Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Оценка 4.9
Карточки-задания +3
docx
русский язык
10 кл—11 кл
20.10.2019
Материалы содержат задания и тесты по русскому языку к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
Задания и тесты в совокупности охватывают всё содержание изучаемых тем и ориентированы на проверку знаний в формате ЕГЭ.
В материалах представлены ответы на все задания, что позволит проверить знания, объективно оценить уровень подготовки по предмету.
Русский язык_КИМ.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Мишкинский профессиональнопедагогический колледж»
Контрольноизмерительные материалы
по дисциплине
ОДБ.01 Русский язык
35.01.13 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства
для профессии Мишкино 2018
РАССМОТРЕНО
предметной комиссией
общего гуманитарного и
социальноэкономического цикла
Протокол № ___
от «___» _______________ г.
Председатель ПЦК ________
СОСТАВЛЕНО
в соответствии с Федеральным
государственным образовательным
стандартом среднего общего
образования (с изменениями на 31
декабря 2015 г.), утвержденного
приказом Минобрнауки №413 от 17
мая 2012 года (зарегистрирован в
Минюсте Российской Федерации 7
июня 2012 года, регистрационный
номер 24480); с Приказом
Министерства образования и науки РФ
№613 от 29 июня 2017 года «О
внесении изменений в федеральный
государственный образовательный
стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012
года №413»;
для профессии 35.01.13 Тракторист
машинист сельскохозяйственного
производства (приказом Министерства
образования и науки РФ от 2 августа
2013 г. N 740, зарег. Министерством
юстиции (рег. № 29506 от 20 августа
2013 г.))
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УР
ГБПОУ «МППК»
________________ Е.Ю. Дрыгина
«___» _________________ г.
Автор:
Трапезников С.В., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Мишкинский профессиональнопедагогический колледж»
Контрольная работа
по теме «Общие сведения о языке»
Часть 1
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный
А1.
гласный звук?
а) положИл;
б) тОрты;
в) портфЕль;
г) прИнялся.
А2.
Значение какого слова определено неверно?
а) ЛИЦЕДЕЙ – актер, притворщик.
б) СОНМ – собрание, множество.
в) ДНЕСЬ – днем.
г) ВОЛХВ – чародей, колдун.
А3.
В каком случае форма слова не соответствует норме литературного
языка?
а) выздоровею;
б) опротивеет;
в) опостылеешь;
г) очутюсь.
А4.
В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
а) Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
б) Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
в) Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
г) Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
А5.
В каком случае допущена ошибка?
а) Двадцать один ученик сдал экзамен.
б) Получены тысяча книг.
в) Прошло десять лет.
г) Эти три машины поехали в одном направлении.
А6.
Прочитайте текст и выполните задания 611.
А7.
А8.
(1) ... (2) К альтернативным методам исследования относится и
компьютерная биология. (З) Это некий фронтир между биологией и
информатикой, пограничная область, которая бурно развивается и
разветвляется, используя возможности компьютеров и цифровой фото и
видеотехники. (4) Сюда относится математическое моделирование
биологических процессов, работа с компьютерными базами данных. (5)
Есть в Интернете и разнообразные биологические коллекции —
электронные версии традиционных зоомузеев,
гербариев либо
определители,
где представлены «портреты» зафиксированных,
засушенных и отпрепарированных растений и животных. (6) ...подобный Интернетресурс может стать информационной базой новой науки о живом
организме – физиомики.
А9.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в
этом тексте?
а) Виртуальный биологический музей, о котором пойдет речь,
принципиально отличается от таких сетевых биологических коллекций.
б) Общее мнение выразила академик РАН и РАМН Наталия Бехтерева.
в) Сегодня в биологии предпочтительнее альтернативные методы
исследования.
г) Идея его создания принадлежит кандидату биологических наук,
старшему научному сотруднику Института теоретической и
экспериментальной биофизики Российской академии наук (ИТЭБ РАН)
Харлампию Тирасу.
А10.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на
месте пропуска в шестом предложении?
а) По мнению специалистов,
б) Однако
в) Кроме того,
г) Иными словами
А11.
Какие слова являются грамматической основой в шестом (6)
предложении текста?
а) Интернетресурс может
б) Может стать базой
в) Интернетресурс может стать базой
г) Интернетресурс может стать
А12.
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
а) сложное с сочинительной и подчинительной связью
б) сложносочинённое
в) сложное бессоюзное
г) сложное с союзной подчинительной связью
А13.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова
ПРЕДСТАВЛЕНА из пятого (5) предложения текста.
в) глагол
а) действительное причастие
б) страдательное причастие
г) прилагательное
А14.
Укажите значение слова МОДЕЛИРОВАНИЕ в предложении 4.
а) создание примерной модели уже существующего или будущего
б) копирование уже существующего или будущего
в) воссоздание уже существующего или будущего
г) подражание уже существующему или будущему
А15.
В каком слове пишется одна буква Н?
а) вяле..ая на солнце рыба;
б) броше..ый камень;
в) промасле..ая бумага;
г) варё..ое яйцо. А16.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
а) х..л..дильник, ц..коль, ч..рный;
б) аб..немент, в..лидол, к..морка;
в) ч..тать, ч..чётка, ж..ны;
г) ш..велиться, ш..птать, ш..лестеть.
