Контрольная работа "ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"

  • docx
  • 06.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.docx

ВВЕДЕНИЕ

 

Применение вычислительной техники при моделировании процессов мышления позволило использовать ее для решения задач, которые раньше решал человек.  Например: автоматизированный перевод с одного языка на другой, игра в шахматы, написание музыкальных произведений, то есть с помощью машин стало возможным воспроизведение определенных сторон мыслительной деятельности человека.

С другой стороны, использование ЭВМ расширяет есть возможности человека относительно проверки гипотез, мыслительного экспериментирования в процессе решения задачи, т.е. реализации высших форм мыслительной деятельности, что способствует психическому развитию человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

 

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий.

 В. П. Зинченко и В. М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников:

1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы);

 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента;

3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики);

4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание).

Сами операторы (см. выше – первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы:

1) операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

2) операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);

3) операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Они работают в реальном масштабе времени: готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

4) операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели – это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

5) операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе – через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяются следующие особенности труда операторов в современных условиях:

1) с развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять;

2) развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией);

3) увеличение скорости и сложности производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.;

4) постоянное изменение условий труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности);

5) повышение степени автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

Ю. К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора:

1) нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс);

2) аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режиме; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию);

3) технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора – удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. стабилизировать управляемый процесс);

4) оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача – расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ выглядит следующим образом.

1. Прием, восприятие поступающей информации, где выполняются следующие основные действия: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации.

2. Оценка и переработка информации (в основе – сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ) предполагает выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.

3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив – от "энтропии множества решений"). При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы.

4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания автоматизированной готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.

5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).

Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. "Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля", – отмечает Ю. К. Стрелков. "Когнитивная сложность задачи, возникшей перед пилотом, определяется числом дискриминаторов и операторов в алгоритме, который описывает решение задачи. Например, задача с тремя признаками может быть описана алгоритмом с тремя дискриминаторами и тремя операторами, – пишет далее Ю. К. Стрелков. – Временной дефицит – это задача, которая характеризуется сложностью и неопределенностью и которая требует соответствующего времени для решения, но если человек не располагает требуемым резервом времени, он не сможет выполнить задачу".

Само принятие решений   это "когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне", т.е. это "горячий когнитивный процесс" – по

И. Джпанису и Л. Манну. "Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, – отмечает Ю. К. Стрелков. – Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи".

Ю. К. Стрелков выделяет следующие основные стратегии поведения в условиях принятия решения.

1) "сделать вид, что ничего не случилось";

2) применить стиль поведения, который всегда выручал в трудной ситуации;

3) избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, "реализоваться" в областях, где от тебя ничего не зависит;

4) озадачившись ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что в конце концов "занятие станет особой самостоятельной деятельностью".

В. Д. Небылицын выделяет следующие основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа его деятельности:

1) "долговременная" выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и особенно - при монотонной работе);

2) выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки);

3) помехоустойчивость (устойчивость внимания);

4) спонтанная отвлекаемость (устойчивость внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);

5) реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период "психической рефракторности", когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая других важных сигналов);

6) переключаемость внимания (сокращение времени на "вхождение" в деятельность по выполнению новой задачи);

7) устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

Принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне

Процесс переработки информации и принятия решения на перцептивно-опознавательном уровне представляет собой решение определенной задачи и складывается из ряда этапов и операций. Структура подобной задачи особенно отчетливо проявляется при обработке первичной (оптические, радиолокационные, фотоэлектронные изобра­жения) и приборной информации в затрудненных про­странственно-временных условиях.

С логико-психологической точки зрения процесс реше­ния перцептивно-опознавательной задачи может быть расчленен на ряд этапов, связанных с нахождением инфор­мации и выработкой решения. К этим этапам относятся: поиск и обнаружение сигналов, их различение и опознание, декодирование и принятие решения об «итоговом» образе.

С операциональной точки зрения данный процесс включает специфическую перцептивную подготовку принятия решения и саму процедуру принятия решения. Причем реализуются эти процедуры в той или иной степени на каждом из этапов принятия решения.

В процессе обнаружения происходит установление наличия стимула   в   информационном   поле без определения границ формы контура и других свойств воспринимаемого стимула. В статистическом смысле здесь решается задача вероятностного отнесения стимула к одной из двух категорий: «сигнал/шум» или «шум».

