СОДЕРЖАНИЕ
1. Назовите и кратко опишите основные этапы проведения беседы.
2. Охарактеризуйте особенности беседы с манипулятивным собеседником.
3. Принципы телефонной помощи жертвам изнасилования.
4. Специфика телефонного консультирования свидетелей суицида.
1. БЕСЕДА. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Основными принципами работы «Телефонов доверия» являются анонимность и конфиденциальность.
При обращении в службу «Телефон доверия» абонент не обязан называть себя и свое местонахождение. Это дает ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются, как бы отделенными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны. У одних это отношение формируется постепенно в ходе консультативного диалога, другие используют анонимность, обсуждая ситуации, которые случились якобы с их близкими или знакомыми, но на самом деле имеющие отношение непосредственно к ним. И в том и в другом случае консультанту необходимо формировать и поддерживать у абонента благоприятную для психологической коррекции позицию «взгляда со стороны», способствующую более продуктивному восприятию сложной кризисной ситуации.
В свою очередь, телефонные консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. Для облегчения работы сотрудник, как правило, выбирает себе псевдоним. В каждой службе не рекомендуется сообщать абонентам о графике работы консультантов, так как это может повлечь за собой стремление абонента укрепить более дружеские отношения с конкретным консультантом и впоследствии, просить об очном контакте, желательно также не давать информацию о месте нахождения службы. Консультантам категорически воспрещается выходить с позвонившими на очный контакт или строить беседу так, чтобы у абонента возникла надежда на вероятность этой встречи. Данный принцип работы взят на вооружение подавляющим большинством служб телефонного консультирования за рубежом.
Доверительность или конфиденциальность работы службы обеспечивается тем, что все без исключения телефонные разговоры, журналы или иные формы регистрации телефонных бесед, картотеки и информационные материалы доступны только сотрудникам службы.
Телефонное консультирование, как метод психотерапевтической помощи, имеет своей основной задачей помочь человеку выйти из тягостной для него, кризисной ситуации. Для успешного решения этой задачи в телефонной беседе должны соблюдаться основные правила:
· прежде всего должен быть дан выход эмоциям клиента;
· следует меньше говорить самому, больше слушать. Собственные эмоции использовать только для постановки вопросов;
· не навязывать своих мнений, представлений. Не обязательно во всем соглашаться, но высказывать свое мнение в такой форме, чтобы было понятно, что это только твое мнение, а не закон;
· не давать готовых рецептов, а вместе искать решение;
· если таковое не удастся найти, можно исследовать вопрос, не может ли помочь кто-либо из ближайшего окружения, и только потом порекомендовать обратиться в то или иное учреждение. Но практика показывает, что они обращаются туда крайне редко.
Ход беседы зависит от личности консультанта, равно как и от личности клиента. Тем не менее, можно сформулировать некоторые принципы стратегии управления любым или почти любым разговором.
Основные правила телефонной беседы.
Прежде всего, консультант должен помочь клиенту выразить словами вопрос, который его занимает, или проблемную ситуацию, в которой он оказался. Целенаправленными вопросами надо добиться максимальной ясности в восприятии ситуации, осваивая мысли и чувства собеседника. Через какое-то время можно резюмировать полученную информацию. Благодаря этому, клиент получает доказательство того, что его внимательно слушали, и одновременно — возможность с большей ясностью увидеть свою проблему как бы со стороны.
Тем временем консультант решает следующий вопрос: что клиент ожидает от разговора, с какой целью он позвонил на телефон доверия. Когда это становится ясным, необходимо попытаться выработать стратегию совместного поиска решения. Эти решения и действия, связанные с ними, должны быть под силу клиенту. Надо развернуть перед ним картину возможных последствий тех или иных решений. Его выбор, тем самым, будет взвешенным и продуманным.
Различные фазы беседы, разумеется, не всегда следуют в строгой временной последовательности. И, конечно же, большое значение имеет цель общения: получить информацию или совет или же обсудить проблему. В первом случае говорить придется больше консультанту, во втором же — следует говорить меньше, направляя клиента к уяснению проблемы и поиску путей выхода из проблемной ситуации. Большинство бесед этим и заканчивается. Но в некоторых случаях у клиента нет возможности что-либо предпринять. Тогда следует поискать для него поддержку в его ближайшем окружении. И только в том случае, если и это невозможно, допустимо направить его в соответствующее учреждение. Другой возможный исход — установление с ним долгосрочных контактов по телефону по взаимной договоренности.
Можно сказать, что основная цель диалога при телефонном консультировании - восстановление надежды. А это означает:
· Убедить человека в необходимости диалога как ответственного поступка, ибо альтернативой является страдание: звонящий страдает и хочет избавиться от мучений, но не осознает, что, вступив в диалог, он, по крайней мере, уменьшит их;
· ориентировать человека на общение с другим человеком – в противном случае возникает одиночество;
· развернуть человека от прошлого к настоящему и будущему: иначе альтернативой станет ностальгия или регрессия;
· побудить человека идти своим уникальным путем к жизненной цели – иначе его ожидают абсурд, беспомощность, безнадежность от отсутствия смысла;
· убедить человека сделать свой выбор в пользу жизни – иначе альтернативой станет деструкция.
Для практической пользы можно выделить следующие этапы телефонного диалога: введение; исследование чувств и проблем абонента; исследование альтернатив и решений; завершение
Введение в диалог. Им начинается общение с собеседником. Активное слушание на этом этапе имеет наибольший удельный вес и проявляется, прежде всего в понимании и открытости по отношению к абоненту.
Исследование чувств и проблем. Оно включает поощрение к выяснению чувств и проблем, по возможности четкое их определение, обсуждение и размышление над путями их изменения или коррекции. Как и на предыдущей стадии, сохраняется понимающее, открытое и эмпатическое отношение к собеседнику. Наряду с этим, большое значение в активном слушании приобретает объективность.
Исследование решений и альтернатив. Все части активного слушания сохраняются на этом этапе в качестве обязательного фона. Решающее значение приобретает «мозговой штурм» - совместная работа над поиском решений и альтернатив выхода из проблемной ситуации. Их обсуждение изменяет эмоциональное и рациональное отношение абонента к проблеме. Сделанный им в итоге выбор должен быть обязательно поддержан консультантом.
Завершение диалога. Этот этап требует большого искусства консультанта. Следует кратко и определенно подытожить результаты беседы и закрепить положительные эмоциональные изменения у собеседника, показав их положительную перспективу. Необязательно, чтобы в общении были представлены все этапы телефонного диалога – абонент может прервать его на любой стадии, или же он завершится по независящим от них причинам. Очень важно то, что язык консультанта, так или иначе, должен соответствовать языку абонента. Использование слов, оборотов или даже жаргона абонента – это путь к соприкосновению психологических пространств и возникновению эмпатии. Слова, которыми пользуется абонент, не просто излагают ситуацию, а имеют для него особое, часто символическое значение или выстраданный смысл. Как только консультант осваивает язык абонента, он сразу же встречает положительное эмоциональное отношение абонента, который понимает и верит, что собеседник становится сопричастным его переживаниям. Дальнейшее развитие эмпатии и сотрудничество в диалоге основаны на этой вере и приводят к изменениям в состоянии абонента.
Для того чтобы открыть пути к истинному диалогу, нужно, прежде всего, присутствовать в нем и быть полностью доступным для другого без скованности, сокрытия и предвзятости. Присутствие в диалоге означает, прежде всего, языковое соответствие и идентичность.
Некоторые абоненты используют в ходе консультативных бесед жаргон. Профессиональное отношение консультанта к нему должно быть двояким. Ему следует знать и понимать жаргонные выражения, поскольку они могут открыть путь к эмпатическим отношениям с собеседником. Однако содержательная сторона жаргона является ограниченной, используя его, невозможно достичь конструктивных изменений. Его применение консультантом необходимо только для достижения начального взаимопонимания. Как только оно появилось, следует избрать отход от жаргона путем использования синонимов или близких слов из арсенала нормативной лексики, значение которых для дальнейших позитивных изменений существенно выше.
Некоторые абоненты широко используют термины психологии и психиатрии для описания своего состояния, например «стресс», «депрессия», «фобия», «наркомания» и т.п. Перешедшие в сферу обыденного сознания, они из научных понятий превратились в застывшие ярлыки, ходячие штампы. Их следует принять, но вслед за этим планомерно побуждать абонента к описанию его состояния или желаемых целей в конкретных терминах действий («вижу», «слышу», «чувствую», «хочу»). Например, описание конкретных признаков имеющейся депрессии делает их видимыми, осязаемыми, измеримыми, то есть более доступными осознанию. Кроме того, создается возможность для их отстраненного восприятия. Затем наиболее значимые для абонента признаки депрессии, например страх, переводятся в действия («Что Вас страшит сейчас?»).
В консультативном диалоге очень значима контекстуальная роль вопроса. Он может выполнять, часто помимо воли общающихся, разнообразные функции, например:
· обвинять,
· советовать,
· возлагать ответственность,
· утешать,
· создавать напряжение,
· противопоставлять,
· командовать,
· защищать и т.д.
· В течение всей консультативной беседы лучше всего использовать вопросы с открытым концом. Они позволяют абоненту скорее раскрыть свои чувства и проблемы, предоставляют ему свободу ответить таким образом, который сам абонент считает предпочтительным. Они помогают абоненту разобраться в ситуации. («какие чувства это у Вас вызывает?», «как Вы отреагировали на то, что случилось?» и т.д.).
Вопросы, начинающиеся с «что» и «как», ободряют абонента, позволяют расширить совместное обсуждение проблем и чувств, прояснить сложную ситуацию. Следует избегать вопросов, начинающихся с «почему» - «Почему у Вас возникла мысль о самоубийстве?», «Почему Вы решили позвонить к нам?». В этих вопросах имеется скрытый укор, обвинение или порицание. Если они задаются консультантом, то свидетельствуют о его своеобразной защитной реакции, препятствующей открытости.
Пошаговую модель консультации можно изобразить схематически:
Телефонный диалог отличается от очной консультативной беседы. Поскольку в телефонном диалоге исключены невербальные телесные движения, особое значение приобретают различные характеристики голоса: тон, объем, темп, тембр. В ходе диалога следует обязательно отслеживать соответствие вербальных и интонационных проявлений собеседников. Интонации и модуляции голоса верно отражают эмоциональное состояние абонента, если он фиксирован на своих чувствах.
2. ОСОБЕННОСТИ БЕСЕДЫ С МАНИПУЛЯТИВНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ
Каждый человек так или иначе, больше или меньше
манипулирует в своей жизни другими людьми. Происхождение манипуляции связано с
далеким детством. Одним из главных ее источников является ранняя детская
сексуальность, в частности стремление обладать и, следовательно, манипулировать
главным объектом Эдипова комплекса — своей матерью. Но стремление к обладанию
распространяется и на другие явления: вещи, игрушки, предметы, посредством
которых ребенок осваивает, изучает и покоряет окружающий мир. В потребности
действовать заложена тенденция к обладанию и манипулированию. В процессе
дальнейшей жизни манипуляция проявляется особым способом существования —
модусом обладания. Нет оснований считать, что существуют особые
манипулятивные личности или манипулятивный характер. Но у людей, имеющих
садомазохистические тенденции, манипулятивный стиль построения отношений может
достигать большой выраженности.