А17.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) бе..билетный, бе..чувственный, и..готовленный;
б) ра..кашляться, ра..давать, ра..топить;
в) пр..неприятный, б..зобразный, пр..брежный;
г) пр..бедняться, пр..баутка, пр..даное.
А18.
В каком слове пропущена буква Е?
а) ненавид..т;
б) потерп..м;
в) вылет..шь;
г) стел..т.
А19.
В каком варианте ответа пропущена буква И?
а) жест..ной;
б) ветр..ный;
в) танц..вать;
г) толщ..на.
В каком случае НЕ со словом пишется раздельно?
А20.
а) (Не)распустившийся цветок.
б) Совершенно (не)подготовленный ученик.
в) Сейчас (не)надо раздумывать.
г) (Не)объятный воздушный океан.
А21.
Какое слово пишется через дефис?
а) пол(фруктового)сада;
б) желудочно(кишечный);
в) умеренно(теплый);
г) демонстративно(небрежный).
А22.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Слышно было, как с деревьев звучно падала на землю вода, и
потрескивали дрова в огне. (В. Арсеньев)
б) Едва яркое солнце вышло изза горы и стало освещать долину, по
которой мы шли, волнистые облака рассеялись и сделалось жарко. (Л.
Толстой)
в) Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов)
г) Здороваясь, он наклонил голову с русыми, медного отлива волосами,
потом выпрямился, и мы увидели его глаза, совершенно синие и
смущенные. (М. Пришвин)
А23.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.
(К. Паустовский) б) Медленно поднимается большое солнце, размытое, цвета соломы. (К.
Паустовский)
в) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих, как алмаз, седой
незыблемый Кавказ.
г) Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин)
А24.
На месте каких цифр должен быть знак препинания?
А25. Белинский(1) бесспорно(2) обладал главными качествами
великого критика(3) в деле критики ему(4) безусловно(5) не у кого было
спрашиваться(6) напротив(7) другие слушались его. (И. Тургенев)
а) 1, 3, 4, 6.
б) 3, 6, 7.
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
г) 2, 3, 6, 7.
А26.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не
шевелились. (Л. Толстой)
б) Лошади удивлялись шуму воды, поднимали головы, настораживали уши,
но мерно и осторожно шагали против течения. (Л. Толстой)
в) Откудато издалека доносился странный, прерывистый, протяжный
звук.
г) На светлосинем, морозном небе мерцали мелкие звезды. (Л. Толстой)
А27.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) От холода все остановилось, и в особенности это заметно на липах:
листья кучками вышли из почек и не расходятся. (М. Пришвин)
б) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля,
которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна
народа. (М. Лермонтов)
в) Кровать его поставили так, чтобы хоть ветку видно было, воробьев, все
радость какаяникакая. (В. Астафьев)
г) Все кругом цвело, жужжало и пело; праздничное, светлое чувство
охватывало душу. (И. Тургенев)
А28.
На месте каких цифр должны быть знаки препинания?
А29. Везде(1) где не было мостовой(2) вдруг(3) зазеленела трава.
(Л. Толстой)
а) 1
б) 2
в) 1, 2
г) 3
А30.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого
старика, то уж впоследствии времени трудно мне будет освободиться от
его опеки. (А. Пушкин)
б) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким. Бог ли
так меня создал, не знаю; знаю только то, что, если я причиняю несчастия другим, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им
плохое утешение. (М. Лермонтов)
в) Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей,
относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим
предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться
и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно обложено тучами,
и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. (Н. Гоголь)
г) Максим Максимыч получил от природы человеческую душу,
человеческое сердце, но эта душа и это сердце отлились в особую
форму, которая так и говорит вам о многих годах тяжелой и трудной
службы, о кровавых битвах, о затворнической и однообразной жизни в
недоступных горных крепостях, где нет других человеческих лиц,
кроме подчиненных солдат да заходящих для мены черкесов. (М.
Лермонтов)
А31.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого
предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
а) Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года
и к природным явлениям.
б) Я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца, который
падал на лестницу и казался мне ослепительным из глубины
темноватого склада...
в) Около дома мы увидели сад, в котором, как мне казалось, росли все
знакомые мне цветы.
г) «Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска
бокастый дымящийся самовар, который болтается на невысоких волнах
мелкого моря.
А32.
Прочитайте текст.
А33.
В нашей огромной стране много областей; в нашем языке
немало различных диалектов, местных говоров. Даже такие близкие города,
как Москва и Ленинград, и те говорят не совсем одинаково: москвичи
выговаривают «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА»; в Москве
известный прибор для письма называют «ручка», а в Ленинграде –
«вставочка».
А34. В каком из приведённых ниже предложений верно передана
главная информация, содержащаяся в тексте?
а) В нашей стране много областей.
б) В нашем языке много говоров, причем даже в близлежащих местностях
не говорят одинаково. в) Москвичи выговаривают «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА»; в
Москве известный прибор для письма называют «ручка», а в Ленинграде
– «вставочка».
г) Даже такие близкие города, как Москва и Ленинград, и те говорят не
совсем одинаково.
А35.
Прочитайте текст и выполните задания А28А30; В1В8; С1.