В процессе различения осуществляется сравнительный  анализ стимулов между собой, в первую очередь на основе различения яркостных контрастов и выделения контура.

Операция выделения контура реализуется по принципу так называемой параллельно-последовательной развертки, что обеспечивает расчленение комплексного стимула на элементы и последующее объединение их в определенную систему.

В процессе опознания и декодирования происходит идентификация стимулов, т. е. отнесение их к некоторому множеству образов, в результате чего оказывается воз­можным соотнесение стимулов с реальными объектами. Этот процесс состоит из нескольких стадий: выделение и анализ информационных признаков, формирование зри­тельного образа, альтернативный выбор гипотезы и окон­чательное опознание.

Процесс анализа признаков имеет сложный характер и включает в себя: выделение элементарных признаков (например, углов и линий при восприятии плоских фигур), мысленную численную оценку их градаций, преобразова­ние элементарных признаков в более укрупненные, выделение наиболее информативных из этих признаков, веро­ятностное распределение признаков по гипотезам с учетом их весовых характеристик.

Параллельно с выделением и анализом признаков происходит формирование и запоминание перцептивного образа объекта. Специальные исследования сви­детельствуют о фазности процесса становления перцептив­ного образа. Этот образ является своеобразным психи­ческим отражением объектов внешней среды.

Рассматриваемые до сих пор процессы представляют собой перцептивную подготовку принятия решения. Сама же процедура решения совершается следующим образом. Опознавательный процесс связан с опознавательными действиями под которыми понимается процедура отнесе­ния того или иного стимула к одному из N классов стиму­лов. Формально опознание имеет место, когда N > 2.

Процесс развернутого опознания стимулов может быть
описан следующими операциями:

а) предварительное выдвижение системы эталонов некоторого класса объектов;

б)  сопоставление текущего образа с рядом эталонов и оценка результатов сопоставления;

в) выбор «эталонной»  гипотезы и ее проверка;

г) принятие решения – словесное формулирование ответа или смена эталона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ  ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

 

На основании принятой и проанализированной инфор­мации оператор принимает необходимое решение по управлению. Процедура принятия решения является центральной на всех уровнях приема и переработки инфор­мации. В этой процедуре наиболее полно реализуются как отражательные,  так  и   регуляторные  функции   психики.

В самом общем виде процедура принятия решения включает формирование последовательности целесообраз­ных действий для достижения цели на основе преобразова­ния некоторой исходной информации.

К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процессов решения в деятель­ности оператора, можно отнести:

наличие дефицита информации и времени, стимулирую­щих «борьбу» гипотез;

наличие некоторой «неопределенностной ситуации», определяющей борьбу мотивов у субъекта, принимающего решение;

осуществление волевого акта, обеспечивающего преодоление   неопределенности,   выбор   гипотезы,   принятие на себя той или иной ответственности.

Условия принятия решения во многом зависят от сте­пени неопределенности.

В этой связи различают следую­щие   виды   неопределенности: 

  обусловленную большим   числом   объектов,    включенных    в   ситуацию;

 вызванную недостатком информации в силу технических и иных причин;

порожденную слишком высокой или не­доступной платой за  определенность, вносимую субъектом, принимающим решение.

 Очевидно, что процедура приня­тия решения и его качество в различных ситуациях неопре­деленности будет иметь разный характер. Поэтому в зави­симости от состояния исходной информации могут быть три   вида   решения:  детерминированное,  вероятностное, предельное. Однако в любом случае в процессе принятия решения необходимо   разумное   снижение   неопределен­ности.

С системных позиций проблема выработки и принятия решения условно имеет следующие основные аспекты: логико-психологический, операциональный, функциональ­но-динамический, формализованный. Отдельно можно выделить личностный аспект, связанный с влиянием мотивационно-установочной и эмоционально-волевой сфер на протекание информационных процессов у чело­века.

С логико-психологической точки зрения процесс пере­работки информации и принятия решения (в рамках реше­ния задачи) связан с формулированием задачи, поиском, накоплением и регулированием информации, необходимой для принятия решения; выявлением и оценкой проблем­ной ситуации; выделением (построением) системы гипотез; реализацией выдвинутой программы действий.

С операциональной точки зрения процедура принятия решения складывается из информационной подготовки и собственно принятия решения. В данном случае речь идет о системе преобразований с использованием опреде­ленных методов и приемов.

Основное содержание внешнего информационного обеспечения состоит из реализации двух проблем. Первая из них включает вопросы определения количества и ка­чества информации, необходимой и достаточной для принятия решения в том или ином случае. Вторая проблема связана  с вопросами  оптимального представления этой информации оператору.