Э.Фромм полагал, что наиболее широко
распространенным является несексуальный садизм. Его главная цель состоит в
причинении физической боли, полном подчинении, унижении вплоть до желания
смерти более слабого человека. В общественной жизни особое место принадлежит
психической жестокости, которая более безопасна для садиста (слово или жест «к
делу не пришьешь»), но вызывает у жертвы сильнейшую душевную боль. «Там, где
есть беспомощный человек, обязательно должна появиться психическая жестокость,
даже скрытая с первого взгляда в самых невинных формах: неуместном вопросе,
саркастической улыбке, смущающем замечании и т.д.», — писал Э.Фромм. Садист стремится
установить абсолютный контроль, заставить переносить боль и унижения, понимая,
что беспомощность не может защитить себя. Он превращает другого в свою
собственность, вещь; только обладая другим, садист находит одно из решений
проблемы человеческого существования: «Как жить?». Садистические черты прочно
входят в структуру характера человека. Для садиста все, что живет, должно
подлежать его контролю, живое должно превратиться в безгласную вещь, в «живые,
дрожащие, пульсирующие объекты власти». Садист стремится быть полноправным
властелином своей жертвы, ее мыслей, чувств, поступков и даже самой жизни.
Присутствие беспомощного «заводит» его и стимулирует к дальнейшей садистической активности. Его сознание
является туннельным, на самом деле он боится реальности жизни, ему
несвойственны высшие проявления человеческого духа: любовь, дружба или подвижничество,
но очень характерны ксенофобия и неофобия (тот, кто незнаком, — нов, а все
новое всегда страшит и вызывает подозрение). Садист близок мазохисту, этих
сиамских близнецов объединяет одно фундаментальное обстоятельство, считал Э.
Фромм, «чувство бессилия перед жизнью». Оба нуждаются в постороннем существе,
чтобы как-то себя дополнить, сделать другого продолжением своего Я и
восстановить психологический центр, которого они лишены. Поэтому лучше
говорить о садомазохистическом характере. Садизм в обществе поддерживается
наличием подавляющих и подавляемых. Он исчезнет, если каждый человек обретет
независимость, единство, критическое мышление и личную продуктивность.
По мнению многих исследователей,
манипуляторов следует относить к личностям с садистическими тенденциями,
которые используют других для поддержания и сохранения чувства контроля над
собственной жизнью. Манипуляция может проводиться и с серьезными
деструктивными целями, направленными на разрушение человека.
Манипулятивный абонент в начале
телефонной беседы скрывает садистические или деструктивные цели за благовидным
фасадом. Он легко использует незаметные хитрости, уловки, фокусы, трюки или
надувательство. Это является попыткой завладеть консультантом.
Поэтому следует обращать внимание на
следующие черты манипулятора:
1) неустойчивость и прихотливость эмоций;
2)туннельное сознание — они видят только то, что
3)хотят видеть, и слышат только то, что желают слышать;
играют в проблемы, конфликты и жизненные ситуации.
Главная задача манипулятивного
абонента, часто неосознаваемая, состоит в установлении власти над беседой,
мыслями и чувствами другого, поэтому консультанту важно сохранять и удерживать
собственный контроль над разговором. В беседе с манипулятором становится ясно,
что он предпочитает говорить только на темы, которые считает приемлемыми, и
легко озлобляется, если консультант проявляет иные намерения. Он скрывает свои
истинные чувства, не осознает манипулятивные или агрессивные стремления, не
доверяет другим, рассматривая их в качестве объектов обладания или вещей. Две
линии определяют поведение консультанта в процессе разговора с манипулятором:
поддержание контроля над беседой и ее завершение, если абонент переходит к
вербальной агрессии (оскорблениям). Эти принципы взаимосвязаны, поскольку
установка консультанта на сохранение контроля над беседой приводит к
оскорблениям со стороны манипулятора, ибо не дает ему возможности
контролировать. Важно помнить и о том, что не следует поддаваться гневу.
3. ПРИНЦИПЫ ТЕФОННОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
В телефонном консультировании встречаются следующие типы обращений:
- непосредственно от жертвы сексуального насилия, различающиеся по времени – сразу после происшедшего или с определенной экспозицией;
- обращения друзей или родственников жертвы;
- обращения абонентов, испуганных слухами или фактами сексуального насилия, желающих получить информацию и поддержку.