А36. (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу
или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своей школе. (2) Эта любовь, постепенно расширяясь,
переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
А37. (3) Истинный патриотизм — это первая ступень к
действенному интернационализму. (4) Когда я хочу себе представить
истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю
из мирового пространства. (5) Крошечная планета, на которой мы все
живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик,
отдалённых друг от друга миллионами световых лет!
А38. (6) Человек живёт в определённой окружающей среде. (7)
3агрязнение среды делает его больным, грозит гибелью человечеству. (8)
Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим
государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями,
чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, охранить животный
мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских
животных.
А39. (9) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на
то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но, чтобы сохранить также
природу, дающую людям возможность эстетического и нравственного
отдыха. (10) Целительная сила природы хорошо известна.
А40. (11) Наука, которая занимается охраной и восстановлением
окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает
уже сейчас преподаваться в университетах.
А42.А28. Какая мысль не отражена в тексте?
а) Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему
А41.
(Д.С. Лихачёв)
дому.
б) Экология изучается во многих высших учебных заведениях.
в) Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.
г) Многие знают о целительной силе природы.
А29. Определите стиль и тип речи текста.
А43.
а) публицистический; рассуждение и повествование
б) разговорный; описание в) деловой; рассуждение
г) разговорный; описание и рассуждение
А44.
А30. Что означает слово СРЕДА в предложении 6?
а) вещество, заполняющее пространство
б) обстановка, окружающие социальнобытовые условия
в) день недели, следующий после вторника
г) тела, окружающие чтонибудь
А45.
Часть 2
А46.
Ответы к заданиям В1ВЗ запишите словами.
А47. В1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным
способом.
А48. В2. Из предложений 3–5 выпишите все имена существительные 2го
склонения.
А49. В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании истинный
патриотизм (предложение 3).
А50.
Ответы к заданиям В4В8 запишите цифрами.
А51. В4. Среди предложений 15 найдите простое предложение с составным
именным сказуемым. Напишите номер этого предложения.
А52. В5. Среди предложений 9–11 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого предложения.
А53. В6. Среди предложений 13 найдите простые предложения. Напишите
номера этих предложений.
А54. В7. Среди предложений 13 найдите такое, которое соединяется с
предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого
предложения.
А55. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который вы анализировали, выполняя задания А29А31, В1
В7.
А56. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете,
какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите
цифру 0.
А57.
В8. Любовь к Родине, в самом глубоком понимании этого,
начинается с любви к своим близким людям. Любовь к Родине считается —
и, видимо, вполне справедливо — неотъемлемой чертой русского
национального характера. Вся русская литература пронизана любовью к
России. Для русского человека характерно очень личное и открытое
эмоциональное отношение к родинематушке, к святому отечеству. Именно
о такой любви и пишет Д. Лихачев. Убедительность его словам придают такие синтаксические средства, как ______ («к родному краю, к родной
культуре, к родному селу ______») и ______ (5). Выразительность и
эмоциональность речи придают такие средства, как ______ («родному»,
«истинный», «целительная»), ______ («экологией»).
А58. Список терминов:
1) риторическое восклицание
2) ряды однородных членов
3) вводные слова
4) термины
5) эпитеты
6) метафора
7) слова высокого стиля
8) повтор
9) анафора
10) Часть 3
11) С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
12) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
13) Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.
Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский
опыт (учитываются первые два аргумента).
14) Объём сочинения – не менее 150 слов.
15)
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается.
16) Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается нулём баллов.
17) 18) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
19) ТЕМЕ «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ»
20)
I вариант
1. Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.
2. Спишите слова, расставив в них ударения
21) Закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены),
языковая (колбаса), каталог, красивее, недуг, умерший,
восприняв, начав, памятуя, отняв, зевота, искони, некролог,
перистый, посыпать, призреть, прогневить.
3. Запишите слова в фонетической транскрипции.
22) Бульон, расчёска, антенна, занимается, чудесного,
обжечься.
4. Произведите фонетический разбор
23) Объясниться, девчонка, вновь.
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы
24) 1) Все, что человек способен представить в
воображении, другие смеют пр..творить в жизнь. (Ж. Верн.) 2)
Пр..чину и пластыр.. можно при..клеить где угодно. (Японская
пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость
вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Существовать –
значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен
так, что люди славят мертвых св..тых и преследуют живых.
(Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены
потребностью приукрасить: не для того, чтобы понять, а
чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость –
не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В.
Борисов.)
6. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными
25)
нормами.
[кагда ч’илав’экъ бран’ат / этъ абыч’нъ ьзнач’й’ьт што
он ъбладай’ьт j’аснъ выръжьнным характ’ьръм //]
[ч’ьлав’эк б’эспр’инцыпъф иб’эс вол’и пъхош
нъкарабл’ / укъторъвъ н’эт рул’ъ икщмпъсъ / он м’ин’ай’ьт
сваj’o нъправл’эн’ий’ь скаждъй п’ьр’им’энъй в’этръ //]
26)
27)
II вариант
1. Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.
2. Спишите слова, расставив в них ударения
отчасти,
приобретение,
обеспечение, балуешь, позвонить, жалюзи, столяр, языковые
28) Неврология,
партер, (нормы), атлас (ткань), опрометчиво, метеоролог, нарост,
обаяние,
пуловер,
сковорода.