Внутренняя подготовка принятия решения сводится к процедурам, объединенным в две группы:

поиска, выделения, классификации и обобщения ин­формации о проблемной ситуации;

построения текущих образов, или оперативных кон­цептуальных моделей.

Процедура выработки самого решения условно может быть описана следующими операциями: предварительное выдвижение системы эталонных гипотез; сопоставление текущих образов (концептуальных моделей) с рядом эта­лонов и оценка сходства между ними; коррекция образов (моделей) и «сообразование» гипотез с достигнутыми результатами; выбор эталонной гипотезы или построение ее, принятие решения (принципа и программы действий). Из сказанного видно, что рассмотренные операции также могут быть объединены в две группы: структурного сопо­ставления текущих и эталонных образов (моделей) и их преобразования (построения).

Функционально-динамические аспекты принятия реше­ния связаны с реализацией комплекса внутренних психо­логических механизмов. Система этих механизмов до настоящего времени еще не ясна. По-видимому, организа­ция процесса принятия решения весьма сложна и требует взаимодействия различных психологических механизмов. Что же касается самого акта принятия решения, то он одномоментен, подчиняется некоторому универсальному, видимо, простому, но еще не выявленному закону.

В общем виде можно говорить, что подготовка решения связана с функционированием механизмов информацион­ного и информационно-эвристического поиска. Несомненно, что   поисковые   программы   опираются   на   структурный анализ воспринимаемой информации. Выработка решения связана    с    функционированием    системы    структурных, логических и вероятностных механизмов. Первые преобла­дают при реализации операций построения образов (моделей), их сопоставления, установления соотношения между ними. Среди них при переработке динамической информации особый интерес представляют механизмы, обеспечивающие   сопоставление   текущей информации с ранее запечатленной в кратковременной и долговременной памяти в целях ее оценки и коррекции. Вероятностные механизмы преобладают при реализации априорных про­цедур, операций выбора и оценки гипотез в сложных усло­виях, в условиях риска. Однако резкой границы между сферами действия обеих групп механизмов нет; причем сами они нередко содержат эвристические компоненты. В целом же процессы принятия решений имеют детерминированно-стохастическую природу. 

Формализованное описание процедур принятия реше­ния складывается из двух частных проблем:

количественного описания входных и выходных данных;

формализованного описания самих процессов.

Первая проблема решается более просто. Для ее реше­ния используется различный математический аппарат. Так, для формального построения гипотез решений может быть использован факторный анализ, для количественной оценки истинности и эффективности гипотез аппарат теории вероятностей и статистических решений, а также теории игр и массового обслуживания. Во многих случаях возможно применение методов теории информации.

Вторая проблема реализуется значительно сложнее. Формальное описание (моделирование) процессов приня­тия решения возможно лишь на основе использования методов, обладающих определенными лингвистическими возможностями. К ним можно отнести аппа­рат формальных грамматик.

Общие требования к формальным моделям психиче­ских функций (в том числе и процессов принятия решений) сводятся к следующему. Модели должны вписываться в более общую модель и быть основой для детализации более частных моделей; выполнять определенные инфор­мационные функции, выявлять новую информацию о структуре моделируемых процессов, обеспечивать прогно­зирование их функционирования; быть физически реали­зуемыми и обладать практической полезностью. Кроме того, они должны соответствовать содержательным психо­физиологическим моделям. Одним из примеров таких моделей являются рассмотренные в предыдущей главе эвристические машинные программы.

Личностные аспекты процессов принятия решений человеком связаны с определением влияния эмоционально-волевой и мотивационно-установочной сфер на протекание информационных процессов. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что процесс принятия решения представляет собой особую стадию волевого действия, реализуемого в рамках сложного волевого акта. Это действие связано как с подготовительным этапом волевого акта, с поста­новкой и осознанием цели, так и с этапом исполнения и оценки принятого решения. При этом нужно учитывать что волевые процессы всегда усложняются за счет дейст­вия эмоциональных факторов.

Принятие решения весьма индивидуально. На основе выявления индивидуальных типологических различий предложена классификация типов решений. При этом учитывалось соотношение процессов построения (А) и контроля выдвигаемых гипотез (К). В зависимости от этого различаются следующие типы решений:

А >> Кимпульсивные решения (процессы построе­ния гипотез резко преобладают над контрольными процес­сами);

А > К — решения с риском;

А = К — уравновешенные решения;

А < К — осторожные решения;

А<<К — инертные решения (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими медленно и неуверенно).

