Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения третьеклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и со¬держания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на гонец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение».
Раздел «Пояснительная записка».
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ.
Постановление Федеральной служб по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.09.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях( с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений"
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных
учреждений».
Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник для 3 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику и тетради Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Кубасова О.В. Программа по литературному чтению 14 классы Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Учебный план МБОУ Красновская СОШ на 2014/15 учебный год.
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системнодеятельностный, здоровьесберегающий, гуманноличностный,
культурологический подходы.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами
освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читатель
1
ской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовнонравственного, эмоционального и интеллектуального
самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Задачи курса:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Раздел«Общая характеристика учебного предмета».
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие
личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативнодеятельностного
подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с
писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
•
•
•
•
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной,
эстетической).
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих
учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка.
Для успешной реализации модели общения «АВТОР^ТЕКСТ^ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных
задач.
Личностные задачи/результаты
1.
Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию,
самокритичности.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
25. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей
Родины.
6.Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1 Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
2 Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3 Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4 Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5 Развитие ценностносмысловой сферы личности.
6 Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7 Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразо
ванию и самовоспитанию.
8 Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
9 Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты
1 Формирование положительной мотивации к чтению.
2 Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3 Развитие воссоздающего воображения.
4 Обучение адекватному восприятию читаемого.
5 Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске,
тематике, видожанровой специфике.
6 Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7 Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о
ком он написал.
8 Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
9 Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности.
10 Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
311 Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном
уровне).
12 Обучение умению различать художественный и научнопопулярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в
соответствии с его особенностями.
13 Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
14 Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15 Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16 Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
17 Развитие литературных способностей.
в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их
В результате обучения
литературного развития, который характеризуется как умения:
# осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры;
# работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и
нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
# применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
# осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научнопопулярном текстах;
# работать со справочноэнциклопедическими изданиями.
Уровни подготовки:
базовый:
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватрисущественных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его
описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
4• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в
тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
продвинутый:
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
С целью достижения названных результатов были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.
1 Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовнонравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены
художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской
сказочной повести Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовнонравственные ориентиры помогает не только
целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2 С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3 Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и
познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видожанрового разнообразия. Он отличается следующими
особенностями:
• широким видожанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
•
соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно
вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и
читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций,
литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем
прежде, внимание уделяется духовнонравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики.
5В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена
литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видожанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и
структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения
компетенций и личностных качеств.)
4 В основе методического аппарата учебников лежит современная практико и личностноориентированная педагогическая технология: методический
аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и
жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению
прочитанного.
Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для
формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (изза специфики
предмета) развития личностных (прежде всего ценносмысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской
самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специаль
ный раздел «В мире книг».
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера.
Раздел
« Место учебного предмета в учебном плане».
Учебная программа «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». В федеральном базисном образовательном плане на
изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю,
всего 448 часов.
Согласно учебному плану ОУ на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 460 учебных часов, в 3 классе – 140 часов из
расчёта 4 часа в неделю.В соответствии с графиком работы МБОУ Красновская СОШ, расписанием учебных занятий на 20142015 учебный год,
производственным календарем РФ на 2015 год для учащихся 3 класса количество часов отведенных на изучение предмета«Литературное чтение»
изменилось. Таким образом, в календарно тематическом планировании на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 134 часа.
Раздел «Содержание учебного предмета».
Содержание курса «Литературное чтение» состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского
чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность
по литературному чтению».
6Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение,
письмо), и прежде всего – работы над разными видами текстов.
Раздел «Круг чтения» содержит:
а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания
классики и современности, доступности, тематического и видожанрового разнообразия;
б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного
времени, отводимого на изучение каждой из тем.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые осваиваются обучающимися на
практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий
для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование,
разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их
читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно
творческих способностей учащихся, расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин,
конкурсов чтецов и др.
Содержание курса «Литературное чтение»3 класс (134 часа)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и
определение последовательности по
строения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научнопопулярному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное,
поисковое/выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов — художественных, учебных, научнопопулярных — и их сравнение. Определение целей и задач создания
7этих видов текста.
Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения.
Определение темы текста, главной мысли.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Составление вербального плана.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения.
Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и
как написано.
Подробная характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины
поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.
Характеристика исторического героя — защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных
недостатков, воспитание нравственных принципов.
Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность
описаний), жанр, структура (композиция).
Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий — от другого лица и по изменённому плану),
рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.
Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научнопопулярными текстами
Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научнопопулярного текста, связанных с передачей информации. Определение главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные)слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге:
8научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Составление каталожной карточки.
