Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русский язык
10 кл
06.03.2018
Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)
Контрольная работа по русскому языку разработана для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы по теме "Лексика". Дидактический материал содержит два варианта по 10 заданий. Каждое задание контрольной работы сформулировано в соответствии с заданиями по русскому языку ЕГЭ 2018 года стандартизированной формы по лексике.Контрольная работа по теме "Лексика". Русский язык 10 класс.
Контрольная работа лексика.docx
Контрольная работа по теме «Лексика»                          10 класс Первый вариант. 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово. Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на  произвол судьбы. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  2. Выпишите это слово. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из  красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней  войне. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  3. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) 2) 3) 4)  Ему казалось, что у него АРТИСТИЧЕСКИЕ способности.  В ЛЕДЯНОМ дворце спорта состоялись соревнования по фигурному катанию.  Выступление председателя жюри оказалось уклончивым и ДИПЛОМАТИЧНЫМ.  По опыту он знал, что самая убедительная форма воспитания ­ это ЛИЧНЫЙ пример. 4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной  ситуационной интуицией и всегда действует с учётом изменившихся условий. 2) Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в  пищу рыбу. 3) Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя  КОМФОРТНО. 4) Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо,  направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом. 5) В следующем году ОТБОР игроков в команду юниоров будет осуществлять известный тренер,  несколько лет назад завершивший карьеру футболиста блестящим матчем, в котором принёс  своей команде три очка. 5. Прочитайте текст и выполните задания. (1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые  люди, «которым  плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что  мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в  слове честь.                (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная  великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь ­ внутреннее нравственное достоинство  человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек  незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью... Поступок, несовместимый с честью... Знал бы  ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...». (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное  равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по  приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее ­ завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро  отливалось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель...(16)Да, непоправимая, но  небессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! (18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти  честь и имя,   которое оставлю моим детям». (19)Вот и все, что остаётся детям: честь и имя. (20)Все  остальное им не нужно, все остальное ­ неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и  передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (По Д. Шеварову) ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ.    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой  соответствующую цифру.      Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к  личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с помощью  такого синтаксического средства, как (А) (предложение 7, 17), основная мысль подчёркивается  автором и при помощи такого средства, как (Б) (предложение5,6). (В) («звон... стали в слове...»,  в предложении 3, «разряд... силы» в предложении 8, «слово... отливалось в свинец» в  предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова, как и (Г) Список терминов: (предложение 4).  фразеологизм  метафора  риторический вопрос  парцелляция  восклицательные предложения  экспрессивно окрашенное слово 1) 2) 3) 4) 5) 6) градация 7) 8) эпитет 9) Ответ: А  цитирование Б В Г  Прочитайте текст и выполните задание. 6. (1) Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для  улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд,  развития. (2)Ещё с доисторических времён человек старался преобразовывать  окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для  создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а  методы их использования — технологией. (3) <...>, технология — это очень широкое  понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о  том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их  использовании. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ.  Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру,  соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МАТЕРИАЛ, ­а, м. 1. 2. 3.  Источник, сведения, служащие основой для чего­либо. Материал для наблюдений.  Обычно мн. Собрание документов по какому­либо вопросу. Материалы следствия.  Предметы, вещества, идущие на изготовление чего­либо. Строительный материал. Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шер­ 4. стяной материал. 7. Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно­насмешливо,  язвительно». (64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и  очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. (67)Лиза обернулась к матери и  крикнула: – Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: – А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. 8. (1)... (2)Астрофизики, проанализировав спектры семнадцати звёзд, подобных нашему Солнцу,  установили периоды их вращения. (З)Оказалось, что время полного оборота этих звёзд вокруг  оси составляет десять суток. (4)У Солнца же оно равно 26 суткам. (5)Учёные полагают, что  вращение Солнца тормозится планетной системой. (6)... они делают вывод, что планетные  системы есть у значительно меньшего числа звёзд типа нашего Солнца, чем предполагалось  ранее. Какое из приведённых ниже слов является синонимом слова ЗНАЧИТЕЛЬНО в предложении  6? 1) 2) 3) 4)  важно  существенно  выразительно  содержательно 9. Выпишите фразеологизм.  Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно Просто грустно, без всяких метафор и  ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху — школа, снизу — ты. И  ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно  будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по  лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» Не хочется теперь! (Михайлова Н.) 10. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.  Даже самая красочная картина пишется на сером холсте. Чем прочнее холст, тем долговечнее  живопись. В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт  одиночества… (Жуховицкий Л.) 1. Контрольная работа по теме «Лексика»                          10 класс Второй вариант. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно  употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского  литературного языка. Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение  меня не устраивало. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.  2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.  