Наиболее эффективными при наличии необходимых знаний оказываются операторы, склонные к принятию решений с риском,  но  обладающие  осмотрительностью.

На   процессы   принятия   решения   большое   влияние
оказывает и «эмоциональный феномен», обеспечивающий
снятие неопределенности на основе действия механизмов
эмоций.

   Экспериментально  показано,  что  без эмоциональной активации  невозможно решение субъек­тивно   сложной   мыслительной   задачи.   Эта   активация порождается как общей ситуацией, в которой протекает. Деятельность (ситуационные эмоции), так и результатом интеллектуального процесса (интеллектуальные эмоции). При решении простых задач роль ситуационных эмоции разного знака однозначна; при решении творческих задач отрицательные эмоции, как это ни парадоксально, могут играть   положительную   роль   (при  эмоциональном подкреплении «наводящей» задачи). Поэтому можно ставить вопрос об управлении процессами решений за счет искусственно создаваемой эмоциональной активации.

Интересными являются также результаты исследований мотивационных основ решения задачи. Эксперименты проводились в группах с разной мотивационной установкой: сделать как можно лучше; сделать не хуже других; лишь бы сделать. Эффективность решения задачи в первой группе в 1,5 раза выше второй и в 2 раза выше третьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Применение вычислительной техники при моделировании процессов мышления позволило использовать ее для решения задач, которые раньше решал человек.  Например: автоматизированный перевод с одного языка на другой, игра в шахматы, написание музыкальных произведений, то есть с помощью машин стало возможным воспроизведение определенных сторон мыслительной деятельности человека.

С другой стороны, использование ЭВМ расширяет есть возможности человека относительно проверки гипотез, мыслительного экспериментирования в процессе решения задачи, т.е. реализации высших форм мыслительной деятельности, что способствует психическому развитию человека.

Анализ возможностей компьютерной техники и опыта ее эксплуатации свидетельствует, что она может способствовать адекватной реализации различных функций психики человека ЭВМ значительно расширяет возможности реализации когнитивной функции, поскольку:

– облегчает информационно-справочную деятельность пользователя, накапливая, сохраняя и воспроизводя значительное количество знаний;

– способствует информационной подготовке и оценке промежуточных решений путем ("проигрывания") различных вариантов достижения цели, проведения шаблонных преобразований пространственных и временных признаков объекта, рассмотрение його в разных плоскостях;

– стимулирует формулировки различных гипотез, разворачивая перед оператором целый спектр методических средств (приемы, тактики, стратегии), что обеспечивает информационную поддержку и ("подсказки") различных путей поиска окончательного решения;

– высвобождает оператора от проведения трудоемких расчетов в процессе нахождения новых закономерностей

ЭВМ играет значительную роль в поддержании регулятивной функции психики человека, поскольку:

–  способствует более рациональному планированию деятельности оператора, раскладывая задачу на ряд задач по определенным критериям;

– контролирует и корректирует последовательность управляющих действий оператора согласно принятому плану;

–  применяет оперативный контроль за вводом и выводом информации из ЭВМ;

– реализует различные формы организации индивидуальной и групповой деятельности;

–  ускоряет выпуск нормативно-технической документации объекта на различных носителях

В реализации коммуникативной функции психики ЭВМ может обеспечить:

–  реализацию определенных технико-технологических отношений в системе;

–  поддержание необходимого уровня и темпа взаимодействия операторов, в том числе и опосредованной ЭВМ;

– обмен информацией о промежуточных результатах деятельности партнеров;

–  сбор информации об операторе, формируя его психологический портрет с целью дальнейшего комплектования научно-технических, производственных групп

Но автоматизация деятельности оператора имеет и определенные негативные моменты, связанные с трудоемкостью разработки программного обеспечения и влиянием стандартного, ("машинного") мышления на развитие творческой компоненты в деятельности оператора Кроме того, в целом ряде исследований отмечались явления анимизации (использование для описания работы технических средств понятий, применяемых при описании объектов живого мир у) и персонификации (перенос отдельных свойств или качества человека на технические объекты)

Таким образом, внедрение новых средств в операторскую деятельность качественно изменило производственные условия и отношения, выдвинуло повышенные требования к полноте учета человеческого фактора в процессе проектирования и эксплуатации автоматизированных систем. Это можно осуществить только благодаря созданию системы инженерно-психологического обеспечения.