ожесточиться,
парадокс,
озимый,
Компаньон, расчет, в шинели, открывается, широкого,
29)
3. Запишите слова в фонетической транскрипции.
печься.
4. Произведите фонетический разбор слов.
30)
Разъехаться, скворчонок, вплавь.
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
31)
1) Сомнение - камень пр..ткновения на пути к
пр..движению. (Б. Борисфенит.) 2) Счастье не в д..ньгах, а в
том, как их пр..умножить. (амер. пословица.) 3) Большое
пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого
счастья. (Фонтенель.) 4) Зависть обв..няет и судит без
д..казательств, пр..умножает недостатки, дает малейшим
ошибкам громкие н..звания; язык ее н..полнен желчи,
пр..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости
нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству,
сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности
пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.)
7) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного
человека. (Лаборюйер.)
6. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными
32)
нормами.
[кагда ч’илав’экъ бран’ат / этъ абыч’нъ ьзнач’й’ьт што
он ъбладай’ьт j’аснъ выръжьнным характ’ьръм //]
[ч’ьлав’эк б’эспр’инцыпъф иб’эс вол’и пъхош
нъкарабл’ / укъторъвъ н’эт рул’ъ икщмпъсъ / он м’ин’ай’ьт
сваj’o нъправл’эн’ий’ь скаждъй п’ьр’им’энъй в’этръ //]
33)
34) 35) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
36) ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»
37)
38) Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо
притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому
так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских
скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый
мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
39) Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя
вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, попрежнему раскрыт перед
ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в
ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого
путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и
золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястребканюк.
40) Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними
облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым, приливом сил
поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди
цветущего любимого мира. (136 слов)
41)
(И. СоколовМикитов. «На теплой земле»)
42)
43)
1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический,
Дополнительные задания
ослепительный, обширный, родимый.
2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога, путник,
поход.
44) 45) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
46) ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный
47) Часть 1
А1.
гласный звук?
а) манЕвренный;
б) нефтепровод;
в) поднЯвший;
г) подОлгу.
А2.
Значение какого слова определено неверно?
а) Драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма;
б) Напоминание – обращение, напоминающее о чёмлибо;
в) Динамический – обладающий большой внутренней энергией;
г) Хозяйский – относящийся к ведению хозяйства, к экономической,
производственной стороне дела.
В каком случае форма существительного не соответствует норме
А3.
литературного языка?
а) (пара)ботинок;
б) (пара) носок;
в) (пара) чулок;
г) (много) баклажанов.
А4.
В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
а) Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем
походе.
б) Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
в) Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
г) Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
А5.
В каком случае допущена синтаксическая ошибка?
а) Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
б) Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
в) Я не часто пишу письма родителям.
г) Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.
А6.
А7.
Прочитайте текст и выполните задания А6А11.
(1) ... (2) А сегодня изучено уже более полутора тысяч звезд в
окрестностях Солнца и рядом с сотней из них обнаружено в общей
сложности 120 планет. (3) Но об этих планетах мы почти ничего не знаем.
(4) Собственно говоря, мы их до сих пор даже не видели! (5) ... открытие
планет у других звезд происходит путем наблюдения самой звезды: ее
слабое покачивание, вызванные притяжением планеты, выдает присутствие
самой планеты, но ничего важного о ней не сообщает.
А8.
(6) В данное время астрономы надеются создать специальные
«многоглазые» телескопы на околоземной орбите, анализ данных которых
поможет выяснить, есть ли у далеких планет атмосфера. А9.
Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в
этом тексте?
а) Восемь лет назад была открыта первая настоящая планета за пределами
Солнечной системы.
б) Обладает ли планета атмосферой?
в) Еще в 1999 году Семилетов и его коллеги обнаружили загадочную
аномалию.
г) После 1995 года астрономы могут совершенно точно ответить на
вопрос, куда и зачем следует отправлять звездолеты.
А10.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на
месте пропуска в пятом предложении?
а) Дело в том, что
б) Однако
в) Кроме того
г) Хотя
А11.
Какие слова являются грамматической основой во втором (2)
предложении текста?
а) изучено
б) изучено и обнаружено 120 планет
в) изучено и обнаружено
г) обнаружено
А12.
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
а) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
б) сложносочиненное
в) сложное бессоюзное
г) сложноподчиненное
А13.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова
ОБНАРУЖЕНО из второго (2) предложения текста.
а) действительное причастие
б) страдательное причастие
в) прилагательное
г) деепричастие
А14.
Укажите значение слова ДАННЫЕ в предложении 6.
а) информация об объекте, полученная в результате наблюдения
б) изначально известная информация
в) информация
г) технические характеристики прибора
А15.
В каком варианте ответа пишется НН?
а) ветре..ый;
б) глиня..ый;
в) гости..ица;
г) деревя..ый.
А16.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) б..лезнь, в..дить, з..ря;
б) ист..щение, голосовать, крыж..вник;
в) в..сна, запл..сать, п..ровать; г) положение, дириж..р, ж..лудь.
А17.
В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
а) бе..билетный, бе..чувственный, и..готовленный;
б) раскашляться, раздавать, ра..топить;
в) пренеприятный, безобразный, пр..брежный;
г) прибедняться, пр..баутка, пр..даное.
А18.
В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?
в) хоч..тся;
г) разгон..тся (3 л., ед.ч.).
а) отвертишься;
б) разнос..тся (3 л., ед.ч.);
А19.
В каком слове пропущен суффикс СК?
в) близ..ий;
г) город..ой.
в) (Не) оперившийся птенец.
г) (Не) у кого спросить.
а) рез..ий;
б) скольз..ий;
А20.
В каком слове НЕ пишется раздельно?
а) (Не) замерзающий пруд.
б) (Не) изученный материал.
А21.
В каком примере выделенное слово является союзом и пишется
слитно?
а) Что (бы) ни случилось, я не оставлю тебя в беде.
б) Каждый день повторяется одно и то(же).
в) Мы сдали экзамены так(же) хорошо, как и в прошлом году.
г) Мы с трудом доехали до дома, при(чем) взяли такси.
А22.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Гусь, известно, птица важная и рассудительная. (И. Тургенев)
б) Ученого учить только портить.
в) Льгов – большое степное село. (И. Тургенев)
г) Вы люди умные, сто ответов мне дадите. (М. Горький)
А23.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Желтые, розовые и синеватые цветы пестрили живой ковер травы, точно
рассыпанные самоцветные камни. (Д. МаминСибиряк)
б) У тебя брошка, вроде как пчелка. (А. Чехов)
в) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А Пушкин)
г) Путь наш лежал по узкой и прямой, как линейка, проселочной дороге.
(А. Чехов)
А24.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Здравствуй, счастливое племя! (М. Лермонтов)
б) Вообще мне здесь хорошо: и дом мне нравится, и соседи.
в) Матвей Ильич однако изумился, когда узнал, что приглашенные им
родственники остались в деревне. (И. Тургенев)
г) Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и
энергичнее. (И. Тургенев) А25.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Бабушка любила стихи и книги, деревья и небо. (К. Паустовский )
б) Яркие звезды горели на небе, искрились и переливались всеми цветами
радуги. (В. Арсеньев)
в) Солнце блестело и на только что распустившейся листве, и на молодой
траве. (Л. Толстой)
г) Страшный звук подплывал все ближе, и ближе, и рос в своей силе,
рыдал и таял в черной тьме. (М. Горький)
А26.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках
прокрадешься наверх, в классную, смотришь — Карл Иванович сидит
себе один на своем кресле. (Л. Толстой)
б) Одно его тревожило, сердце у него неспокойно было и както странно
трепыхалось в груди. (М. СалтыковЩедрин)
в) Какой чудесный вопрос художнику: видели ли Вы в своей жизни
красоту, и сколько раз, и при каких обстоятельствах? (М. Пришвин)
г) Я не ошибся: при виде денег старуха зашевелилась, глаза ее раскрылись
еще больше, и она потянулась за монетой своими скрюченными
пальцами. (А. Куприн)
А27.
На месте каких цифр должен быть знак препинания?
А28. Солнце имело вид оранжевого диска(1) и так(2) что(3) на
него можно было смотреть(4) невооруженным глазом.
а) 2
б) 1
в) 4
г) 1,3
А29.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
А30. Тяжелый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда
прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую
маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в
театр.
а) 2, 3, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 3, 4
г) 1, 2, 3
А31.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного
предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным
причастным оборотом?
а) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болото и
длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными
валами.
б) Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и
лук. в) По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали
едва уловимые зарницы.
г) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского
собрата.
А32.
Прочитайте текст.
А33. Эффект микролинзирования состоит в следующем. Если две
звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной
наблюдатель увидит возрастание блеска более далекой звезды, так как
более близкая работает как гравитационная линза, собирая ее свет. В
том случае, если у близкой звезды есть планета, то мы увидим
дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как
маленькая линзочка. По параметрам изменения блеска далекой звезды
можно восстановить массу линз, в том числе и планеты.
А34. В каком из приведенных ниже предложений верно передана
главная информация, содержащаяся в тексте?
а) Эффект микролинзирования состоит в том, что при наблюдении за
звездами, выстроившимися примерно на одной линии, видно
возрастание блеска более далекой звезды, так как более близкая
работает как гравитационная линза.
б) Планета звезды работает как маленькая линзочка.
в) Эффект микролинзирования можно описать исходя из наблюдений за
двумя звездами.
г) Если у близкой звезды есть планета, то виден дополнительный рост
блеска.
А35.
Прочитайте текст и выполните задания А28А30; В1В8; С1.
А36. (1) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море –
человеческая речь! (2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать
законы, правящие потворчески этой стихией.
А37. (3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова,
накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым
сочетанием немногих слов.
А38. (4) «Чертог сиял», — говорит Пушкин, и этих двух слов вполне
довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной
и самовластной царицы.
А39. (5) ... А все еще плащи да шпаги.
А40. Да лица, полные воинственной отваги, –
А41. всего только две строчки, но как передают они суровое и
строгое величие двенадцатого года.
А42. (6) Если поэт живет в ладу со своим родным языком, в полной
мере чувствует его строение, его истоки, – силы поэта удесятеряются. (7)
Слова для него — не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рожденные реальностью и рождающие реальность. (8) Его
словарь – оркестр.