При консультировании жертв насилия необходимо:
1. Обеспечить возможно более полное и безусловное принятие.
2. Способствовать повышению самооценки.
3. Помочь составить конкретный план поведения в обстоятельствах, связанных с насилием (информация о милиции, суде, медицинских процедурах).
4. Помочь определить основные проблемы.
5. Помочь мобилизовать системы поддержки личности.
6. Помочь осознать серьезность происшедшего.
7. Помочь осознать необходимость затрат времени на выздоровление.
8. Выявить и укрепить сильные стороны личности абонента.
Принципы телефонной помощи жертвам изнасилования
1. Уважение:
• оценка доверия, оказанного обращением за помощью;
• конфиденциальность;
• учет половых и культуральных особенностей жертвы.
2. Подтверждение:
• высказываний абонента и необходимости выразить свои чувства;
• реальности, что жертва осталась в живых и имеет достаточно личных сил, чтобы справиться с травмой;
• естественности и адекватности ее чувств;
• позитивное объяснение проявлений психологической защиты.
3. Убеждение:
• что жертва не виновата;
• что она преодолеет свои переживания, страхи и ночные кошмары, являющиеся «работой горя»;
• что теперешнее состояние пройдет, если появится надежда;
• что она имеет для преодоления необходимые силы и ресурсы;
• что ей самой следует определять, что, когда и кому рассказывать о случившемся.
4. Предоставление максимальных возможностей:
• предоставьте ей инициативу в процессе консультирования;
• дайте необходимую информацию, не заставляя принимать ответственность за случившееся;
• не утверждайте, что необходимо лечение;
• не интересуйтесь деталями происшедшего, если этого не требуется в терапевтических целях.
В консультировании жертвы изнасилования ни в коем случае не следует расследовать обстоятельства психотравмы. Прежде всего, следует поощрить ее к рассказу об ощущениях и чувствах. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слушанием. Предметом обсуждения часто становятся идеи самообвинения, основанные на заблуждении, что агрессору не было оказано должного сопротивления. Следует убедить жертву, что она действовала правильно, соответственно сложившимся обстоятельствам и лучшим доказательством является то, что она осталась жива.
Спектр возможных эмоциональных реакций жертвы широк:
1. Страх, который может приводить к развитию фобий (вновь подвергнуться избиениям, насилию или лишиться жизни). Его не следует подавлять, более того, поскольку он основан на реальных обстоятельствах, возможно, нужно предпринять действия по обеспечению безопасности; существует и страх отвержения близкими.
2. Отрицание серьезности или вообще существования проблемы. Сложившаяся ситуация не осознается или представляется нереальной. В беседе следует принимать важность потребности абонента в этой психологической защите.
3. Потрясение отсутствием или неприемлемостью альтернатив – выходов из ситуации. Сильные эмоциональные переживания приводят к дезорганизации поведения и дезинтеграции личности. Потрясение усиливается необходимостью резких изменений в обыденной жизни: смены жилища, поиска работы, новой школы и т. п. В этом хаосе целесообразно совместно выбрать наиболее важные приоритеты и, используя сильные стороны личности, составить конкретный и исполнимый план действий.
4. Беспомощность, вызванная неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружения и общества. Ее преодоление способствует осознанию реальности разрешения ситуации, которое послужит внесению в жизнь новых перемен.
5. Гнев возникает немедленно или с отсрочкой и может быть направлен на любого человека, его стоит выразить до конца, как бы это ни было болезненно и мучительно.
6. Чувство вины появляется как расплата за заблуждения, неправильное поведение или уход от значимых отношений. Вину бессмысленно отрицать – важнее, что ее переживание указывает на те явления, которые зависят от собеседника, а потому могут быть изменены при его желании.