Выпишите это слово. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет.  Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. 3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) 2) 3) 4)  Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на все вопросы.  Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ теплую куртку.  На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.  Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают. 4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  Как ни парадоксально, БЕЗОГЛЯДНАЯ вера в чудо была подготовлена и бытовавшей в   Водоём — это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным   И все же я решусь в год Пушкинского юбилея опубликовать одно ВОСПОМИНАНИЕ,  1) прошлом массовой небрежной популяризацией лженауки. 2) стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озёрах, водохранилищах, прудах. 3) которое при всей своей скромности кажется мне уникальным. 4) некоторых приобретённых человеком характеристик. 5) в котором сохранились старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.  Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждаться в ВЫГОДНОСТИ   В.М. Васнецов вырос в отгороженном от больших городов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, 21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое  слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.  телефону  при работе на линии.  22. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое  слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.  Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его  жизни.  5. Прочитайте текст и выполните задания. (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время  жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал. (З)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой  разговор с одним английском фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей. (6)Телевизор вырабатывает пассивность! ­ горячился фермер. ­ (7)Вы только подумайте, мои дочери,  вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать  своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо  того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит,  всем кажется, что все заняты делом или, по крайне мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое  пятно гаснет и ­ все. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом... (12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же  однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами,  то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как  пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству  вместо активного, живого, творческого. (13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в  области потребления. (14)С такими­то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей  деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны.  (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний ­ неделю назад.(18)Оказалось, что по степени  интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте  ­ футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк». (21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны,  беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит  задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы  слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим  коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы  интереснее городскому человеку.(По В. Солоухину) ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали,  выполняя задание 1. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков  (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под  каждой буквой соответствующую цифру.  «В сфере творческих интересов писателя и публициста Владимира Солоухина находились прежде  всего история и культура родной страны. Например, в данном отрывке из очерка В.Солоухин  обсуждает вопрос о влиянии телевидения на традиции народа. Спокойная, размеренная интонация и  (А) («как потребляют, что потребляют» в предложении 13) не скрывают, а подчеркивают  заинтересованное и в то же время вдумчивое отношение автора к проблеме. Для того чтобы выявить  остроту проблемы, писатель использует такой троп, как (Б) («серое пятно» в предложениях 7 и 9) и  такое лексическое средство выразительности, как (В) («потребительское» ­«активное, живое,  творческое» в предложении 12). (Г) (предложения 24­26) отражает стремление В. Солоухина вовлечь  читателя в совместные размышления о роли телевидения». Список терминов: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Ответ: А  риторический вопрос  лексический повтор  разговорная лексика  термины  контекстные антонимы  метафора  вопросно­ответная форма изложения  сравнительный оборот эпитеты Г Б В  6. Прочитайте текст и выполните задание.   23. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое  слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.  меня  не устраивало.   (1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2)Первая показывает в угловых величинах удаление от   экватора,   вторая  —  удаление   от   нулевого   меридиана,   на   котором   находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (3) Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, <...> с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШАР. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ШАР, ­а, м.  Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Радиус шара. 1) Поверхность шара. 2) 3) за). Чёрный шар (голос против). 4) воздухом. Красивый шар.  Предмет такой формы. Шар солнца. Лунный шар.  Устар. Предмет такой формы для голосования или голос за или против. Белый шар (голос   Надувная   игрушка   —   прозрачная   цветная   оболочка,   заполняемая   лёгким   газом   или 7. Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно­насмешливо,  язвительно». (64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и  очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. (67)Лиза обернулась к матери и  крикнула: – Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: – А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. 8. Задание к тексту  (1)... (2)3вёзд в этих скоплениях оказывается относительно немного: от нескольких десятков до  нескольких тысяч. (З)Самым известным рассеянным скоплением является скопление Плеяды,  видимое в созвездии Тельца. (4)В том же созвездии находится скопление Гиады ­ треугольник из  слабых звёзд вблизи яркого Альдебарана. (5)Часть звёзд, относящихся к созвездию Большой  Медведицы, также составляет рассеянное скопление. (6)... все скопления этого типа заметны вблизи  Млечного Пути. Укажите значение слова РАССЕЯННЫЙ в этом тексте. 1) 2) 3) 4)  не сосредоточенный в одном месте, распространяющийся в пространстве  невнимательный, плохо реагирующий на окружающее  слабый, болезненный  уничтоженный 24. 9. Выпишите из текста фразеологизм. Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне  же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в  конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что  бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (Бакланов Г.) 10. Выпишите антонимы. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (Мизеров С.)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)

Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018