А43. (9) И это мы видим не только на примере классиков –
создателей нашего поэтического языка.
А44. (10) Ведь какой звучности стиха и меткости изображения
достигает наш современник Александр Твардовский в описании
будничного зимнего утра на фронте:
А45. (11) ...Шумным хлопом рукавичным.
А46. Топотней по целине
А47. Спозаранку день обычный
А48. Начинался на войне.
А49. (12) Чуть вился дымок несмелый,
А50. Оживал костер с трудом,
А51. В закоптелый бак гремела
А52. Из ведра вода со льдом.
А53.(13) Утомленные ночлегом,
А54. Шли бойцы из всех берлог
А55. Греться бегом, мыться снегом.
А56. Снегом жестким, как песок.
А57. (14) Язык отражает глубокое знание жизни, приобретенное
человечеством. (15) И не только специальный язык разных профессий –
охотников, моряков, рыбаков, плотников, – но и общенародный словарь
впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (16) В живой
народной речи запечатлелось так много накопленных за долгие века
наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по
ученому называются агрономией, метеорологией, анатомией, поэтому,
вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт
получает заодно заключенный в слове опыт поколений, умение находить
самый краткий и верный путь к изображению действительности.
(С. Маршак)
Какое высказывание наиболее полно отражает основную мысль
А58.
А59.
текста?
а) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь.
б) Общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный
житейский опыт.
в) Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт
получает заодно заключенный в слове опыт поколений, умение находить
самый краткий и верный путь к изображению действительности.
г) Звучности стиха и меткости изображения достигает наш современник
А. Твардовский в описании будничного зимнего утра на фронте.
А60.
Какой тип речи используется в последнем абзаце? а) повествование
б) описание
в) рассуждение
г) рассуждение и описание А61.
У какого слова неверно определено значение, используемое в тексте?
а) ЧЕРТОГ – пышное, великолепное помещение или здание, дворец
(предложение 4)
б) ЦЕЛИНА – подвергавшаяся обработке земля (предложение 11)
в) ТЕРМИН – слово или словосочетание, являющееся названием
определенного понятия какойнибудь специальной области науки,
техники, искусства (предложение 7)
г) ПИР – большой званый обед, угощение (предложение 4)
А62.
Часть 2
Ответы к заданиям В1ВЗ запишите словами.
А63.
Из предложения 14 выпишите слова, образованные суффиксальным
способом.
В1.
В2.
В3.
Из предложений 23 выпишите все причастия.
Из предложения 6 выпишите все словосочетания со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
А64.
Ответы к заданиям В4В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 1416 найдите сложное, в состав которого входит
придаточное определительное предложение. Напишите номер этого
сложного предложения.
В5. Среди предложений 15 найдите предложения с обособленными
определениями. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 1016 найдите сложное предложение с неоднородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 69 найдите такое, которое соединяется с предыдущим
при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
А65. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который вы анализировали, выполняя задания А29А31, В1
В7.
А66. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете,
какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите
цифру 0.
В8. С. Маршак, рассуждая о богатстве человеческой речи, не перестает
восхищаться звучностью, меткостью, глубиной и выразительностью родного
языка. Для того чтобы показать разнообразие и богатство языка, он использует
такие синтаксические средства, как _____ («необъятное, неисчерпаемое» в
предложении 1; «его строение, его истоки» в предложении 6), _____ (предложение 1). Яркость и убедительность его словам придают такие средства,
как _____ («глубокое» в предложении 14, «богатый» в предложении 15), _____
(«чертог» в предложении 4).
А67. Список терминов:
риторическое восклицание
эпитет
метафора
диалог
ряды однородных членов
риторический вопрос
просторечие
эмоционально окрашенные слова
устаревшие слова
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
А68.
Часть 3
А69. С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
А70. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем,
поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного
цитирования).
А71. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не
согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или
читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
А72. Объём сочинения – не менее 150 слов.
А73. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается.
А74. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
А75. А76.
ПО ТЕМЕ «МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ»
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
А77.
А78.
А79. I. Диктант
А80. Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная
станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение
нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко
зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
А81. В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний
деревянный этаж у водокачки. Было довольнотаки жарко, и рабочие вяло
бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.
А82. Походив часа два, я заметил, что от станции кудато вправо
шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого
каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил,
что нужно идти именно туда.
А83. Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная
усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и
старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
А84. Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший,
заглушённый выросшей травой и кустарником.
А85. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и
сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли
тополи, сосны и старые липысверстницы, уцелевшие от прежних аллей.
Чем дальше вглубь, тем было просторнее.
А86. Сад, все больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к
реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины
был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с
соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки
находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая
прохладу и покой. И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега
принадлежало инженеру. (241 слово.)
А87. (А.П. Чехов.)
А88.
А89. II. Грамматическое задание
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего
абзаца (I вариант); второго предложения из последнего абзаца (II вариант).
3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I в.), еще (II в.).
4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи
(одно слово).
5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I в.). Выписать 3
наречия и разобрать их по составу (II в.). А91.
А90. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
А92.
ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
А93.
А94.
А95. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея
никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни
перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое
ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала
полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же
время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не
дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может,
бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и
скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь
изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у неё перед
глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них.
Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам
обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по
прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле.
Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она
замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее
наполнится внезапною смелостью, закипит благородным стремлением; но
сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся
сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это
мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.4 (220 слов)
А97.
А98. Задание к диктанту:
Произвести синтаксический разбор указанного предложения.
Выписать словосочетания, произвести их разбор.
А96. (И. Тургенев.)
А99. А102.
А103.I. Диктант
А104. Осенью в Балаклаве
А100. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
А101. ПО ТЕМЕ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
А105.В конце октября, когда последние курортные гости уже
потянулись на станцию, а дни еще теплы и поосеннему ласковы, в
Балаклаве становится подомашнему уютно, точно в комнатах после
отъезда непрошеных гостей.
А106.Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела,
что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые
шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых
рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя
шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул кудато в мощеный
переулок и шаги его смолкли.
А107.На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи,
Балаклаве – рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги,
подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской
плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.
А108.И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается
парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. Под кормовой
решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту
сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.
А109.Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий,
просоленный и просмоленный грек. Никто не сравнится с Юрой
удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к
несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими
солеными людьми.
А110.Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не
дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки. Юра соскакивает на
деревянную пристань.
А111.Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три
рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не
прекращающийся счет.
А112.Крепкий запах свежепойманной и чадный запах жареной рыбы
стоит в воздухе в течение многих дней.
А113.Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров,
нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас
засыпают опять. Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине
залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. (293 слова)
А115.
А114.(А. Куприн) А116.II. Грамматическое задание
А117.Графически выделить конструкции с обособленными членами
предложения.
А118.
А119. А120. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
А121. ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
А122.
А123.Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил
развешанные по стропилам кисти рябины, которую осенью сам собирал,
сам нанизывал на веревку, а вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не
вспомнил бы.
А124.Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами
ягоды, перемерзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато,
были вкусны... Цвет рябиновых ягод за зиму тоже изменился: от
коричневого, почти орехового до янтарного и яркожелтого, как цвет
лимона. Впрочем, почему это нужно сравнивать рябину с лимоном, а лимон
с рябиной?
А125.Попробовав ягоды тут же на чердаке, я первым делом
обрадовался, что опять смогу както побаловать своих детей и лишний раз
доказать им, что деревенское детство не только не хуже, а во многих
отношениях даже лучше детства городского.
А126.Кстати, и цвететто рябина удивительно красиво, пышно и тоже
гроздями. Каждое соцветие — целый букет. Но весной разных цветов так
много, что эти белые, кремовые гроздья на деревьях както не бросаются в
глаза. К тому же весной моим детям не до цветов, не до красот природы, не
до поездки в деревню. Школьные перегрузки, часто нелепые, не оставляют
времени у них и у преподавателей, чтобы интересоваться живой землей. Да
и осенью, когда на полосах поспевает горох, на грядках — овощи, а в лесах
грибы, брусника, княжая ягода, они, дети, должны быть в городе, за
партами, и если что видят, то лишь на торговых лотках. (226 слов)
А128.
А129.Задание к диктанту:
Начертить схемы сложноподчинённых предложений.
Распределить сложноподчинённые предложения по видам придаточных.
А127.(По А. Яшину)
А130.
А131. А132. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
А133. С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
А134.
А135.I. Диктант
А136.Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую
погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на
вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда
вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в
чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время
прятал его в поднятый воротник (для варианта 1). Он носил темные очки,
фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то
приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось
постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой,
создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от
внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в
постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою
робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то,
чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для
него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от
действительной жизни (для варианта 2).
А137.Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил
приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из
товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какойнибудь
проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с
офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло.
(220 слов)
А138.(А. Чехов)
А139.
А140.II. Грамматическое задание
Сделать орфографический анализ слов:
А141.вариант 1 – непременно, действительность, волновался;
А142.вариант 2 – приказывал, непреодолимое, уклонения.
Сделать пунктуационный анализ отмеченных предложений.
1.
2.
А143. А144. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
А145. ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ»
А146.
I вариант
А147. Прочитайте текст и выполните задания
А148.(1) Какое же необъятное, неисчерпаемое море — человеческая
речь! (2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы,
правящие потворчески этой стихией.
А149.(3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова,
накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым
сочетанием немногих слов.
А150.(4) «Чертог сиял», — говорит Пушкин, и этих двух слов вполне
довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной
и самовластной царицы.
А151.(5) ... А все еще плащи да шпаги,
А152.Да лица, полные воинственной отваги, —
А153.всего только две строчки, но как передают они суровое и
строгое величие двенадцатого года.
А154.(6) Если поэт живет в ладу со своим родным языком, в полной
мере чувствует его строение, его истоки, — силы поэта удесятеряются. (7)
Слова для него — не застывшие термины, а живые, играющие образы,
зримые, внятные, рожденные реальностью и рождающие реальность. (8) Его
словарь — оркестр.
А155.(9) И это мы видим не только на примере классиков —
создателей нашего поэтического языка.
А156.(10) Ведь какой звучности стиха и меткости изображения
достигает наш современник Александр Твардовский в описании
будничного зимнего утра на фронте:
А157. (11) ...Шумным хлопом рукавичным.