7. Недоверие возникает в силу того, что консультант относится к числу посторонних, от которых продолжает исходить опасность. Кроме того, оно является следствием жизни в условиях ограниченности контактов и общения, что формирует отгороженность и неспособность к самораскрытию. Поскольку недоверие является реальным, нелишне выслушать и принять выражение недовольства и разочарования.
8. Депрессия, проявляющаяся в чувстве малозначимости и неспособности к действиям, часто поддерживаемая окружением. Ее преодоление возможно путем принятия чувств, приобретения самоконтроля и активного участия в жизни.
9. Амбивалентность обусловлена проблемностью социальной и сексуальной ролей, как у абонента, так и у значимых лиц из окружения, а также необходимости принимать решения об изменении стереотипов жизни. Немаловажно, признав право собеседника на двойственность эмоций, дать возможность их открытого проявления.
После отреагирования эмоционального напряжения следует постепенно переходить к работе по восстановлению личностного контроля. В этом процессе не может быть быстрых результатов: порой должно пройти немало времени – недели или месяцы, а иногда уходят годы на то, чтобы полностью реконструировать отношения с окружением и достичь интеграции личности. Нет смысла фиксироваться на деталях сексуального нападения: фиксация и генерализация этих переживаний может приводить к хронической беззащитности и непреодолимому страху перед всеми мужчинами.
Если абонент звонит непосредственно после совершенного сексуального нападения, ей рекомендуется обращение в правоохранительные органы по телефону или лично, для чего она снабжается соответствующей информацией. Следует убедить, что необходимо дать показания следственным органам и как можно быстрее пройти медицинское обследование. Для его эффективности стоит упомянуть, что сделать это желательно в течение первых суток и иметь определенные медицинские доказательства изнасилования (не мыться, не принимать ванну). Давать жертве эту информацию и рекомендовать упомянутые отсылки очень трудно, целесообразно напомнить, что эти действия могут облегчить оказание ей помощи[42].
Из-за отсутствия надежной системы законов и их исполнения, обращения несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия, за правоохранительной помощью остаются крайне редкими. Это связано с психологической травматичностью дознания и судебного процесса, опасениями распространения нежелательной информации в учебных заведениях, среди значимого окружения, сомнениями в получении действенной юридической помощи, страхом перед местью насильника или его окружения и неуверенностью, что правоохранительные органы эффективно осуществят защиту.
Сексуальное насилие в семьях и его жертвы. Семейное насилие в сексуальной форме представляет серьезную психосоциальную проблему. Как показывают исследования, в 30 % сексуальное насилие осуществляют старшие члены семьи. Чаще всего «совратителями» являются братья и сестры (45 % девочек и 60 % мальчиков), а также отцы и отчимы (38 % девочек и 10 % мальчиков), некоторые сыновья (6 %) имеют сексуальные контакты с матерями. Эти данные американской статистики дополняются тем, что 52 % американских студентов, имевших этот опыт, восприняли его отрицательно, 18 % – нейтрально, а 30 % – положительно. Сексуальное насилие в семье имеет следующие признаки: (а) неравноправные взаимоотношения; (б) односторонняя власть старших над младшими; (в) ограничение свободы и возможности выбора для ребенка; (г) удовлетворение полового влечения со стороны взрослого как основной мотив. Формы злоупотреблений бывают разнообразными: эксгибиционизм и (или) прикосновение к половым органам, мастурбация, половой акт или его попытка и другие.
