Богатство русского языка в его огромном запасе - лексике. Уроки по данной теме проходят очень интересно.
Дети хорошо усваивают новые термины, знакомятся с происхождением слов, их этимологией. Профессиональные слова, заимствованные, устаревшие слова,неологизмы, синонимы, антонимы, диалектизмы, жаргонизмы. Именно это ребятам предстоит запомнить. Данная проверочная работа позволяет проверить, как шестиклассники усвоили новый материал.
Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология»
1. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова:
1 вариант 2 вариант
Аккорд гамма
2. Выпишите из словаря по одному слову
1 вариант 2 вариант
Заимствованное Диалектное
Устаревшее профессиональное
3. Определите слово по его лексическому значению.
1 вариант 2 вариант
Цвет фиалки и сирени Заранее намеченный путь следования –
Мысленно представить себе чтонибудь Очень большой –
Жёлтый с красноватым оттенком Знаки для обозначения звуков –
Слова, употребляемые жителями одной Часть слова без окончания –
местности –
4. Замените фразеологизмы синонимами. С одним из них придумайте предложение,
запишите его.
1 вариант 2 вариант
Задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава
5. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологизмами.
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно.
Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься
за работу.
6. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
1 вариант 2 вариант
Сады, убранные сухим золотом, почти В саду горит костер рябины красной.
не роняли его на дорожки и горели (С.Есенин)
во всей красоте.
(К.Паустовский )
7. Выпишите синонимы из предложений.
1 вариант 2 вариант
Когда мальчик слушал его пение, полное Кругом, покорив всё своей темнотой,
беспредельной тоски, чувство бесконечной наполнив покоем и тишиной, царила
жалости охватывало его маленькое сердце. ночь.
8Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом
значении, а в другом – в переносном.
1 вариант 2 вариант
Язык хрустальный
9.Ответьте на вопрос:
1вариант 2 вариант
Что изучает лексика? Что изучает фразеология?
10. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
Очи, чело, ланиты, Щёки, глаза, губы, лоб, говорит,
уста, перст, баталия, палец, битва, парикмахер.
глаголет, брадобрей.
11. Найдите устаревшее слово. Выпишите его и укажите, что это – историзм или
архаизм.
1вариант 2 вариантКеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан.