Контрольный материал можно дать после изучения темы "Лексические нормы" на уроке русского языка в 11 классе. В данной контрольной работе отражены следующие лексические нормы: употребление паронимов, фразеологические обороты, использование иноязычных слов, лексическая сочетаемость, тавтология, омонимы. Работа представлена в двух вариантах.
Контрольная работа по теме «Лексические нормы»
1 вариант.
Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами.
Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно
из двух, данных в скобках.
1) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
2) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
3) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
4)
5)
(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.
Бить баклуши. Рыльце в пуху.
Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите
исправленный вариант.
1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела
фиаско.
2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области
спортивной работы.
3.Строительство канатных дорог в мире достигло апогея.
4. У человека есть одна Родина, и, куда бы ни забросила его судьба, он
испытывает ностальгию.
Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних
слов?
1.На дне лодки я нашел половину старого весла и коекак после долгих усилий
причалил к берегу.
2.В передаче «Доброе утро» впервые дебютировал певец Семенов.
3.Зимой мы надеваем теплые вещи обычно темных цветов.
4.Проходя по Охотному Ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.
Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической
сочетаемостью слов?1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке.
2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности.
3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации:
концептуальную, фактуальную и подтекстовую.
4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров.
Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.
1) Мама __________ чехол на чемодан.
2) Девочка __________ куклу Катю.
3) Старший брат __________ сестру.
4) Сегодня девочка __________ новые туфли.
Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.
1.Сатирическая карикатура, местный абориген
2.Ладонь руки, соединить воедино
3.Коллеги по работе, мемориальный памятник
4.Подарить сувениры, оправданный риск
Задание 8. У какого слова есть омоним(ы)?
1.кран 2.кошка 3.жар 4.армияКонтрольная работа по теме «Лексические нормы»
2 вариант.
Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами.
Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно
из двух, данных в скобках.
1) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное —
искусственное) вскармливание.
2) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
3) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
4) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень
(бережная — бережливая).
5) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.
Дело в шляпе. Сесть в калошу.
Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите
исправленный вариант.
1. Песня исполнялась под аккомпанемент гитары.
2. У пассажиров была альтернатива: они могли загорать на палубе комфортабельного
парохода или плавать в бассейне.
3. Аналогичное решение было принято студентами второй группы.
4. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного
парохода.
Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних
слов?
1.Хронометраж времени был просчитан до секунды.
2.Книге предназначено быть спутником человека.
3.Зимой деревья дышат в 200400 раз слабее, чем летом.
4.В сочной зеленой листве деревьев громко пели птицы.Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической
сочетаемостью слов?
1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке.
2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности.
3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации:
концептуальную, фактуальную и подтекстовую.
4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров.
Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.
1) Брат __________ часы на руку.
2) Бабушка __________ внука.
3) Модница __________ новое пальто.
4) Космонавт __________ скафандр.
Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.
1.Памятный сувенир, маршрут движения
2.Стопа ноги, юмористическая сатира
3.Тариф оплаты, патриот своей Родины
4.Ехать по маршруту, сотрудничать с коллегой
Задание 8. У какого слова есть омоним(ы)?
1.кран 2.кошка 3.жар 4.армияОтветы:
1 вариант:
1) проступок, усвоить, сытный, болотный, соседский
2) Бить баклуши – бездельничать; Рыльце в пуху – не без греха.
3) фиаско – поражение; перспективы – ожидаемое, планы; апогей – пик, высшая точка;
ностальгия – тоска.
4) 2
5) 4
6) надеть, одеть, одеть, надеть
7) 4
8) 1
2 вариант:
1) Искусственное, тенистым, освоил, бережливая, невежда.
2) Дело в шляпе – дело удается; сесть в калошу – оказаться в нелепом, трудном
положении.
3) Аккомпанемент – сопровождение; альтернатива – выбор; аналогичное – такое же;
комфортабельный – отвечающий всем требования комфорта.
4) 1
5) 4
6) надеть, одеть, надеть, надеть
7) 4
8) 1