Сексуальное насилие не только порождает дисгармонию семейных отношений, но, начинаясь в детском или чаще в подростковом возрасте, приводит к грубым изменениям личности (сексуально-ролевой идентификации). После насилия, иногда через длительное время, могут возникать различные сексуальные дисфункции и формы необычного прежде для жертвы сексуального поведения. Существует определенная связь между насилием в детстве и последующей гомосексуальностью, проституцией, склонностью к совращению малолетних. Появляются частые приступы страха, фобий, тревоги, гнева, хроническое мышечное напряжение, депрессии, что в совокупности именуется исследователями «синдромом жертвы изнасилования». Считается, что с насилием связан и повышенный риск возникновения суицидальных тенденций. Американские специалисты описывают также корреляцию между сексуальным насилием в детстве и вероятностью оказаться в более старшем возрасте в ситуации изнасилования: этот феномен называется «ревиктимизацией», то есть человек оказывается склонным к неоднократному пребыванию в роли жертвы. Почти у половины жертв насилия возникает расстройство, известное как множественная личность. Оно характеризуется длящимся годами альтернирующим сознанием. Может возникать раздвоение или даже множественное расслоение личности с появлением ряда состояний сознания, содержания которых различаются между собой. Стереотипы поведения, характерные для одного состояния, оказываются прерванными при переходе в другое, и человек ничего не помнит о предшествующем; но, возвращаясь в него, он использует свойственный именно тому состоянию сознания стиль поведения. В США известен случай Билли Милигана, который в возрасте 22 лет был обвинен в краже детей и изнасиловании; по причине психического заболевания он был признан невменяемым. Психологическое обследование показало, что у него было 24 разных личности, причем две из них были женщинами, а одна – молодой девушкой. Был среди них один англичанин, австралиец и югослав, который разговаривал, читал и писал на сербском языке. Одна женщина, лесбиянка, была поэтессой, в то время как югослав был специалистом по вооружению и амуниции, а британец и австралиец – мелкими воришками.
В беседе с ребенком или подростком, подвергшемся сексуальному насилию, встречаются такие эмоциональные переживания, как страх, скрытность, замкнутость, трудности в сосредоточении внимания, причудливые перемены настроения или депрессия. Жертва насилия испытывает неприятные ощущения в теле (например, частые боли в горле), нарушения сна и ночные кошмары. Ее может отличать навязчивое стремление к чистоте, с защитной целью она носит много одежды. В отношении к окружающим, чаще авторитетным фигурам, например родителям, высказывается недоверчивость и подозрительность. Нередко в поведении собеседников отмечаются поступки, свидетельствующие о склонности к саморазрушающему поведению (нанесение самоповреждений, злоупотребление алкоголем и наркотиками, передозировка лекарств, суицидальные тенденции и т. д.).
Чувство бессилия абонента перед сложившейся ситуацией и страх, что он не контролирует даже самые простые события, доминируют в переживаниях. Поэтому любую попытку восстановить самоконтроль следует услышать и поддержать. Важно также работать над восстановлением самооценки, которая подорвана в результате совершенного насилия и смещена в сторону самообвинения и чрезмерных угрызений совести. Очень важно восстановление доверия, которое грубо предано или разрушено. Часто речь идет не только о доверии к отдельным людям, но и к миру в целом. Нередко возникает необходимость обсуждения сферы сексуальных отношений, которые после насилия надолго лишаются естественности и привлекательности.
Из психотерапевтических подходов в консультировании жертв изнасилования эффективнее всего помогают элементы гештальт-терапии. С их помощью вполне реально способствовать:
а) установлению контакта с окружающим и восприятию актуального настоящего. «Что Вы видите или чувствуете сейчас, в данный момент?», «Что происходит с Вами и вокруг Вас?»; слова «сейчас», «в данный момент» являются ключевыми и следует достигать их отражения, что понемногу возвращает собеседника к реальности;
б) работе над сосредоточением внимания. «Всмотритесь (вслушайтесь, вчувствуйтесь) в то, что происходит именно сейчас с Вами, вокруг Вас»; фиксация на актуальных переживаниях смещает в сторону то, что было в прошлом и позволяет сосредоточиться не только на реальности, но и на происходящих переменах в состоянии абонента;
в) работе с воспоминаниями. Человек обладает фундаментальной способностью – завершать любую ситуацию или взаимодействие (контакт), которые не являются законченными. Работа с воспоминаниями помогает завершить гештальт и подойти к возможности изменений;
г) работе с ощущениями тела. Дезинтеграция приводит к тому, что все чувства притупляются. Осознавание того, что происходит с телом, способствует жизни в настоящем и интеграции частей личности;
д) работе с вербализацией мыслей и чувств. Высказывание способствует отстранению переживаний и снижению их интенсивности, чтобы затем привести к реконструкции, переменам и новому синтезу;
е) работе с непрерывностью эмоций. Отрицательные эмоциональные переживания являются значимыми, их можно контролировать; введение элементов осознанного контроля устраняет бесчувственность и уход от испытания чувств, при этом важна спонтанность, а не самопринуждение.
