контрольная работа по лексическим нормам

  • Контроль знаний
  • doc
  • 16.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольный материал можно дать после изучения темы "Лексические нормы" на уроке русского языка в 11 классе. В данной контрольной работе отражены следующие лексические нормы: употребление паронимов, фразеологические обороты, использование иноязычных слов, лексическая сочетаемость, тавтология, омонимы. Работа представлена в двух вариантах.
Иконка файла материала КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по лексическим нормам.doc
Контрольная работа по теме «Лексические нормы» 1 вариант. Задание 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. 1) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения. 2) Студент быстро (усвоил — освоил) материал. 3) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак. 4) 5) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением. (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню. Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите  исправленный вариант.  1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела  фиаско.  2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области  спортивной работы. 3.Строительство канатных дорог в мире достигло апогея.  4. У человека есть одна Родина, и, куда бы ни забросила его судьба, он  испытывает ностальгию.  Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов? 1.На дне лодки я нашел половину старого весла и кое­как после долгих усилий  причалил к берегу. 2.В передаче «Доброе утро» впервые дебютировал певец Семенов. 3.Зимой мы надеваем теплые вещи обычно темных цветов. 4.Проходя по Охотному Ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической  сочетаемостью слов?1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке. 2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности. 3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации:  концептуальную, фактуальную и подтекстовую. 4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров. Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ. 1) Мама __________  чехол на чемодан. 2) Девочка __________ куклу Катю. 3) Старший брат __________ сестру. 4) Сегодня девочка __________  новые туфли. Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии. 1.Сатирическая карикатура, местный абориген 2.Ладонь руки, соединить воедино 3.Коллеги по работе, мемориальный памятник 4.Подарить сувениры, оправданный риск Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)? 1.кран 2.кошка 3.жар 4.армияКонтрольная работа по теме «Лексические нормы» 2 вариант. Задание 1. Близкие по звучанию,  но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. 1) После   десятимесячного   возраста   ребенка   перевели   на   (искусное   — искусственное) вскармливание. 2) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям. 3) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря. 4) Эти   фотографии   сохранились   в   семье   потому,   что   моя   бабушка   была   очень (бережная — бережливая). 5) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.  Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов. Дело в шляпе. Сесть в калошу. Задание 3. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите  исправленный вариант.  1. Песня исполнялась под аккомпанемент гитары.  2. У пассажиров была альтернатива: они могли загорать на палубе комфортабельного  парохода или плавать в бассейне. 3. Аналогичное решение было принято студентами второй группы.  4. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного  парохода. Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов? 1.Хронометраж времени был просчитан до секунды. 2.Книге предназначено быть спутником человека. 3.Зимой деревья дышат в 200­400 раз слабее, чем летом. 4.В сочной зеленой листве деревьев громко пели птицы.Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической  сочетаемостью слов? 1.Ярмарка – одно из характерных явлений народного быта в 19 веке. 2.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности. 3.Современный лингвист И. Р. Гальперин выделил три вида информации:  концептуальную, фактуальную и подтекстовую. 4.Это лекарство пользуется авторитетом у большинства педиатров. Задание 6. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ. 1) Брат __________  часы на руку. 2) Бабушка __________ внука. 3) Модница __________  новое пальто. 4) Космонавт __________  скафандр. Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии. 1.Памятный сувенир, маршрут движения 2.Стопа ноги, юмористическая сатира 3.Тариф оплаты, патриот своей Родины 4.Ехать по маршруту, сотрудничать с коллегой Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)? 1.кран 2.кошка 3.жар 4.армияОтветы: 1 вариант: 1) проступок, усвоить, сытный, болотный, соседский 2) Бить баклуши – бездельничать; Рыльце в пуху – не без греха. 3) фиаско – поражение; перспективы – ожидаемое, планы; апогей – пик, высшая точка;  ностальгия – тоска. 4) 2 5) 4 6) надеть, одеть, одеть, надеть 7) 4 8) 1 2 вариант: 1) Искусственное, тенистым, освоил, бережливая, невежда. 2)   Дело   в   шляпе   –   дело   удается;   сесть   в   калошу   –   оказаться   в   нелепом,   трудном положении. 3) Аккомпанемент – сопровождение; альтернатива – выбор; аналогичное – такое же; комфортабельный – отвечающий всем требования комфорта. 4) 1 5) 4 6) надеть, одеть, надеть, надеть 7) 4 8) 1