Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русский язык
6 кл
06.11.2017
Контрольная работа в форме теста с элементами анализа текста предназначена для проверки усвоения материала раздела "Лексика". Представлено два варианта работы с приблизительно одинаковой сложностью, причем материал для анализа частично совпадает. Задания призваны проконтролировать как знание терминологии, так и способность понимать текст. Кроме того, представлены задания на формулирование собственного мнения по поводу предложенного лингвистического материала и творческое задание.два варианта теста для 6 класса по разделу "Лексика"
к.р. Лексика.docx
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 1
Часть 1.
1. Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то
предмета или явления. Например, каждый из нас знает
сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и
используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются
именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты
литот. Например, такие выражения, как «рукой подать»,
«небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
1)Двойное отрицание или присоединение отрицания к
словам, уже имеющим «отрицательную» окраску.
Например, «неплохой», «не без умысла».
2)Смещение отрицания в модальную часть предложения.
Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
3)Специальное преуменьшение размеров или «обратная
гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
___________________________________
2. Как вы думаете, какого стиля этот текст?
3. Какие слова натолкнули вас на эту мысль?
Напишите, как они называются и приведите 1-2
примера из текста.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Подберите синоним к слову «неплохо»
_______________________________________________
5. Что означают фразеологизмы, приведенные в
тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________ Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
6. Прочитайте текст
Часть 2
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!)
Извените и простите меня старого старикашку и нелепую
душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год
прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по
соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю
Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж
драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих
гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу
ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-
Петербурга в наш недостойный материк, населенный
мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским
элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
7.Из чего можно заключить, что письмо написано не
очень грамотным человеком?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
8. Правильно ли автор письма употребляет термины?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. С какой целью он их употребляет?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__ 10.
Какие слова уместнее в дружеской переписке:
общеупотребительные или
необщеупотребительные? Почему вы так считаете?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
Часть 3.
11.
12.
Как называются слова, которые употребляют
только жители какой-то определенной области?
____________________________
Найди такое слово в отрывке из стихотворения
С. Есенина:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс. ___________________________
13.
14.
Как вы думаете, зачем поэт употребил такое
слово, вместо общеупотребительного синонима?
_____________________________________________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, могут ли такие (или подобные)
слова со временем войти в язык в качестве
общеупотребительных слов? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
Часть 4.
15.
Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К.
Паустовского. Как вы понимаете основную мысль
автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о
том, что хорошо бы составить несколько новых словарей
русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих
словарей). В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова,
имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие
местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в
четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и
пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить
людей от скудоумной и ломаной речи.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
1. Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то
предмета или явления. Например, каждый из нас знает
сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и
используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются
именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты
литот. Например, такие выражения, как «рукой подать»,
«небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
4)Двойное отрицание или присоединение отрицания к
словам, уже имеющим «отрицательную» окраску.
Например, «неплохой», «не без умысла».
5)Смещение отрицания в модальную часть предложения.
Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
6)Специальное преуменьшение размеров или «обратная
гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
2. Как вы думаете, какого стиля этот текст?
___________________________________ 3. Какие слова натолкнули вас на эту мысль?
Напишите, как они называются и приведите 1-2
примера из текста.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Подберите антоним к слову «чаще» (всего)
_______________________________________________
5. Что означают фразеологизмы, приведенные в
тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________
Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
6. Прочитайте текст
Часть 2
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!)
Извените и простите меня старого старикашку и нелепую
душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год
прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по
соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю
Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж
драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих
гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу
ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-
Петербурга в наш недостойный материк, населенный
мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским
элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
7.Из чего можно заключить, что письмо написано
не очень грамотным человеком? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
8. Правильно ли автор письма употребляет
термины?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. С какой целью он их употребляет?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__
10. Какие слова уместнее в дружеской переписке:
общеупотребительные или
необщеупотребительные? Почему вы так
считаете?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
Часть 3.
11. Как называются слова, которые употребляют
определенные социальные группы носителей
языка? ____________________________
12. Найди такое слово в отрывке из рассказа Д.
Рубиной:
Он позвонил минут через двадцать.
- Григорий, не пыли, а?.. - дружески попросил он. - Я
посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь,
Пимен - псих или не псих?
- Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же
ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда
душой в минувшем погруженный, он летопись свою
ведет..."
- Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы
на людей бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.
- Плоткин, - расстроилась я, - не понимаю, чего ты
добиваешься! ___________________________ 13. Как вы думаете, зачем писательница
употребила такое слово, вместо
общеупотребительного синонима?
___________________________________________________________
_________________________________________________
14. Как вы думаете, могут ли такие (или подобные)
слова со временем войти в язык в качестве
общеупотребительных слов? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___
Часть 4.
15. Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К.
Паустовского. Как вы понимаете основную мысль
автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о
том, что хорошо бы составить несколько новых словарей
русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих
словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова,
имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие
местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в
четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и
пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить
людей от скудоумной и ломаной речи.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Контрольный тест по русскому языку, раздел "Лексика", 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.