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научнопопулярному, художественному).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительновыразительных средств языка для создания собственного
устного высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение
плана собственного высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с
прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текстповествование,
текстописание, текст рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.
Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи
выразительных средств языка.
Круг чтения
В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий
для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные
художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки),
систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют
произведения русской литературы.
Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Накопление разнообразных видожанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические
и лирические стихотворения, очерки) – общее представление о жанрах, особенностях построения и выразительных средствах.
9Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте, определение функций в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог
героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые
картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование;
составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии).
Виды деятельности на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей.
Создание рисунков к прочитанным произведениям.
Участие в конкурсах чтецов.
Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна».
Создание сборника любимых стихотворений о природе.
Сочинение собственных произведений в жанре очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тематика
Контрольные работы
Проектная деятельность
1
Труд человека кормит, а лень
портит.
2 Мудрец отличен от глупца тем, что
он мыслит до конца
1
Входная контрольная работа по
проверки техники чтения.
3 Много хватать – свое потерять.
1 Проверка читательских умений
1
1
Творческий проект «Сочиняем волшебные
сказки»
Творческий проект «Глупые ссорятся, а
умные договариваются»
работать с текстом художественного
произведения
104
Тайное всегда становится явным.
2
5
6
7
«Унылая пора! Очей очарованье!.»
«Ежели вы вежливы…»
Каждый свое получил.
2
8 Жизнь дана на добрые дела.
Контрольная работа за 1 четверть.
Начитанность и читательские умения.
Проверочная работа. Навык чтения
вслух.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Сформированность учебной и
читательской деятельности
Проверочная работа. Навык чтения
вслух.
9
1
0
1
1
1
2
1
3
« Снег летает и сверкает…»
За доброе дело стой смело.
Кто родителей почитает, тот вовек
не погибает.
Весна идет, весне дорогу!
1
Контрольная работа за 3 четверть.
Начитанность и читательские умения.
1 Проверочная работа. Навык чтения
Любовь – волшебная страна.
1 Итоговая контрольная работа.
вслух
Чудесное – рядом.
Итого
Начитанность и читательские умения.
1 Интегрированная контрольная работа.
1
0
2
1
1
1
1
1
4
Конкурс сочинений
Творческий проект «Коллаж « Весенняя
песня»
Творческий проект «Люби живое»
2
1
Конкурс чтецов «Осенние стихи»
Творческий проект «Коллаж «Золото осени»
Творческий проект «Сочинение «Волшебные
средства понимания».
2 Проект «Что за прелесть эти сказки»
Проект Образ Бабы Яги в русских народных
сказках
1 Исследовательский проект «Моя семья в годы
ВОВ»
Творческий проект «Коллаж « Зимушказима»
Сочинениеописание по картине А.А.
Пластова «Первый снег»
Творческий проект
Раздел «Тематическое планирование»
Тематика
УУД и планируемые результаты.
В результате изучения темы обучающиеся должны
Характеристика основных
видов деятельности
111
Труд человека
кормит, а лень
портит.(12 ч.)
2 Мудрец
отличен от
глупца тем, что
он мыслит до
конца(8 ч.)
3 Много хватать
– свое
потерять.(4 ч.)
4
Тайное всегда
становится
явным.(11 ч.)
знать:
содержание нового учебника;
название, содержание изученных произведений, их авторов;
отличие сказок о животных, волшебных и бытовых;
уметь:
понимать идею произведения;
находить главную мысль стихотворения;
составлять картинный план к сказке;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
прогнозировать содержание читаемого;
использовать в практической деятельности:
сознательное и выразительное чтение произведения.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
понимать главную мысль произведения;
находить в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать;
давать характеристику героям;
находить в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника;
выделять художественные особенности сказки, её структуру;
составлять план произведения;
использовать в практической деятельности:
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
прогнозировать содержание произведения;
определять тему и главную мысль;
сравнивать волшебные сказки и бытовые;
использовать в практической деятельности:
читать осознанно текст художественного произведения.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
учащихся
Ориентироваться в учебнике
по литературному чтению.
Знать и применять систему
условных обозначений при
выполнении заданий.
Находить нужную главу и
нужное произведение в
содержании учебника.
Составлять связанное
высказывание по
иллюстрациям и оформлению
учебника.
Читать текст вслух целыми
словами. Интонационно
объединяя их в
словосочетания, увеличивать
темп чтения при повторном
чтении текста, выборочно
читать текс про себя.
Находить необходимую
информацию в книге.
Обобщать полученную
информацию по истории
создания книги.
