9 класс. Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений".
1 вариант
1. Укажите номера сложноподчиненных предложений.
1.Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
2.Издалека лишь дуновенье ветерка , роптанье листьев приносило, да с темным берегом уныло шепталась горная река.
3.Это был первый бал после его приезда из Петербурга ,однако он присутствовал без удовольствия, не стараясь понравиться.
4.Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
2.Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте главное и придаточное предложения, выделите средство связи. Подчеркните грамматические основы. Запишите вопрос и определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении.
1.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.
2.Я подошел к озеру где мы рыбачили.
3.Я уверен что вы добьетесь успеха.
4. Мы не ценим воду до тех пор пока не высохнет колодец.
5. Хотя стемнело мы не прекратили поисков.
6.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе.
7.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века .
8. Мы разожгли костер чтобы отогнать волков.
9.Мне нравятся люди о которых слагают легенды.
10.Так как он долго не возвращался я начал беспокоиться.
Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений".
2 вариант
1. Укажите номера сложноподчиненных предложений.
1.Обласканные дети поспешно вошли в дом, чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
2.Воодушевляясь вымыслом , отец сочиняет ,а я слушаю его с замиранием сердца.
3.Берёзки, словно девочки босые, стоят в снегу.
4.Когда Мария увидела ребят, сердце её зашлось от жалости к ним.
2.Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте главное и придаточное предложения, выделите средство связи. Подчеркните грамматические основы. Запишите вопрос и определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении.
1. Я знаю где меня ждут.
2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.
3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков .
4.Готовить она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.
5. Меня прислали чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.
6. Пока Тюльпанов читал депешу Фандорин сидел не шевелясь.
7. Пусть вы ошиблись ошибку можно исправить.
8.Ее поразила та тьма в которую она попала.
9. Листья шелестят словно деревья разговаривают между собой.
10. Потом он встал потянулся так что хрустнули кости.
Практикум №1
ОТВЕТЫ.
Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.
Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.
Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)
1.Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок. (Отчего? Придаточное причины))
2.Я очень не люблю бывать там, где идут дожди. (Где? Придаточное места)
3.Я подошел к озеру, где мы рыбачили. (Какому? Придаточное определительное)
4.Я уверен, что вы добьетесь успеха. (В чем? Придаточное изъяснительное)
5.Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил. (Когда? Придаточное времени)
6.Ты не узнаешь сладкого, если не знаешь горького. (При каком условии? Придаточные условия).
7.Ирина, чтобы не наколоться, накрыла ежика сумм кой. (С какой целью? Придаточное цели).
8.Я продолжил путь, хотя уже стемнело. (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступки).
9.Мальчик был так ловок, что я залюбовался им. (В какой степени? Придаточное степени).
10.Чем дальше я отходил от дома, тем тревожнее становилось на душе. (Чем что? Придаточное сравнительные).
11.Скрипучий голос старухи звучал так, как будто это роптали все забытые века (Горький). (Как? Каким образом? Придаточное образа действия)
12.Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин). (В какой степени? Как сильно? Придаточное степени)
13.По мере того как я говорил, профессор все больше хмурился (Вересаев). (В какой мере? Придаточное меры).
Практикум №2
Ответы.
Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.
Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.
Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).
1.Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).
2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).
3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)
4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).
5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).
6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).(Для чего? С какой целью? Придаточное цели).
7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.(Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное).
8.Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (Дуров). (ПОЭТОМУ ЧТО? Придаточное следствия)
9.Я намерен был отправиться к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там поститься с ней в последний раз. (Пушкин).( КАКИМ? Придаточное определительное).
10.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова (Айтматов). (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ ? Придаточное условия).
11.Лариска встала и не пошла, а поплыла к зеркалу, словно у нее на голове стакан с водой. (КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? Придаточное сравнительное).
12.Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости. (Горький).(В какой степени? Как сильно? Придаточное степени).
13.Пока Тюльпанов читал депешу, Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин). (Когда? Как долго? С каких пор? Придаточное времени).
Литература.
1.Мальцева Л.И., Нелин П.И., Смеречинская Н.М.Русский язык. 9класс. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2017.-384 С.
2.Данилевска Н.В., Дускаева Л.Р.Русская грамматика в таблицах и тестах. Фонетика, лексика, фразеология, морфология, синтаксис: Учебное пособие. Изд.2-е, перераб./Перм ун-т.- Пермь, 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.