4. СПЕЦИФИКА ТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ СВИДЕТЕЛЕЙ СУИЦИДА
Суицид –
умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий
акт, встречающийся во всех культурах и становящийся даже модным актом
перфоманса в некоторых молодёжных субкультурах. Люди, совершающие суицид,
обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а
также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Суицид рассматривается
как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является
значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи
полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число
суицидов.
Проблема суицидов в
разные возрастные периоды находится в центре внимания как отечественных, так и
зарубежных исследователей и имеет большое значение не только для клинической и
теоретической медицины, но и для практической психологии, тем более, что
значительно увеличилось число суицидальных действий среди лиц молодого
возраста.
Суицид
оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента.
Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет
других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут
иметь дополнительный стрессовый фактор при обнаружении трупа. Родители часто
страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается,
как социальная стигма, пережившие суицид стараются избегать общения с другими
людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти
чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя
сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, потерявшие своих близких,
в конце концов, оправляются от своих печалей. Группы поддержки и индивидуальное
консультирование могут играть положительную роль в психологическом восстановлении после
попыток суицида.
Имеются некоторые свидетельства того,
что предание широкой гласности фактов самоубийств известных людей могут служить
толчком к самоубийствам других людей, в особенности, среди лиц в диапазоне от
13 до 19 лет. Учитывая вседоступность для молодёжи Интернет-среды и новостных
порталов, в частности, где непременно отразится новость о суициде знаменитости,
следует не привлекать внимания к таким новостям в стенах образовательных
учреждений, дабы не поддерживать суицид как новую модную (!) тенденцию и вполне
обыденный выход из моря проблем.
Многие люди испытывают неловкость при разговорах
на тему суицида из-за социального табу. Поэтому, при работе со свидетелями и
родными суицидента важно сохранить доверительную атмосферу. В ситуации
телефонного консультирования вербальные средства – единственные, но можно
начать диалог ассоциативными методами, когда клиент после нескольких наводящих
вопросов (например, «Каких цветов ваша жизнь?», «Если бы ваша жизнь была
известной личностью, кто бы это был?») вербализует поток ассоциаций, что
станет субстратом для снижения напряжения и подготовкой собственно к беседе
о суициде.
Одним из базовых принципов оказания
психологической помощи клиенту, склонному к суициду, должна являться
анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат
огласку, делает клиента более раскованным, облегчает установление с ним
контакта и создают атмосферу для его социально-психологической адаптации. Любое
упоминание о самоубийстве, слова «надоело жить» и т.п. следует серьезно
воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек
испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг. Задача
родственников (консультанта) - сделать всё возможное, чтобы помочь ему найти в
себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.
Так как депрессия предшествует
большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и работа по её
устранению – важный фактор предупреждения суицида. Обычно, исследования в
области суицидологии ставят своей целью идентифицировать людей с высоким риском
суицида, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку суицида.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений
/ Пер. с англ. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. М.:
Прогресс, 1988.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М.: Педагогика,
1991.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д.
Агрессия. СПб: Питер, 1998.
5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса / Пер. с англ. М.: Каас, 1991.
6. Горин С. Гипноз:
техники россыпью: В 2 ч. Канск, Изд-во А.С.Горина, 1995.
7. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 4. С. 3-13.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.