Находить книгу в школьной
библиотеке, пользуясь
тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации
из книги.
Прогнозировать содержание
раздела. Планировать работу
на уроке. Различать виды
устного народного творчества:
малые и большие жанры.
Принимать участие в
12 повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
читать по ролям;
пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески;
использовать в практической деятельности:
силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
знать:
понятие «логическое ударение»;
уметь:
с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передавать
настроение;
составлять вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части;
сравнивать и сопоставлять стихи разных поэтов об осени;
использовать в практической деятельности:
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;
самостоятельно читать книги.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
использовать в практической деятельности:
читать текст самостоятельно.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
народные и литературные сказки;
отличие басни от сказки;
уметь:
выделять эпизод из текста;
подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
пересказывать сказку по частям;
читать текст по ролям;
передавать голосом настроение героя;
использовать в практической деятельности:
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
коллективном сочинении
сказок, с опорой на
особенности их построения.
Называть виды прикладного
искусства.
Использовать чтение про
себя для составления
выборочного и краткого
пересказов.
Ускорять и замедлять темп
чтения, соотнося его с
содержанием.
Определять особенности
текста волшебных сказок,
называть волшебные
предметы, описывая
волшебные события.
Сравнивать содержание
сказок и иллюстрации к ним.
Пересказывать текс по
самостоятельно
составленному плану;
находить героев которые
противопоставлены в сказке.
Использовать слова с
противоположным значением
при характеристики героев.
Называть основные черты
характера героев.
Сравнивать героев
произведения, героев разных
сказок.
Участвовать в работе группы,
читать фрагменты текста в
паре.
Проверять себя и
5
6
«Унылая пора!
Очей
очарованье!.»(6
ч.)
«Ежели вы
вежливы…» (3
ч.)
7 Каждый свое
получил.(18 ч.)
8 Жизнь дана на
добрые дела. (8
13ч.)
« Снег летает и
сверкает…» (9
ч.)
За доброе дело
стой смело.(8
ч.)
Кто родителей
почитает, тот
вовек не
погибает.(14 ч.)
Весна идет,
весне дорогу!
(9 ч.)
9
1
0
1
1
1
2
уметь:
находить главную мысль прочитанного;
использовать приём выборочного чтения;
использовать в практической деятельности:
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
знать:
средства выразительности;
уметь:
работать с поэтическим текстом;
заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;
использовать в практической деятельности:
силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
находить главную мысль прочитанного;
использовать приём выборочного чтения;
использовать в практической деятельности:
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
что такое «легенда», её отличие от произведений других жанров;
уметь:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
давать характеристику героям, их поступкам;
озаглавливать иллюстрации и тексты;
использовать в практической деятельности:
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
знать:
средства выразительности;
уметь:
работать с поэтическим текстом;
заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;
использовать в практической деятельности:
силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;
самостоятельно оценивать
свои достиженья.
Различать лирическое и
прозаическое произведение.
Называть отличительные
особенности стихотворного
текста.
Объяснять значение
некоторых слов с опорой на
текст или пользуясь словарем
в учебнике либо толковым
словарем.
Находить средства
художественной
выразительности в лирических
текстах.
Использовать средства
художественной
выразительности в устных
высказываниях.
Знать особенности
литературной сказки.
Определять нравственный
смысл литературной сказки.
Сравнивать произведения
живописи и произведение
литературы.
Соотносить заглавие рассказа
с темной и главной мыслью
отвечать на вопросы по
содержанию.
Определять особенности
басни, выделять мораль басни
в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев
141
3
Любовь –
волшебная
страна.(12 ч.)
1
4
Чудесное –
рядом. (12 ч.)
Всего 134 часа
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;
принимать участие в конкурсах чтецов.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
давать характеристику героям, их поступкам;
ставить вопросы к прочитанному;
выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор,
концовка) и характерную лексику, отличать сказку от рассказа;
составлять простой план произведения;
использовать в практической деятельности:
средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска
голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);
работу с толковым словарём;
читать текст самостоятельно.
басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать
свои достижения.
Различать в басне
изображенные события и
замаскированный, скрытый
смысл.
Участвовать в творческих
проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга,
работая в паре
самостоятельно оценивать
свои достижения.
знать:
название, содержание изученных произведений, их авторов;
уметь:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;
давать характеристику героям, их поступкам;
выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к
тому, что и как написано;
озаглавливать иллюстрации и тексты;
развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в
процессе его;
использовать в практической деятельности:
средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска
голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);
работу с толковым словарём;
ориентироваться в группе книг.
Раздел «Календарнотематическое планирование».
15