставления отметки за тестовую работу
«5» 13-15 баллов
«4» 10-12 баллов
«3» 7-9 баллов «2» 6 и менее баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.