Топотней по целине
Спозаранку день обычный
Начинался на войне.
А158.
А159.
А160.
А161. (12) Чуть вился дымок несмелый,
А165. (13) Утомленные ночлегом,
А162.
А163.
А164.
А166.
А167.
А168.
Оживал костер с трудом,
В закоптелый бак гремела
Из ведра вода со льдом.
Шли бойцы из всех берлог
Греться бегом, мыться снегом.
Снегом жестким, как песок.
А169.(14) Язык отражает глубокое знание жизни и природы,
приобретенное человечеством. (15) И не только специальный язык разных профессий — охотников, моряков, рыбаков, плотников, — но и
общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный
житейский опыт. (16) В живой народной речи запечатлелось так много
накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех
областей знания,
которые поученому называются агрономией,
метеорологией, анатомией, поэтому, вступая во владение неисчерпаемым
наследством своего народа, поэт получает заодно заключенный в слове
опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к
изображению действительности.
(С. Маршак)
Какое высказывание наиболее полно отражает основную мысль
А170.
А171.1.
текста?
а) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь.
б) Общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный
житейский опыт.
в) Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа,
поэт получает заодно заключенный в слове опыт поколений, умение
находить самый краткий и верный путь к изображению
действительности.
г) Звучности стиха и меткости изображения достигает наш современник
А. Твардовский в описании будничного зимнего утра на фронте.
Какой тип речи используется в последнем абзаце?
а) повествование
б) рассуждение
в) описание
г) рассуждение и описание
А172.2.
А173.3.
У какого слова неверно определено значение, используемое в тексте?
а) ЧЕРТОГ – пышное, великолепное помещение или здание, дворец
(предложение 4)
б) ЦЕЛИНА – подвергавшаяся обработке земля (предложение 11)
в) ТЕРМИН – слово или словосочетание, являющееся названием
определенного понятия какойнибудь специальной области науки,
техники, искусства (предложение 7)
г) ПИР – большой званый обед, угощение (предложение 4)
А174.
II вариант
А175. Прочитайте текст и выполните задания
А176.
(1) Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения
природной биологической среды. (2) Для жизни человека не менее важна
среда, созданная культурой его предков и им самим. (3) Сохранение
культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение
окружающей природы. (4) Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его
духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его
привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и
социальности. (5) А между тем вопрос о нравственной экологии не только
не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и
жизненно важное для человека.
А177.
(6) Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного
прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не
изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной
среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия
на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.
А178.
(7) Человек воспитывается в определенной, сложившейся в
течение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только
современность, но и прошлое своих предков. (8) История открывает ему
окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.
А179.
(9) Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, тихо
напоминают. (Ю)Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в
которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь
материалом прекрасного. (11) Он учится уважению к предкам, чувству
долга перед потомками. (12) И тогда прошлое и будущее становятся
неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее
звено во времени. (13) Любящий свою родину человек не может не
испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи
духовные запросы будут все множиться и возрастать.
А180.
(14) Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду,
который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он
не любит их. (15) Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть
даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. (16) Если
человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило,
равнодушен и к своей стране.
А181.
(Д. Лихачев)
1. Какая мысль противоречит содержанию текста?
а) Необходимо бороться за сохранение культурной среды.
б) Культурная среда влияет на формирование личности.
в) Необходимо воспитывать любовь к историческому культурному
наследию.
г) Необязательно охранять природу родного края.
2. Каков стиль текста и какой тип речи в нем представлен?
а) художественный стиль; описание
б) публицистический стиль; рассуждение
в) научный стиль; рассуждение г) научнопопулярный стиль; повествование
3. Что означает слово РЕСТАВРАЦИЯ в предложении 6?
а) строительство памятников архитектуры
б) борьба за культурное наследие
в) восстановление памятников искусства в прежнем, первоначальном
виде
г) проектирование и строительство зданий
А182. А185.
для профессии 35.01.13 Трактористмашинист
сельскохозяйственного производства
А183. Экзаменационный диктант
А184.
по дисциплине ОДБ.01 Русский язык
А186.
А187.Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека.
Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так
же как и пресловутые «муки творчества».
А188.Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда
человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо
помахивает рукой.
А189.Каждый человек, хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но
пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого
восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой
силы.
А190.Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него
есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
А191.Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только
что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями
влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной
прохладой.
А192.Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит
в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз,
улыбок и недомолвок.
А193.Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий
волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые
незаметные звуки жизни.
А194.О вдохновении написано много превосходных строк у
писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «приближением Бога»,
озарением человека мыслью и чувством.
А195.Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех:
«Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно
сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой
работы для его исполнения. (210 слов.)
А197.
А198.Задания
А196.
(К. Паустовский)
1. Найдите конструкции,
осложняющие простое предложение.
Охарактеризуйте их.
2. Выполните синтаксический разбор:
А199.1 вариант – предложения, составляющего седьмой абзац; А200.2 вариант – предложения, составляющего прямую речь
(последний абзац).
3. Определите типы придаточных предложений и способы подчинения:
А201.1 вариант – в предложении, составляющем третий абзац;
А202.
2 вариант – в последнем предложении.
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Русский язык" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.